Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:44, реферат
Целью данной работы является изучить понятие природных ресурсов в условиях масштабного антропогенного воздействия на окружающую среду.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- Изучение понятие “природных ресурсов”;
- Классификация природных ресурсов;
- Изучение сферы использования природных ресурсов и причины их истощения.
Не менее сложная ситуация сложилась в отношении невозобновляемых природных ресурсов — полезных ископаемых, в том числе нефти, газа, железа, олова, цинка и пр.
Ежегодно человек изымает из недр земли не менее 100 млрд т различного рода минеральных и органических продуктов. Потребление минерального сырья возрастает в среднем на 5% в год, что означает его удвоение каждые 15 лет. На начало 1990-х годов из недр земли ежегодно в пересчете на каждого из нас изымалось до 20 т минерального сырья.
Уже давно ученые разных стран пытались предсказать сроки возможного исчерпания различных видов полезных ископаемых, учитывая их запасы. Например, в 1948 г. американские специалисты У. и Е. Войтинские утверждали, что запасы нефти должны быть исчерпаны в 1970-1972 гг. Мы теперь видим, что они ошибались, однако не можем дать точного прогноза относительно запасов минерального сырья, несмотря на значительное усовершенствование методов подобного прогнозирования. Например, по различным оценкам современных ученых, запасы железа могут быть исчерпаны за 90-240 лет; меди —21-40 лет; золота — 11-17 лет; нефти — 31-37\лет; газа — 22-38 лет; свинца — за 15 лет; цинка — 18 лет; серебра и платины — 20 лет; ртути — за 13 лет и т. д. Появление в печати таких данных повлекло за собой постановку вопроса о необходимости полностью пересмотреть наше отношение к полезным ископаемым:
во-первых, при поисках новых залежей применяются принципиально новые методы (например, космические съемки);
во-вторых, по возможности одни виды сырья заменяются другими (вместо металла, например, иногда используется базальт);
в-третьих,
предпринимаются серьезные
и, наконец, все шире используется вторичное сырье.
Однако человек еще не может утверждать, что он научился рационально использовать богатства, данные ему природой. Так, по различным подсчетам, сегодня из общего количества добытых из недр земли веществ на народнохозяйственные нужды идет всего 20-30%, а остальные 70-80% выбрасываются в виде отходов.
Логика развития жизни на Земле определяет деятельность человека как главный фактор, причем природа может существовать без человека, но человек не может существовать без природы. Сохранить гармонию человека и природы – основная задача, которая стоит перед настоящим поколением. Это требует изменения многих ранее сложившихся представлений о соизмерении человеческих ценностях. Необходимо развитие у каждого человека «экологического сознания», которое будет определять выбор вариантов технологий, строительства предприятий и использования природных ресурсов.
Человеку
как существу социальному изначально
были присущи два рода потребностей:
биологические (физиологические) и социальные
(материальные и духовные). Одни удовлетворяются
в результате затрат труда на производство
продуктов питания, материальных и духовных
ценностей, другие-человек привык удовлетворять
бесплатно; это потребности в воде, воздухе,
солнечной энергии и т.п. Назовем последние
экологическими, а первые – социально-экономическими
потребностями. Человеческое общество
не может отказаться от использования
природных богатств. Они всегда являлись
и будут являться материальной основой
производства, смысл которого и заключается
в преобразовании различных природных
ресурсов в потребительские блага. К вопросу
об “экологизации” потребления можно
подходить с разных позиций: физиологических,
нравственных, социальных, экономических.
Для любого общества управление ценностной
ориентацией потребления – одна из наиболее
сложных социальных задач. В настоящее
время цивилизация переживает ответственейший
период своего существования, когда ломаются
привычные стереотипы, когда приходит
понимание того, что удовлетворение бесчисленных
запросов современного человека вступает
в острый конфликт с первоосновой потребностей
каждого – сохранением здоровой среды
обитания. Трудности, порождаемые развитием
цивилизации, растущая деградация природной
среды и ухудшение условий жизни людей
порождает необходимость действовать,
искать новые концепции общественного
развития.
1. Колесников С.
И. Природопользование: учебно-методическое
пособие, - Ростов – на Дону, 1999. – 245 с
2. Константинов
В. М. Экологические основы природопользования
: учеб. пособ. / В. М. Константинов. Ю. Б.
Челидзе. – М. : Издательский центр «Академия»;
Мастерство, 2001. – 208 с.
3. Новиков
Ю. В. Экология, окружающая среда и человек:
учеб. пособие для вузов, средних школ
и колледжей. – 2-е изд. .испр. и доп. / Ю.
В. Новиков. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 560 с.
4.Трушина Т. П. Экологические
основы природопользования. -2-е изд. –
Ростов н/Д : «Феникс, 2003. – 384 с.
5. Хандогина
Е. К. Экологические основы природопользования
: учеб. пособ. / Е. К. Хандогина. Н. А. Герасимова.
– М. ФОРУМ – ИНФРА-М, 2007. – 160 с.
6. Экологические
основы природопользования : учеб. пособие
/ под ред. Э. А. Арустамова. – М. : Издательский
Дом «Дашков и К º», 2001. – 236 с.