Причины этнических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:01, доклад

Описание работы

Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга как своей численностью, так и уровнем развития. Неравномерность социально-экономических, этнических и демографических процессов в развитии народов мира по-своему отразилась в политической карте мира. Все населяющие планету этнические общности входят в состав немногим более 200

Работа содержит 1 файл

причины этнических конфликтов.docx

— 31.11 Кб (Скачать)

В неустойчивой обстановке переходного периода  от тоталитаризма к демократии привилегированные  слои основных этнополитических групп  автономий активно стимулируют  изменения системы этносоциальной стратификации. Эти изменения несут  в себе определенные издержки, так  как этнические элиты, формирующие  и определяющие интересы своих последователей, придают узкокорпоративным интересам  этническую окраску. Одновременно идет поиск этносами своего места в  новой экономической модели общества, что способствует самовыражению  и самоутверждению этносов. Такова природа конфликта в Чечне.

Изменение системы  разделения труда. Как показывает историческая практика, в большинстве полиэтнических государств естественным образом складывается система разделения труда между  этническими группами. А поскольку  различные сферы приложения труда  дают разные доходы, постольку между  ними, естественно, складывается негласная  конкуренция, пристрастное сопоставление  трудового вклада и вознаграждения за него. Когда же существует определенная зависимость между сферами труда  и этническими общностями, эта  конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает напряжение в межэтнических  отношениях - первый признак назревающего конфликта.

Кроме того, некоторые  постсоветские государства, по существу, остались традиционными обществами, характеризующимися слабым разделением  труда, низким уровнем урбанизации, наличием трудоемких производств с  большой долей ручного труда, сильными родственными связями, отношениями  личной зависимости, низким доходом  на душу населения и традиционными  нормами и ценностями в культуре. В силу этих причин представители  других этносов, занимающие элитное  положение в обществе и занятые  в сфере управления, экономики  и политики, вызывают у первых чувство  этнической неприязни и непроизвольно (самими фактами своей квалификации, уровнем образования и доходами) становятся стимуляторами разжигания межэтнической розни. По этой же причине могут возникать конфликты и внутри одного этноса, связанные с борьбой кланов и субэтносов.

Вооруженные межнациональные и региональные конфликты: людские потери, экономический  ущерб и социальные последствия // Идентичность и конфликт в постсоветских  государствах. – М. 1997.- С. 298).

Борьба за ресурсы и собственность. Экологическая  ситуация и наличие природных  ресурсов также способны оказывать  воздействие на состояние межэтнических  отношений, провоцируя их обострение. Чаще всего это выражается в борьбе этносов за владение материальными  ресурсами и собственностью, среди  которых наиболее ценными являются земля и недра. При возникновении  подобного спора каждая из конфликтующих  сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли  и природных ресурсов. В этом случае подобные «ресурсные» конфликты  имеют тупиковый характер, поскольку  передел собственности и ресурсов приводит к противоречию интересов  местных этнических элит с федеральным  центром. Стремление к суверенизации  и есть форма такого противостояния. Примером такого конфликта может  служить чеченская война.

В советскую  эпоху во многих регионах существенно  обострилась экологическая ситуация. Тогда в угоду экономической  целесообразности разрушалась традиционная система природопользования, и в  частности землепользования, что  непосредственно изменило образ  жизни этносов во многих республиках  и регионах. Так, например, строительство  Каракумского канала привело сначала  к обмелению крупнейших рек этого  региона - Амударьи и Сырдарьи, а  затем к фактическому исчезновению Аральского моря. Разработка нефтегазовых месторождений Сибири не только разрушила  природную среду обитания народов  Крайнего Севера и Сибири, но и привела  к значительному сокращению поголовья  оленей, превратила оленеводство в  убыточную отрасль хозяйства. Все  это закономерно стимулировало  этноцентробежные тенденции, национальный и региональный сепаратизм, этническую неприязнь к русским.

