Проблема использования и воспроизводства природных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:10, реферат

Описание работы

Природные ресурсы - элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство (атмосферный воздух, вода, почва, солнечная радиация, полезные ископаемые, климат, растительность, животный мир и т.д.).

Работа содержит 1 файл

экология.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

Проблемы  использования и  воспроизводства  природных ресурсов, их связь с размещением  производства

Природные ресурсы - элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые  им в материальное производство (атмосферный  воздух, вода, почва, солнечная радиация, полезные ископаемые, климат, растительность, животный мир и т.д.). 

Природные ресурсы  подразделяются на исчерпаемые и  неисчерпаемые. Исчерпаемые природные  ресурсы - ресурсы, количество которых  ограничено и абсолютно, и относительно. Исчерпаемые ресурсы могут быть невозобновимыми, т.е. абсолютно не восстанавливающимися (каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых) или восстанавливающимися значительно медленнее, чем идет их использование (торфяники, многие осадочные породы). Использование этих ресурсов неминуемо ведет к их истощению. 

Наиболее важные проблемы ресурсопотребления в настоящее  время следующие: 

1) низкий технологический  уровень добычи и переработки  сырья (всего в хвостах обогатительных  фабрик, в факелах и отвалах теряется около 1/3 всех добываемых полезных ископаемых); 

2) структура народного  хозяйства с высоким удельным  весом ресурсоемких отраслей; 

3) недостаточность  экономических стимулов к ресурсосбережению; 

4) слабость государственной  политики в области ресурсосбережения. 

Все это является главным источником гигантских перерасходов топлива, сырья и материалов. Электроемкость и энергоемкость ВВП России соответственно в 2,5 и 4,5 раза выше этих показателей  в США. Разрыв по отношению к европейским  странам и Японии еще более впечатляющий: в 3,5 и 8,8 раза. Еще больше по сравнению с ведущими промышленными странами Россия перепотребляет минерального сырья, в частности железной руды, а из промышленных материалов - стали и цемента. Например, Россия в начале 90-х гг. XX в. потребляла железной руды на единицу ВВП в восемь раз больше, чем в США. 

В результате всеобщего  перепотребления природных ресурсов Россия тратит только на энергоносители от 25 до 30% ВВП, в то время как США - не более 67%, а европейские страны и Япония - еще меньше. 

Возобновимые природные  ресурсы по мере их использования  постоянно восстанавливаются (животный мир, растительность, почва). Однако для  сохранения их способности к восстановлению необходимы определенные условия, нарушение  которых замедляет или вовсе прекращает процесс восстановления. Процессы восстановления протекают с разной скоростью для разных ресурсов: для восстановления животных требуется несколько лет, леса – 60-80 лет, почвы - несколько тысячелетий.

Эколого-экономическая  сбалансированность регионов как государственная задача

Переход к рыночной экономике в стране сопровождался  усилением региональной поляризации. Например, по финансово-экономическим  аспектам (прибыльность или убыточность  производства, денежные доходы населения  и т.п.) экономические районы стали делиться на богатые и бедные. К первым принадлежат в основном восточные районы, ко вторым - многие районы европейской части. 

Экономические реформы  проходят в разных направлениях, различными темпами. Например, быстрее всего  на начальном этапе реформы осуществлялись в старых промышленных районах, в то время как в районах с преимущественно аграрной специализацией, а также там, где наблюдается сильное отставание в развитии, процесс происходил медленнее. Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов является важнейшей государственной задачей. 

Как правило, в старых промышленных районах – на Урале, Кузбассе, в центре европейской части  России - промышленность работает в  основном успешно и стабильно, но экологическая обстановка очень сложная, неблагоприятная по многим факторам. Поэтому эколого-экономическая сбалансированность регионов является очень важной государственной задачей. В целях эколого-экономической сбалансированности регионов принимаются следующие меры: 

1) приближение производств  к источникам сырья, топлива,  энергии к районам потребления.  С учетом этого принципа решается  проблема сокращения и ликвидации  дальних нерациональных перевозок,  снижения затрат труда в целом  и по всем стадиям производства, повышения экономической эффективности (особенно в депрессивных регионах); 

2) первоочередное  освоение и комплексное использование  наиболее эффективных видов природных  ресурсов. В условиях развития  рыночных отношений этот принцип  особенно важен. Для комплексного  использования наиболее эффективных ресурсов создаются территориальные производственные комплексы, например Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и газа, на базе железных руд формируется ТПК КМА (Курской магнитной аномалии), на основе уникальных угольных ресурсов – Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК; 

3) оздоровление экологической  обстановки, принятие эффективных  мер по охране природы и  рациональному природопользованию. 

В условиях рынка  в процессе размещения и развития производительных сил в регионах остро встают вопросы совершенствования управления природопользованием. 

Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает необходимость комплексной системы  решения экологических и экономических  проблем регионального развития.

