Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:49, реферат
Каспийское море - самый крупный в мире внутриконтинентальный водоем, не связанный с мировым океаном, площадью более 398000 км3. Расположено оно во внутренней части Евразии, и является удивительным созданием природы. В то время как на северном берегу свирепствуют лютые морозы и снежные метели, на южном расцветают магнолии и абрикосовые деревья.
Введение
Влияние нефтяного загрязнения на окружающую среду и её обитателей
Основные источники углеводородных загрязнений Каспия Прикаспийскими государствами
Основные причины загрязнения Каспийского моря от морских нефтяных операций и их оценка
Что ожидает Каспий в ближайшем будущем
Заключение
Основные выводы
Анализ национального
экологического
По своему
содержанию Водный кодекс
Упущены нормирование
качества воды и предельно допустимых
сбросов вредных веществ в водные объекты,
особенности правовой охраны морей, включая
Каспийское, от нефтяного загрязнения
и другие вопросы.
Отсутствуют
необходимые подзаконные акты
по предотвращению и
Употребляются
лишь санитарные нормы и
В настоящее
время отсутствуют нормативные правовые
акты Республики Казахстан, определяющие
экологические, санитарно-гигиенические
и другие требования к хозяйственной и
иной деятельности, влияющей на состояние
земель вследствие их загрязнения.
Отсутствуют
нормативы качества земель при
их хозяйственно-бытовом и радиоактивном
загрязнении, а также при некоторых видах
биологического загрязнения.
Оценивая
в целом состояние
Недостаточно
эффективно используются
Среди недостатков
сложившейся системы платежей
за природопользование можно
отметить неполный охват всех
загрязнений (не учитывается
Для предотвращения
экологической катастрофы на
Каспии необходимо: - ограничить добычу
нефти согласно межправительственных
соглашений Прикаспийских государств;
застраховать биологические ресурсы моря;
ужесточить контроль за нефтяными операциями
на море, повысить штрафные санкции за
загрязнение каспийских вод.
Что ожидает
Каспий в ближайшем будущем?
История нефтяного
освоения Каспия одновременно является
историей его контаминации; каждый
из трех «нефтяных бумов» вызывал
широкомасштабное загрязнение. Технология
добычи усовершенствовалась, но положительный
эффект в виде снижения удельного загрязнения
сводился на нет увеличением количества
добываемой нефти. По-видимому, уровни
загрязнения в нефтедобывающих районах
(Бакинская бухта др.) были примерно одинаковыми
в первый (до 1917 г.), второй (сороковые-пятидесятые
гг.) и третий (1970-е) пик добычи нефти. Наоборот,
снижение индустриальной активности,
чем бы она ни была вызвана (войной, разрухой,
истощением запасов, «перестройкой» и
т.п.), всегда приводило к сокращению загрязнения
моря. Если уместно называть события последних
лет «четвертым нефтяным бумом», то следует
ожидать как минимум такого же масштаба
загрязнений. Пока не ощущается ожидаемого
снижения выбросов в связи с внедрением
западными транснациональными корпорациями
современных технологий. Так, в России
с 1991 по 1998 гг. выбросы вредных веществ
в атмосферу, приходящиеся на одну тонну
добываемой нефти, составили 5,0 кг. Выбросы
СП "Тенгизшевройл" в 1993-2000 гг. составили
7,28 кг на одну тонну добытой нефти. В прессе
и официальных источниках описаны многочисленные
случаи нарушения компаниями природоохранных
требований, аварийные ситуации различной
тяжести. Практически все компании не
соблюдают действующий запрет на сброс
в море буровых растворов. На космоснимках
отчетливо просматривается гигантское
нефтяное пятно в Южном Каспии. Подсолевые
месторождения Тенгиз, Королевское, Кашаган
(в будущем и другие) представляют собой
гигантскую пороховую емкость с естественным
давлением нефтеносной залежи 850-1200 атмосфер,
мощностью свыше 1000 м, температурой 120-140°С
и с содержанием сернистого газа до 25%.
Авария 1985г.
