Природопользование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:38, реферат

Описание работы

На протяжении последних 10 лет наблюдается постоянный рост уровня выбросов загрязняющих веществ от промышленности и транспорта. Более 64 миллионов граждан Российской Федерации проживают в городах со сверхнормативным загрязнением атмосферного воздуха. Не снижается доля сброса сточных вод без очистки, вследствие чего качество воды крупных рек и их притоков продолжает находиться в диапазоне от «загрязненной» до «чрезвычайно-грязной», состояние водных объектов.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Введение 

   На  протяжении последних 10 лет наблюдается  постоянный рост уровня выбросов загрязняющих веществ от промышленности и транспорта. Более 64 миллионов граждан Российской Федерации проживают в городах  со сверхнормативным загрязнением атмосферного воздуха. Не снижается доля сброса сточных вод без очистки, вследствие чего качество воды крупных рек и их притоков продолжает находиться в диапазоне от «загрязненной» до «чрезвычайно-грязной», состояние водных объектов. При этом около 80% населения России использует воду именно из поверхностных водоисточников. Хронической остается проблема низкой эффективности управления отходами производства и потребления. Темпы утилизации промышленных и бытовых отходов в разы отстают от темпов образования, что обуславливает усугубление ситуации в отношении накопленного экологического ущерба. В хламохранилищах, на полигонах и свалках накоплено более 82 млрд. т отходов производства и потребления, средний показатель использования и обезвреживания отходов в промышленности составляет около 43,3%, твердые бытовые отходы практически в полном объеме подвергаются прямому захоронению.

   Эти неблагоприятные факторы неизбежно  сказываются на состоянии окружающей среды, здоровье и продолжительности  жизни населения страны.

   И только государственное регулирование охраны окружающей среды может обеспечить устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии.

   Итак, основными целями данной работы является рассмотрение процесса государственного регулирования охраны окружающей среды, задач и принципов.

Управление  природопользованием  и экологическая политика

      Организация природопользования — важное направление социально-политической деятельности государства, поэтому отличительной особенностью современного этапа хозяйственного развития является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия.

     В хозяйственной деятельности предприятий отсутствует механизм, опирающийся на экономический инструментарий стимулирования природоохранных мероприятий. Создание такого инструментария в настоящее время чрезвычайно актуально и необходимо. Это определяется не только внутренними потребностями России, но и процессом интеграции страны в мировое сообщество и возникающими в этой связи объективными требованиями использования в хозяйственной практике мировых стандартов.

     Проблемы, которые исследуются в рамках экономики природопользования, можно объединить в две большие группы. Во-первых, это проблемы наиболее эффективного использования экономикой природных ресурсов и, во-вторых, это проблема поиска и обоснования наиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды. Эти проблемы должны решаться на основе закономерностей естественноисторического характера, а также с учетом изменяющихся потребностей общества, формирования новой системы ценностей на фоне экономических проблем современности.

     Понятие управления природопользованием вошло  в употребление в России в конце 80-х гг. Управление — это совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости. Содержательный смысл управления природопользованием раскрывается в конкретных формах его организации и выбранной системе воздействий. Цель управления — обеспечение экологически безопасного и устойчивого развития. Характер системы управления определяется, прежде всего, поставленной целью и зависит от особенностей конкретной территории, что влияет на специфику природопользования и требует регионального подхода к организации систем управления природопользованием.[1]

     Системы управления природопользованием зависят  от методов управления, которые определяются на основе информационного и нормативно-правового обеспечения управления процесса управления.

     Организация системы управления природопользованием  включает: формирование экологической  политики; определение целей, задач, приоритетов экополитики; выработку  стратегии природопользования; выбор методов управления; создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления природопользованием; создание институциональной инфраструктуры.