Экономическое стимулирование природоохранной деятельности

Разгосударствление  подавляющего большинства предприятий, создание различных форм собственности, включая частную, не привели в  целом по России к существенному  снижению сбросов и выбросов загрязняющих веществ. 

В настоящее время в России реализуется экономический механизм охраны окружающей природной среды, соответствующий критериям переходного периода к рыночной экономике. Главная его особенность состоит в ориентации не на плановое централизованное финансирование природоохранной деятельности, а в основном на экономические методы его регулирования и стимулирования. При этом внедряются новые экономические стимулы: плата за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение окружающей природной среды, экологические фонды, экологические льготы, экологическое страхование и др. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определил основные задачи экономического механизма природоохранной деятельности в России: 

1) установление лимитов  использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ; 

2) установление нормативов  платы и размеров платежей  за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих  веществ, размещение отходов и  другие виды вредного воздействия; 

3) внедрение комплекса  мер по экономическому стимулированию (поощрению) охраны окружающей  природной среды; 

4) реализация эффективной  системы штрафов за нарушение  природоохранного законодательства  и обязательного возмещения вреда,  причиненного окружающей среде и здоровью человека. 

Кроме того, применяется  материальное стимулирование природоохранной  деятельности - обеспечение выгодности для природо-пользователей природоохранной  деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер  поощрения, но и наказания. 

Меры материального  поощрения: 

1) установление налоговых  льгот; 

2) освобождение от  налогообложения экологических  фондов и природоохранного имущества; 

3) применение поощрительных  цен и надбавок на экологически  чистую продукцию; 

4) применение льготного  кредитования предприятий, эффективно  осуществляющих охрану окружающей  среды. 

Меры материального  наказания: 

1) введение специального  добавочного налогообложения экологически  вредной продукции и продукции,  выпускаемой с применением экологически опасных технологий (т.е. такой продукции, потребление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды); 

2) штрафы за экологические  правонарушения.

Правовые  аспекты охраны природы

Первым известным  законом об охране окружающей среды считается эдикт 1773 г., запрещавший использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. 

В истории развития экологического законодательства последняя  треть XX в. отмечена рядом постановлений, направленных на улучшение экологических  ситуаций в отдельных регионах: бассейны рек Волги, Урала, Каспийское море, Байкал и др. В современной России право человека на надежную охрану окружающей природной среды и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены Конституцией Российской Федерации 1993 г. 

Экологическое право - это совокупность эколого-правовых норм, регулирующих общественные отношения  в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны природы, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Источниками экологического права, образующими экологическое законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы: 

1) Конституция Российской Федерации; 

2) законы и иные  нормативные акты РФ и субъектов  РФ в области природопользования  и охраны природы; 

3) указы и распоряжения  Президента РФ и постановления  Правительства РФ; 

4) нормативные акты  министерств и ведомств; 

5) нормативные решения органов местного самоуправления. 

Конституция Российской Федерации, в частности, устанавливает  обязанности граждан соблюдать  требования природоохранного законодательства принимать участие в охране природы, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. 

Конституция РФ также  определяет организационные и контрольные  функции высших и местных органов  власти по рациональному использованию  и охране природных ресурсов. Основой  природоохранного законодательства является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.). Задачами природоохранного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей. 

Настоящий Закон  охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны природы не должны противоречить Конституции РФ и данному Федеральному закону.

Международные соглашения об охране биосферы

Самые важные международные  соглашения об охране биосферы - это принятые международные договоры об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН был торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Специальные природоохранительные международные договоры содержат статьи только об охране окружающей среды. К глобальным договорам относятся: 

1) Конвенция о  запрещении военного или иного  враждебного использования средства  воздействия на природную среду (1977 г.); 

2) Конвенция о  трансграничном загрязнении воздуха  на большие расстояния (1979 г.); 

3) Конвенция об  охране мигрирующих видов диких  животных (1979 г.). 

Существуют и региональные договоры и соглашения: 

1) об использовании и охране Дуная, Черного моря; 

2) договоры европейских  стран (ЕЭС); 

3) Африканская конвенция  по охране природы и природных  ресурсов (1968 г.); 

4) Конвенция об  охране морских живых ресурсов  Антарктики (1980 г.); 

5) Соглашение об  охране полярного медведя (1974 г.); 

6) Конвенция о  рыболовстве в северо-восточной  части Атлантического океана (1959 г.); 

7) Конвенция о  рыболовстве и сохранении живых  ресурсов в Балтийском море  и датских проливах (1973 г.); 

8) Соглашение о  сотрудничестве по борьбе с  загрязнением Северного моря нефтью (1969 г.). 

Кроме того, существует еще одна категория международных  объектов биосферы, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. 

Она включает: 

1) природные объекты,  представляющие уникальную ценность и взятые на международный контроль; 

2) редкие и исчезающие  виды животных и растений, занесенные  в Международную Красную книгу; 

3) разделяемые природные  ресурсы, постоянно или значительную  часть года находящиеся в пользовании. 

Информация о работе Проблема использования и воспроизводства природных ресурсов