Стремление  к изменению статуса местных  элит. Статусные конфликты имеют  своей целью изменение политического  статуса и объема властных полномочий той или иной этнотерриториальной  автономии и правящей в ней  элиты. Чаще всего этнические конфликты  такого рода возникают в переходных обществах, в условиях которых они  представляют собой эффективный  способ отвода социального взрыва в  русло межэтнической борьбы. Историческая практика убеждает, что в условиях кризисного состояния общества всегда складываются предпосылки для различного рода экономических, социально-политических противостояний и конфликтов, влекущих за собой перераспределение власти и ресурсов. В основе этнических конфликтов этого типа лежат процессы модернизации и интеллектуализации народов. Создание интеллектуальной элиты  в этнических общностях приводит к тому, что в престижных видах  деятельности возникает конкуренция  между титульными и основными  этносами. Вследствие представлений  о самодостаточности и самостоятельности  представители титульных этносов  начинают претендовать на престижные и привилегированные места, в  том числе и во власти.

В неустойчивой обстановке переходного периода  от тоталитаризма к демократии привилегированные  слои основных этнополитических групп  автономий активно стимулируют  изменения системы этносоциальной стратификации. Эти изменения несут  в себе определенные издержки, так  как этнические элиты, формирующие  и определяющие интересы своих последователей, придают узкокорпоративным интересам  этническую окраску. Одновременно идет поиск этносами своего места в  новой экономической модели общества, что способствует самовыражению  и самоутверждению этносов. Такова природа конфликта в Чечне.

Изменение системы  разделения труда. Как показывает историческая практика, в большинстве полиэтнических государств естественным образом складывается система разделения труда между  этническими группами. А поскольку  различные сферы приложения труда  дают разные доходы, постольку между  ними, естественно, складывается негласная  конкуренция, пристрастное сопоставление  трудового вклада и вознаграждения за него. Когда же существует определенная зависимость между сферами труда  и этническими общностями, эта  конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает напряжение в межэтнических  отношениях - первый признак назревающего конфликта.

Кроме того, некоторые  постсоветские государства, по существу, остались традиционными обществами, характеризующимися слабым разделением  труда, низким уровнем урбанизации, наличием трудоемких производств с  большой долей ручного труда, сильными родственными связями, отношениями  личной зависимости, низким доходом  на душу населения и традиционными  нормами и ценностями в культуре. В силу этих причин представители  других этносов, занимающие элитное  положение в обществе и занятые  в сфере управления, экономики  и политики, вызывают у первых чувство  этнической неприязни и непроизвольно (самими фактами своей квалификации, уровнем образования и доходами) становятся стимуляторами разжигания межэтнической розни. По этой же причине  могут возникать конфликты и  внутри одного этноса, связанные с  борьбой кланов и субэтносов.

Историческая  память. Немаловажным детерминирующим  фактором этнических конфликтов может  выступать историческая память народов, сохраняющая следы насильственных действий в области национальной политики, таких, как произвольное изменение  национальных границ, искусственное расчленение этнических общностей, несправедливое национальное устройство, вынужденное переселение «рабочей силы», депортации народов и т.д.

Современное многообразие этнических конфликтов вызвано  не только причинами, отмеченными выше. Этот перечень легко можно было бы продолжить и углубить, выбрав для  анализа определенные аспекты формирования и развития каждого конкретного  конфликта. Чтобы понять причины  межэтнических конфликтов, необходимо принять во внимание специфику каждого  конкретного конфликта, а также  учесть, что конфликтная ситуация может меняться в ходе его эскалации. Особенно очевидно эти черты этнических конфликтов обнаруживаются на постсоветском  пространстве.

Причины этнических конфликтов в РФ и странах ближнего зарубежья. Анализируя этнические конфликты  в Российской Федерации и странах  ближнего зарубежья, политологи и этнологи выделили большую группу причин самого разного характера. Сюда, в частности, были отнесены несправедливости административно-политической иерархии народов; произвольная перекройка границ национальных образований; депортации народов; непоследовательность в формировании реальной федерации; силовые способы  противодействия дезинтеграционным  процессам в республиках и  т.п.

