Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:10, реферат
Природные ресурсы - элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство (атмосферный воздух, вода, почва, солнечная радиация, полезные ископаемые, климат, растительность, животный мир и т.д.).
Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их связь с размещением производства
Природные ресурсы -
элементы природы, необходимые человеку
для его жизнеобеспечения и вовлекаемые
им в материальное производство (атмосферный
воздух, вода, почва, солнечная радиация,
полезные ископаемые, климат, растительность,
животный мир и т.д.).
Природные ресурсы
подразделяются на исчерпаемые и
неисчерпаемые. Исчерпаемые природные
ресурсы - ресурсы, количество которых
ограничено и абсолютно, и относительно.
Исчерпаемые ресурсы могут быть невозобновимыми,
т.е. абсолютно не восстанавливающимися
(каменный уголь, нефть и большинство других
полезных ископаемых) или восстанавливающимися
значительно медленнее, чем идет их использование
(торфяники, многие осадочные породы).
Использование этих ресурсов неминуемо
ведет к их истощению.
Наиболее важные
проблемы ресурсопотребления в настоящее
время следующие:
1) низкий технологический
уровень добычи и переработки
сырья (всего в хвостах
2) структура народного
хозяйства с высоким удельным
весом ресурсоемких отраслей;
3) недостаточность
экономических стимулов к
4) слабость государственной
политики в области ресурсосбережения.
Все это является
главным источником гигантских перерасходов
топлива, сырья и материалов. Электроемкость
и энергоемкость ВВП России соответственно
в 2,5 и 4,5 раза выше этих показателей
в США. Разрыв по отношению к европейским
странам и Японии еще более впечатляющий:
в 3,5 и 8,8 раза. Еще больше по сравнению
с ведущими промышленными странами Россия
перепотребляет минерального сырья, в
частности железной руды, а из промышленных
материалов - стали и цемента. Например,
Россия в начале 90-х гг. XX в. потребляла
железной руды на единицу ВВП в восемь
раз больше, чем в США.
В результате всеобщего
перепотребления природных
Возобновимые природные ресурсы по мере их использования постоянно восстанавливаются (животный мир, растительность, почва). Однако для сохранения их способности к восстановлению необходимы определенные условия, нарушение которых замедляет или вовсе прекращает процесс восстановления. Процессы восстановления протекают с разной скоростью для разных ресурсов: для восстановления животных требуется несколько лет, леса – 60-80 лет, почвы - несколько тысячелетий.
Эколого-экономическая сбалансированность регионов как государственная задача
Переход к рыночной
экономике в стране сопровождался
усилением региональной поляризации.
Например, по финансово-экономическим
аспектам (прибыльность или убыточность
производства, денежные доходы населения
и т.п.) экономические районы стали делиться
на богатые и бедные. К первым принадлежат
в основном восточные районы, ко вторым
- многие районы европейской части.
Экономические реформы
проходят в разных направлениях, различными
темпами. Например, быстрее всего
на начальном этапе реформы осуществлялись
в старых промышленных районах, в то время
как в районах с преимущественно аграрной
специализацией, а также там, где наблюдается
сильное отставание в развитии, процесс
происходил медленнее. Выравнивание уровней
социально-экономического развития регионов
является важнейшей государственной задачей.
Как правило, в старых
промышленных районах – на Урале,
Кузбассе, в центре европейской части
России - промышленность работает в
основном успешно и стабильно, но
экологическая обстановка очень сложная,
неблагоприятная по многим факторам. Поэтому
эколого-экономическая сбалансированность
регионов является очень важной государственной
задачей. В целях эколого-экономической
сбалансированности регионов принимаются
следующие меры:
1) приближение производств
к источникам сырья, топлива,
энергии к районам потребления.
2) первоочередное
освоение и комплексное
3) оздоровление экологической
обстановки, принятие эффективных
мер по охране природы и
рациональному
В условиях рынка
в процессе размещения и развития
производительных сил в регионах
остро встают вопросы совершенствования
управления природопользованием.
Анализ отечественного
и зарубежного опыта показывает
необходимость комплексной
Экономическое стимулирование природоохранной деятельности
Разгосударствление
подавляющего большинства предприятий,
создание различных форм собственности,
включая частную, не привели в
целом по России к существенному
снижению сбросов и выбросов загрязняющих
веществ.
