Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:38, реферат
На протяжении последних 10 лет наблюдается постоянный рост уровня выбросов загрязняющих веществ от промышленности и транспорта. Более 64 миллионов граждан Российской Федерации проживают в городах со сверхнормативным загрязнением атмосферного воздуха. Не снижается доля сброса сточных вод без очистки, вследствие чего качество воды крупных рек и их притоков продолжает находиться в диапазоне от «загрязненной» до «чрезвычайно-грязной», состояние водных объектов.
Введение
На протяжении последних 10 лет наблюдается постоянный рост уровня выбросов загрязняющих веществ от промышленности и транспорта. Более 64 миллионов граждан Российской Федерации проживают в городах со сверхнормативным загрязнением атмосферного воздуха. Не снижается доля сброса сточных вод без очистки, вследствие чего качество воды крупных рек и их притоков продолжает находиться в диапазоне от «загрязненной» до «чрезвычайно-грязной», состояние водных объектов. При этом около 80% населения России использует воду именно из поверхностных водоисточников. Хронической остается проблема низкой эффективности управления отходами производства и потребления. Темпы утилизации промышленных и бытовых отходов в разы отстают от темпов образования, что обуславливает усугубление ситуации в отношении накопленного экологического ущерба. В хламохранилищах, на полигонах и свалках накоплено более 82 млрд. т отходов производства и потребления, средний показатель использования и обезвреживания отходов в промышленности составляет около 43,3%, твердые бытовые отходы практически в полном объеме подвергаются прямому захоронению.
Эти
неблагоприятные факторы
И только государственное регулирование охраны окружающей среды может обеспечить устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии.
Итак, основными целями данной работы является рассмотрение процесса государственного регулирования охраны окружающей среды, задач и принципов.
Организация природопользования — важное направление социально-политической деятельности государства, поэтому отличительной особенностью современного этапа хозяйственного развития является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия.
В хозяйственной деятельности предприятий отсутствует механизм, опирающийся на экономический инструментарий стимулирования природоохранных мероприятий. Создание такого инструментария в настоящее время чрезвычайно актуально и необходимо. Это определяется не только внутренними потребностями России, но и процессом интеграции страны в мировое сообщество и возникающими в этой связи объективными требованиями использования в хозяйственной практике мировых стандартов.
Проблемы, которые исследуются в рамках экономики природопользования, можно объединить в две большие группы. Во-первых, это проблемы наиболее эффективного использования экономикой природных ресурсов и, во-вторых, это проблема поиска и обоснования наиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды. Эти проблемы должны решаться на основе закономерностей естественноисторического характера, а также с учетом изменяющихся потребностей общества, формирования новой системы ценностей на фоне экономических проблем современности.
Понятие управления природопользованием вошло в употребление в России в конце 80-х гг. Управление — это совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости. Содержательный смысл управления природопользованием раскрывается в конкретных формах его организации и выбранной системе воздействий. Цель управления — обеспечение экологически безопасного и устойчивого развития. Характер системы управления определяется, прежде всего, поставленной целью и зависит от особенностей конкретной территории, что влияет на специфику природопользования и требует регионального подхода к организации систем управления природопользованием.[1]
Системы управления природопользованием зависят от методов управления, которые определяются на основе информационного и нормативно-правового обеспечения управления процесса управления.
Организация системы управления природопользованием включает: формирование экологической политики; определение целей, задач, приоритетов экополитики; выработку стратегии природопользования; выбор методов управления; создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления природопользованием; создание институциональной инфраструктуры.
Основной составляющей системы управления природопользованием является экологическая политика, т. е. политика по отношению к окружающей природной среде, рациональному природопользованию и уровню экологической безопасности. В иерархической структуре экополитики выделяется четыре основных уровня:
Цели и задачи
экополитики устанавливаются на
глобальном и национальном уровнях.
На региональном и местном уровнях
они конкретизируются, исходя из специфики
территории, определяются приоритеты.
На национальном и региональном уровнях
определяются стратегические цели. Это
цели, задачи и приоритеты, приведенные
в соответствие с особенностями территории,
ее возможностями.
Стратегические цели, задачи, принципы.
Направления и инструменты управления в России
Рассмотрим стратегические цели, задачи и принципы государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды России.
Стратегической целью государственной экополитики является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны.
Государственная экополитика базируется на следующих принципах:
Для реализации стратегических целей, исходя из внутренних и внешних объективных предпосылок, намечаются более конкретные направления действий. Основными направлениями государственной экологической политики России являются:
Выделим приоритетные направления экополитики России:
На основе выделенных направлений определяются механизмы их реализации и конкретные методы — инструменты экополитики. [3] Известно около 40 различных инструментов экополитики. Они делятся на фискальные и нефискальные. К нефискальным инструментам относят, например, правовое обеспечение природоохранной деятельности, экологическое нормирование, образование и др. Фискальные инструменты делят на два вида: связанные с государственными доходами (лицензирование природопользования, налоги); связанные с государственными издержками (природоохранные целевые инвестиции, государственная поддержка экологических направлений НИОКР, государственное финансирование природоохранных мероприятий, экологических программ и пр.). В настоящее время среди важнейших механизмов реализации экополитики в России следует выделить: правовой, административный, экономический, информационный.
Обычно, когда говорят о механизмах реализации экологической политики, выделяют три подхода:
В
области природопользования и природоохранной
деятельности наибольшее распространение
получило прямое регулирование, базирующееся
на законодательстве. Как следует из теории
и практики последних десятилетий, решать
экологические проблемы только на базе
государственного регулирования и рынка
не удается. Имеется ряд принципиальных
причин, определяющих «провалы рынка»
(экстерналии, отсутствие или заниженность
цен, общественные блага и др.) и неэффективность
государственной политики (субсидии, налоги
и др.) в области охраны окружающей среды
и использования природных ресурсов. В
связи с этим наиболее приемлемы смешанные
механизмы, позволяющие реализовывать
эколого-экономическую политику на основе
государственного регулирования и рыночных
инструментов.
Заключение
В ходе работы, мы выяснили, что в широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо. Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
Подводя
итог, следует отметить, что, к сожалению,
на современном этапе развитие рыночно-хозяйственных
отношений значительно опережает развитие
законодательной базы, в том числе это
относится и к стимулированию рационального
природопользования. Но все же не будем
торопиться с пессимистическими выводами,
ибо уже несколько лет ведется разработка
соответствующей законодательной базы,
да и в сознании людей постепенно меняется
отношение к окружающей среде и необходимости
ее охраны.
Список
используемой литературы