Все существующие причины этнических конфликтов в  бывшем СССР и нынешнем постсоветском  пространстве можно свести в несколько  групп:

1) социально-экономические  - неравенство уровней жизни, различное  представительство в престижных  профессиях, социальных слоях или  органах власти;

2) культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения  этнического меньшинства, использование  его языка и культуры в общественной  жизни;

3) этнодемографические  - быстрое изменение соотношения  численности контактирующих народов  вследствие миграции и различий  в уровне естественного прироста  населения;

4) экологические  - ухудшение состояния окружающей  среды и природных ресурсов  в результате их загрязнения  либо истощения вследствие использования  представителями иной этнической  группы или государством, ассоциирующимся  с другим народом;

5) этнотерриториальные  - несовпадение государственных  или административных границ  с границами расселения народов;

6) исторические - прошлые взаимоотношения народов  (войны, былое отношение господства - подчинения и т.д.);

7) конфессиональные - не только из-за принадлежности  к различным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне  современной религиозности населения;

8) культурные - от особенностей бытового поведения  до специфики политической культуры.

К сожалению, многие причины современных этнических конфликтов в Российской Федерации  были заложены еще в советские  времена. Так, совпадение структуры  властных отношений с национально-административным делением, предполагающим иерархию этнических «большинств» и «меньшинств», привело  к отождествлению центральной власти с властью русских, республиканской  власти - с властью коренной или  титульной национальности и т.д. Это привело к смещению негативных отношений в межэтническую сферу  еще при советской власти, хотя тогда они были спрятаны довольно глубоко. Жесткая экономическая, политическая и социальная зависимость «меньшинств» породила у них чувство несправедливости, неполноценности и недоверия  к большинству, привела к нарушению  естественного хода развития межэтнических  отношений - вместо интеграции внутринациональная консолидация. Уже с 70-х годов  повысилась значимость этнической принадлежности, что могло бы послужить предупреждением  для властных структур, но этого  не произошло. Официальные власти продолжали говорить о формировании новой исторической общности людей - советского народа, о  дружбе народов и т.д.

Надо отметить, что в системе функционирования каждой здоровой этнической культуры заложены механизмы воспитания у  ее представителей не только уважения к иным культурным ценностям, но и  в первую очередь чувства предпочтения родовых этнокультурных ценностей - важнейшего механизма сохранения этнической общности и центральной  зоны ее культуры. В СССР же целые  поколения отчуждались от этих ценностей. В 30-е годы - массовые процессы над  «буржуазными националистами», затем  выселение целых народов, позднее  многочисленные ошибки в национальной политике, основанные на идее, что этнические различия в конечном счете должны умереть и чем быстрее это  будет сделано, тем лучше. Все  это привело к этническому  обеднению не только отдельных людей, но и целых народов.

Очень важной ступенью в формировании современной  ситуации межэтнической напряженности  и открытых конфликтов стало долгое культивирование нашим обществом  в своих гражданах особого  стиля поведения, основанного на борьбе, а не на поиске компромисса, что привело к формированию личностей  с агрессивной направленностью, реализовавших себя в межэтнических  конфликтах. Это касается прежде всего  советской национальной интеллигенции, представляющей одно-два поколения, из которых вырастили культурных маргиналов. Они сознательно отчуждались  обществом от собственных культурных корней (язык, искусство, традиции и  обычаи) и приобщались к так  называемой социалистической культуре, не имевшей собственного нравственного  наполнения. Десятилетиями в нашей  стране насаждался идеологический моноло-гизм. Но ведь реальная культура - это всегда диалог. У этих людей особенно болезненно идет рост этнического сознания на фоне чувства тревожности и агрессии. Они стремятся к национальному  возрождению и к поискам виноватых в собственном национальном неблагополучии, в кризисе самоидентификации.

Таким образом, СССР сам создал условия для развития межэтнической напряженности, дал  лидеров для этих процессов, сигналом к началу которых стал распад СССР.

Создать ситуацию межэтнической напряженности можно  достаточно просто, а вот выйти  из нее - большая проблема, требующая  длительных государственных усилий и больших денежных вливаний.

Так же легко  совершить ошибку в межэтническом  общении на индивидуальном уровне. Есть несколько правил, следование которым поможет избежать недопониманий  и напряженности:

1) знать символику  и культуру своего собственного  этноса;

2) знать коммуникативную  символику чужого народа (познакомиться  с ней заранее);

3) понять, что  все культуры равноценны;

4) вести себя  естественно, информировать партнера  о своих интересах, ценностях,  обычаях, если об этом спросят;

Информация о работе Причины этнических конфликтов