     Основной  составляющей системы управления природопользованием  является экологическая политика, т. е. политика по отношению к окружающей природной среде, рациональному природопользованию и уровню экологической безопасности. В иерархической структуре экополитики выделяется четыре основных уровня:

  1. международно-глобальная;
  2. региональная (макрорегиональная);
  3. национальная (государственная);
  4. локальная (аналог государственной);

      Цели и задачи экополитики устанавливаются на глобальном и национальном уровнях. На региональном и местном уровнях  они конкретизируются, исходя из специфики  территории, определяются приоритеты. На национальном и региональном уровнях определяются стратегические цели. Это цели, задачи и приоритеты, приведенные в соответствие с особенностями территории, ее возможностями. 
 
 
 
 

     Стратегические  цели, задачи, принципы.

     Направления и инструменты управления в России

     Рассмотрим  стратегические цели, задачи и принципы государственной политики в области  природопользования и охраны окружающей среды России.

     Стратегической  целью государственной  экополитики является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны.

     Государственная экополитика базируется на следующих принципах:

  • устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
  • приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
  • справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
  • предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдельных экологических последствий;
  • отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
  • природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
  • открытость экологической информации;
  • участие гражданского общества, органов местного самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. [4]

     Для реализации стратегических целей, исходя из внутренних и внешних объективных  предпосылок, намечаются более конкретные направления действий. Основными  направлениями государственной экологической политики России являются:

  1. Обеспечение устойчивого природопользования (неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновимых природных ресурсов);
  2. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;
  3. Сохранение и восстановление природной среды (сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия).

     Выделим приоритетные направления экополитики России:

  • обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду;
  • улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды;
  • выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды;
  • организация контроля над ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.
 

     На  основе выделенных направлений определяются механизмы их реализации и конкретные методы — инструменты экополитики. [3] Известно около 40 различных инструментов экополитики. Они делятся на фискальные и нефискальные. К нефискальным инструментам относят, например, правовое обеспечение природоохранной деятельности, экологическое нормирование, образование и др. Фискальные инструменты делят на два вида: связанные с государственными доходами (лицензирование природопользования, налоги); связанные с государственными издержками (природоохранные целевые инвестиции, государственная поддержка экологических направлений НИОКР, государственное финансирование природоохранных мероприятий, экологических программ и пр.). В настоящее время среди важнейших механизмов реализации экополитики в России следует выделить: правовой, административный, экономический, информационный.

     Обычно, когда говорят о механизмах реализации экологической политики, выделяют три  подхода:

  • прямое регулирование, связанное с воздействием государства (нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регулирование и т.д.);
  • экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;
  • смешанные механизмы, сочетающие два первых подхода.

     В области природопользования и природоохранной  деятельности наибольшее распространение получило прямое регулирование, базирующееся на законодательстве. Как следует из теории и практики последних десятилетий, решать экологические проблемы только на базе государственного регулирования и рынка не удается. Имеется ряд принципиальных причин, определяющих «провалы рынка» (экстерналии, отсутствие или заниженность цен, общественные блага и др.) и неэффективность государственной политики (субсидии, налоги и др.) в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В связи с этим наиболее приемлемы смешанные механизмы, позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

      В ходе работы, мы выяснили, что в широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо. Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды.

      Управление  природопользованием и охраной  окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом  и права граждан на благоприятную  окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

      Подводя итог, следует отметить, что, к сожалению, на современном этапе развитие рыночно-хозяйственных отношений значительно опережает развитие законодательной базы, в том числе это относится и к стимулированию рационального природопользования. Но все же не будем торопиться с пессимистическими выводами, ибо уже несколько лет ведется разработка соответствующей законодательной базы, да и в сознании людей постепенно меняется отношение к окружающей среде и необходимости ее охраны. 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы  

    1. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология. Природа-Человек-Техника. М.: ЮНИТА—ДАНА, 2001 г.
    2. Агапов Н.Н. и др. Экономика и экология: Учебник. – М.:Рос. Экон. акад., 2000г.
    3. Воробьев В.А., Карчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. Уч.пособие. – Ростов н/Д:Феникс, 2006г.
    4. Лысенко Е.Г. Экономика природопользования. Уч.пособие. - М.: РАСХН, 2006г.

Информация о работе Природопользование