Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:14, реферат

Описание работы

Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы и экономические районы.

Работа содержит 1 файл

пр.docx

— 27.83 Кб (Скачать)

Природно-ресурсный потенциал  России и его экономическая оценка

Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание  определяют природно-ресурсный потенциал  территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории. При освоении крупных  источников природных ресурсов возникают  крупные промышленные центры, формируются  хозяйственные комплексы и экономические  районы.

Природно-ресурсный потенциал  района оказывает влияние на его  рыночную специализацию и место  в территориальном разделении труда. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального  развития.

В условиях развития рыночной экономики, которая предполагает существование  различных видов собственности, в том числе и частной, на природные  ресурсы, распределение ресурсов между  пользователями и потребителями  во многом зависит от спроса и предложения  на ресурсных рынках.

Россия имеет мощный и  разнообразный природно-ресурсный  потенциал, способный обеспечить необходимые  объемы собственного потребления и  экспорта. В стране открыто и разведано  около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на первом месте в мире по запасам большинства  природных ресурсов, в том числе  по запасам природного газа, каменного  угля, железных руд, ряда цветных и  редких металлов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Россия играет важную роль в мировом минерально-сырьевом комплексе. Из общего объема полезных ископаемых добываемых в мире, на ее долю приходится 28% природного газа, апатитов - 55%, алмазов -26, никеля - 22, каменных солей - 16, железной руды - 14, цветных и редких металлов - 13, нефти - 12, каменного угля - 12%. Дефицитными видами минерального сырья в нашей стране являются марганцевые руды, хромовые, урановые, титановые руды, а также цирконий, бокситы, некоторые виды нерудного минерального сырья. Их дефицит обусловлен отсутствием на территории России крупных месторождений.

Залежи полезных ископаемых имеют различную степень изученности  и различную степень точности оценки. В зависимости от степени  разведанности запасы в России подразделяются на четыре категории: А, В, С1, С2. А - это запасы, изученные и разведанные с наибольшей детальностью; В и С1 - запасы, разведанные с относительно меньшей детальностью; С2 - запасы, оцененные предварительно.

Кроме запасов этих категорий, которые подсчитываются обычно по отдельным  месторождениям, выделяются прогнозные запасы (т. е. предполагаемые, неизученные) для оценки потенциальных возможностей новых рудных зон или районов, бассейнов и перспективных территорий. Суммарные запасы полезных ископаемых района, бассейна, республики или страны целом (т. е. все запасы, изученные  или разведанные, а также прогнозные) объединяются в общие геологические  запасы.

По своему хозяйственному значению запасы полезных ископаемых делятся на две группы.

1. Балансовые (кондиционные) - это те запасы, использование  которых экономически целесообразно  в настоящее время и которые  удовлетворяют промышленным требованиям как по качеству сырья, так и товарно-техническим условиям эксплуатации.

2. Забалансовые (некондиционные) - это те запасы, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно вследствие малой мощности залежей, низкого содержания ценного компонента, особой сложности условий эксплуатации, необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут быть объектом промышленного освоения.

Согласно экономической  классификации природные ресурсы  делятся на: 1) ресурсы материального  производства, в том числе промышленности (топливо, металлы, воды, древесина, рыба) и сельского хозяйства (почва, воды для орошения, кормовые растения, промысловые  животные); 2) ресурсы непроизводственной сферы, в том числе прямого  потребления (питьевая вода, дикорастущие растения и промысловые животные) и косвенного (например, использование  для отдыха зеленых насаждений и  водоемов).

Природные ресурсы классифицируются также по принципу исчерпаемости: исчерпаемые, в том числе возобновимые (растительность, почвы, вода, животный мир) и невозобновимые (минеральные ресурсы); неисчерпаемые (энергия солнца, ветра, текучих вод и т. д.).

По происхождению и  природным свойствам выделяют:

минеральные ресурсы (полезные ископаемые),

земельные,

водные,

биологические,

климатические (солнечное  тепло и свет, осадки),

ресурсы энергии природных  процессов (солнечного излучения, внутреннего  тепла земли, ветра и т. п.).

Особо важное значение имеют минеральные ресурсы. По характеру использования минеральные ресурсы делятся на три группы: топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы); металдорудные - руды черных, цветных, редких и благородных металлов; неметаллические (нерудные), в их числе апатиты, фосфориты, различные соли, слюда, графит, асбест, строительное сырье).

Экономическая оценка природных  ресурсов включает учет множества факторов (экономических, социальных, технических, эколого-географических), которые обусловливают  пространственные различия и значимость природных ресурсов для жизни  и деятельности человека. При их экономической оценке используются следующие параметры: масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами; качество полезного ископаемого, его  состав и свойства, условия эксплуатации; мощность пластов и условия залегания; хозяйственное значение; годовой  объем добычи.

Среди природных ресурсов большое значение для обеспечения  развития производства, жизни и деятельности общества имеют топливно-энергетические ресурсы. Главной особенностью размещения топливно-энергетических ресурсов является неравномерность их размещения по территории страны. Более 90% всех топливно-энергетических ресурсов расположено в восточных

районах страны, а на европейскую часть, включая Урал, приходится менее 10%. В то же время 3/4 всего потребления топлива энергии приходится именно на европейскую часть и Урал.