на скв. 37 Тенгизского месторождения
(на суше) ликвидировалась в течение
398 дней. В атмосфере сгорело около
3 млн. т нефти. Температура
воздуха у устья скважины
Даже при самом
благоприятном стечении обстоятельств,
без крупных аварий, и с учетом
снижения выбросов до международного
уровня, ожидаемое загрязнение моря превысит
все, с чем мы сталкивались ранее. Согласно
общепринятым расчетам, на каждый миллион
тонн добытой в мире нефти приходится
в среднем 131.4 тонны потерь. Исходя из ожидаемой
добычи в 70-100 млн. т., в целом по Каспию
будем иметь не менее 13 тыс. т в год, причем
большая часть придется на Северный Каспий.
По оценкам Росгидромета, среднегодовое
содержание нефтяных углеводородов в
северокаспийской воде к 2020 г. поднимется
вдвое-втрое и достигнет 200 мкг/л (4 ПДК),
без учета аварийных разливов. Следует
отметить, что доля речных загрязнений
имеет тенденцию к сокращению, в меньшей
степени за счет сокращения производства
в долинах рек, в большей степени – за
счет наращивания оффшорной нефтедобычи.
Ожидается, что в перспективе 2010-2020 гг.
соотношение загрязнений река-море достигнет
50:50.
Заключение
Экологические
проблемы Каспия и его побережья
являются следствием всей истории экстенсивного
экономического развития в странах
региона. На это накладываются как долговременные
природные изменения (вековые колебания
уровня моря, изменение климата), так и
острые социально-экономические проблемы
сегодняшнего дня (переходный период,
экономический кризис, конфликты, внедрение
транснациональных корпораций и т.п.).
За журналистскими
рассуждениями о том, что Каспий
попал в «сферу интересов» той
или иной страны обычно теряется тот
факт, что эти страны, в свою очередь,
попадают в сферу влиянияКаспия.
Например, на фоне 10-50 млрд. долларов ожидаемых
западных инвестиций в каспийскую нефть,
экономические последствия массовой гибели
каспийской кильки выражаются суммой
«всего» в 2 миллиона долларов. Однако
реально этот ущерб выражается цифрой
в 200 тыс. тонн дешевой белковой пищи. Неустойчивость,
социальные риски, порождаемые дефицитом
доступных продуктов в прикаспийском
регионе, способны создать реальную угрозу
для западных нефтяных рынков, а при неблагоприятном
стечении обстоятельств – даже спровоцировать
широкомасштабный топливный кризис.
Значительная часть
ущерба, наносимого природе человеческой
деятельностью, остается за рамками экономических
расчетов. Именно отсутствие методов экономической
оценки биоразнообразия и экологических
услуг приводит к тому, что планирующие
органы прикаспийских стран отдают предпочтение
развитию добывающих отраслей и “аграрной
индустрии” в ущерб устойчивому использованию
биоресурсов, туризму и рекреации.
При освоении углеводородных
ресурсов в бассейне Каспийского
моря и эксплуатации, действующих
необходимо проводить природоохранные
мероприятия. Регион Каспийского моря
входит в категорию тех экологических
зон, которые находятся на грани кризиса.
Следовательно, всем Прикаспийским государствам
необходимо разработать и внедрить единые
нормативные, методические и правовые
документы при освоении углеводородного
сырья, которые бы исключали или снижали
техногенное воздействие на экосистему
Каспия. Если эти страны будут совместно,
рационально использовать природные ресурсы,
проведут работы по увеличению численности
растений и животных, природоохранные
мероприятия, то в таком случаи Каспий
будет жить. Очень важны международные
службы по незамедлительным действиям
при авариях на Каспии. Мы также нуждаемся
в каспийском экологическом Фонде, так
как не может быть и вопроса о защите без
финансирования.
Обеспечение экологической
безопасности, развитие экологического
мониторинга является приоритетной
проблемой каждого государства.
Означает
ли всё выше сказанное, что
мы категорически против
Основные
выводы
1. Как видно
из вышеприведенного материала,
2. Наибольший
ущерб экологии и
3. Загрязнение
моря от нефтедобычи в ближней
перспективе заметно
4. Возможность
восстановления экосистем
5. Система экологического
мониторинга и научных
6. Возможным
выходом из существующего