В настоящее время
в России реализуется экономический механизм
охраны окружающей природной среды, соответствующий
критериям переходного периода к рыночной
экономике. Главная его особенность состоит
в ориентации не на плановое централизованное
финансирование природоохранной деятельности,
а в основном на экономические методы
его регулирования и стимулирования. При
этом внедряются новые экономические
стимулы: плата за пользование природными
ресурсами, плата за загрязнение окружающей
природной среды, экологические фонды,
экологические льготы, экологическое
страхование и др. Закон РФ «Об охране
окружающей природной среды» определил
основные задачи экономического механизма
природоохранной деятельности в России:
1) установление лимитов
использования природных
2) установление нормативов
платы и размеров платежей
за использование природных
3) внедрение комплекса
мер по экономическому
4) реализация эффективной
системы штрафов за нарушение
природоохранного
Кроме того, применяется
материальное стимулирование природоохранной
деятельности - обеспечение выгодности
для природо-пользователей
Меры материального
поощрения:
1) установление налоговых
льгот;
2) освобождение от
налогообложения экологических
фондов и природоохранного
3) применение поощрительных
цен и надбавок на
4) применение льготного
кредитования предприятий,
Меры материального
наказания:
1) введение специального
добавочного налогообложения
2) штрафы за экологические правонарушения.
Правовые аспекты охраны природы
Первым известным
законом об охране окружающей среды
считается эдикт 1773 г., запрещавший использование
каменного угля для отопления жилищ Лондона.
В истории развития
экологического законодательства последняя
треть XX в. отмечена рядом постановлений,
направленных на улучшение экологических
ситуаций в отдельных регионах: бассейны
рек Волги, Урала, Каспийское море, Байкал
и др. В современной России право человека
на надежную охрану окружающей природной
среды и достоверную информацию о ее состоянии,
а также обязанность каждого сохранять
природу и бережно относиться к ее ресурсам
закреплены Конституцией Российской Федерации
1993 г.
Экологическое право
- это совокупность эколого-правовых
норм, регулирующих общественные отношения
в сфере взаимодействия общества
и природы с целью охраны природы,
предупреждения вредных экологических
последствий, оздоровления и улучшения
качества окружающей человека природной
среды. Источниками экологического права,
образующими экологическое законодательство
Российской Федерации, являются следующие
правовые документы:
1) Конституция Российской
Федерации;
2) законы и иные
нормативные акты РФ и
3) указы и распоряжения
Президента РФ и постановления
Правительства РФ;
4) нормативные акты
министерств и ведомств;
5) нормативные решения
органов местного самоуправления.
Конституция Российской
Федерации, в частности, устанавливает
обязанности граждан соблюдать
требования природоохранного законодательства
принимать участие в охране природы,
повышать уровень знаний о природе
и экологическую культуру.
Конституция РФ также
определяет организационные и контрольные
функции высших и местных органов
власти по рациональному использованию
и охране природных ресурсов. Основой
природоохранного законодательства является
Федеральный закон «Об охране окружающей
среды» (2002 г.). Задачами природоохранного
законодательства Российской Федерации
являются регулирование отношений в сфере
взаимодействия общества и природы с целью
сохранения природных богатств и естественной
среды обитания человека, предотвращение
вредного воздействия хозяйственной и
иной деятельности, оздоровление и улучшение
качества окружающей природной среды,
укрепление законности и правопорядка
в интересах настоящего и будущих поколений
людей.
Настоящий Закон охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны природы не должны противоречить Конституции РФ и данному Федеральному закону.
Международные соглашения об охране биосферы
Самые важные международные
соглашения об охране биосферы - это принятые
международные договоры об ограничении,
сокращении и запрещении испытаний ядерного,
бактериологического, химического оружия
в различных средах и регионах. В 1996 г.
в ООН был торжественно подписан Договор
о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Специальные природоохранительные международные
договоры содержат статьи только об охране
окружающей среды. К глобальным договорам
относятся:
1) Конвенция о
запрещении военного или иного
враждебного использования
2) Конвенция о
трансграничном загрязнении
3) Конвенция об
охране мигрирующих видов
Существуют и региональные
договоры и соглашения:
1) об использовании
и охране Дуная, Черного моря;
2) договоры европейских
стран (ЕЭС);
3) Африканская конвенция
по охране природы и природных
ресурсов (1968 г.);
4) Конвенция об
охране морских живых ресурсов
Антарктики (1980 г.);
5) Соглашение об
охране полярного медведя (1974 г.);
6) Конвенция о
рыболовстве в северо-
7) Конвенция о
рыболовстве и сохранении
8) Соглашение о
сотрудничестве по борьбе с
загрязнением Северного моря нефтью (1969
г.).
Кроме того, существует
еще одна категория международных
объектов биосферы, которая охраняется
и управляется государствами, но
взята на международный учет.
Она включает:
1) природные объекты,
представляющие уникальную ценность
и взятые на международный контроль;
2) редкие и исчезающие
виды животных и растений, занесенные
в Международную Красную книгу;
3) разделяемые природные
ресурсы, постоянно или
Информация о работе Проблема использования и воспроизводства природных ресурсов