2. Характеристика общих  и отличительных черт американской  и европейской моделей экономического  развития

 

 

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

 

В последние полтора-два  столетия в мире действовали различные  типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, -- рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы -- традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

 

В каждой системе существуют свои национальные модели организации  хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными  условиями. Так, в административно-командной  системе существовали советская  модель, китайская и др. В современной  капиталистической системе также  существуют различные модели.

 

Американская модель построена  на системе всемерного поощрения  предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается  приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь  вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

 

В целом экономическое  развитие общества -- противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие характеризуется неравномерностью, включая периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции.

 

Известны различные модели экономического развития (модель Германии, США, Китая, стран Юго-Восточной Азии, России, Японии и других стран). Но при  всем их многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.

 

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый  процесс, охватывающий экономический  рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и  качества жизни населения.

 

Американская и европейская  модели рыночной экономики исходят  из признания экономического индивидуализма как движущей силы социально-экономического развития, что характеризует сущность западной цивилизации.

 

Современные модели социально-экономических  процессов в разных странах формировались  под влиянием соответствующих объективных  и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных  теоретических концепций. В каждой стране реализовались те или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании. Это нашло воплощение прежде всего в моделях развития их экономики и в немалой степени определило их специфику.

 

Экономическая модель -- это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами. Отображение экономического явления в определенной экономической модели основывается на сравнительном анализе, который заключается в фиксации исследуемого явления и рассмотрении специфики его развития в рамках мирового хозяйства.

 

Основу любой современной  государственной политики той или  иной страны составляет не вообще рыночная экономика, а ее национальная модель.

 

Становление и развитие американской экономической модели сопровождалось чередованием периодов усиления рыночного  конкурентного механизма с периодами  государственного регулирования экономики. Несмотря на традиционную приверженность ценностям экономической и личной свободы, большинство американцев  разделяло в период кейнсианства многие положения теории и практики социально ответственного государства  или так называемого государства  всеобщего благоденствия.

 

С начала 80-х гг. стало очевидным, что роль государства в рыночной экономике имеет пределы, что  оно не должно подавлять основы рыночного  механизма, конкуренцию, самостоятельность  товаропроизводителей, нарушать оправданные  пропорции между накоплением  и потреблением.

 

В последние десятилетия, и особенно в 90-е гг. XX в., можно  было констатировать снижение доли государственных  расходов в экономическом росте, обусловленное, с одной стороны, усилением рыночных сил в экономике, упором на всемерное развитие и поощрение предпринимательства, а с другой -- факторами геополитического плана. При этом государственный сектор в США концентрируется больше всего в инфраструктурных отраслях (транспортная сеть -- мосты, дороги, трубопроводы; отдельные подразделения энергетики -атомные электростанции; наука; а также отрасли, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы -- образование и здравоохранение). Государственная собственность в США практически полностью отсутствует, что заметно отличает американскую экономику от экономики других развитых стран.

 

Тем не менее некоторое государственное вмешательство в экономику продолжает сохраняться: эмиссия денег и денежное регулирование; создание и поддержание правовой базы рыночных отношений, включая законодательную защиту частной собственности и прав потребителей; поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики; производство общественных благ, включая услуги образования, фундаментальной науки, реализацию задач по обороне страны, правоохранительной деятельности и т.д.; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной деятельности, в частности деятельность по охране окружающей среды; преодоление чрезмерной социальной дифференциации в обществе, поддержка социально уязвимых групп населения.

 

Принципиально важным является повышение степени приоритетности в бюджете государства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, а  также в здравоохранение.

 

Политика правительства  США в области занятости направлена на обеспечение стабильного функционирования рынка труда, отличающегося крайней  мобильностью, а не на формирование законодательной базы, ограничивающей увольнения. Это объясняется в  основном быстрым ростом сектора  малых предприятий, создающих новые  рабочие места. Законодательство США  защищает работников от дискриминации. Об увольнении или необходимости  переподготовки работники извещаются за 60 дней, причем закон не требует  предварительных консультаций с  профсоюзами. В правовом регулировании  трудовых отношений суд исходит  из признания банкротства периодом экстремальной ситуации, а также  из того, что является высшей целесообразностью  в этой ситуации: расторжение трудового  договора, ликвидация самой организации, попытка сохранения производственной деятельности организации-должника.

 

Законодательством предусмотрены  процедуры выплат работникам, увольняемым  из организации-должника.

 

Модель социально-экономического развития Западной Европы существенно  отличается от подобной модели США.

 

В современном мире социальная ориентация экономических программ является наивысшей в Западной Европе, т.е. государство выполняет наибольшее количество социальных программ, в  том числе гарантированную защиту населения, создание рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры. С другой стороны, поддержание действующей  системы социальных гарантий требует  значительных государственных расходов, что в свою очередь удерживает налоговые ставки на высоком уровне, тормозит экономический рост и негативно  сказывается на макроэкономических показателях.

Информация о работе Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка