Предмет, задачи и методы экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

В основе комплексных наук лежит изучение условий жизни организмов. Поэтому в них значительно глубже и шире развиваются экологические идеи, доминирует экологический подход при изучении конкретных явлений. Например, гидробиология изучает систематику, морфологию, физиологию (общие науки) животных, растений и микроорганизмов (частные науки), обитающих только в водной среде.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Экология как биологическая наука. Основы биоэкологии……………...3
Содержание, предмет и задачи экологии…………………………………5
Структура современной экологии………………………………………...7
Методы экологических исследований……………………………………9
Список использованной литературы…………………………………….13

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 37.70 Кб (Скачать)

Задачей  аутэкологии  (от  греч.  autos  – сам)  является  установление пределов существования особи (организма) и  тех  пределов  физико-химических факторов,  которые  организм  выбирает  из  всего  диапазона  их   значений.

Изучение реакций организмов на воздействия факторов среды позволяет  выявить не только эти пределы, но и физические, а также  морфологические  изменения, характерные для данных особей.

Демэкология (от греч. demos – народ)  изучает естественные  группировки особей  одного  вида,  т.е.  популяции   –   элементарные   надорганизменные макросистемы. Важнейшей задачей её является выяснение условий,  при  которых формируются популяции, а также изучение  внутрипопуляционных  группировок  и их   взаимоотношений,   организации   (структуры),   динамики    численности популяций.

Эйдэкология (от греч.  eidos  – образ, вид),  или экология  видов, - наименее разработанное подразделение современной экологии. Вид  как  уровень организации живой природы, как надорганизменная  биологическая макросистема еще не стал объектом экологических исследований. Это  объясняется  тем,  что по мере развития экологии внимание и  интерес  исследователей  с  организма, т.е. с аутэкологии, переключились на популяцию –  дэмэкологию,  а затем на биоценоз, биогеоценоз и биосферу в целом.

Синэкология  (от  греч.  syn   –   вместе),   или   экология   сообществ (биоценология),  изучает ассоциации  популяций   разных   видов   растений, животных  и  микроорганизмов,  образующих  биоценозы,  пути  формирования  и развития последних,  структуру  и  динамику,  взаимодействие  их  с  физико-химическими   факторами   среды,   энергетику,   продуктивность   и   другие особенности.  Базируясь  на   аут-,   дем-,   и   эйдэкологии,   синэкология приобретает чётко выраженный общебиологический характер. В основе аут-, дем-, и эйдэкологических исследований лежат особь (организм),  популяция и вид конкретной  группы  живых  существ  (животные,  растения,   микроорганизмы).

Синэкологические   же   исследования   направлены   на   изучение   сложного многовидового    комплекса    взаимосвязанных     организмов     (биоценоз), существующего   в   строго   определённой   физико-химической   среде,    на рассмотрение с качественной и количественной точки их соотношения.

На базе этих направлений  формируются новые: глобальная экология, которая разрабатывает проблемы биосферы в целом, и  социоэкология,  которая изучает проблемы  взаимоотношений  природы  и  общества.  При  этом  границы   между направлениями и разделами довольно размыты: постоянно возникают  направления на  стыке  таких   отраслей   экологии,   как   популяционная   экология   и биоценология,  или  физиологическая  и  популяционная  экология.   Все   эти направления тесно связаны с  классическими  отраслями  биологии:  ботаникой, зоологией,    физиологией.    При    этом    пренебрежение     традиционными натуралистическими направлениями экологии чревато  негативными  явлениями  и грубыми  методологическими  ошибками,  может   привести   к   затормаживанию развития всех остальных направлений экологии.

 

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ

Полевые, лабораторные и экспериментальные исследования

Экология,  как  было  отмечено,  имеет  свою  специфику:   объектом   её исследования служат не единичные особи, а группы особей, популяции (в  целом или  частично)   и   их   сообщества,   т.е.   биологические   макросистемы. Многообразие связей,  формирующихся  на  уровне  биологических  макросистем, обусловливает разнообразие методов экологических исследований.

Для эколога первостепенное значение  имеют  полевые  исследования,  т.е. изучение  популяций  видов  и  их  сообществ  в   естественной   обстановке, непосредственно в природе. При этом обычно используются  методы  физиологии, биохимии, анатомии, систематики и  других  биологических,  да  и  не  только биологических наук. Наиболее  тесно  экологические  исследования  связаны  с физиологическими.  Однако  между  ними   имеется   принципиальная   разница. Физиология изучает функции организма и процессы, протекающие в нём, а  также влияние  на  эти  процессы  различных  факторов.  Экология  же,    используя физиологические методы, рассматривает реакции организма как  единого  целого на констелляцию  внешних  факторов,  т.е.  на  совместное  воздействие  этих факторов при строгом учёте сезонной цикличности жизнедеятельности  организма и внутрипопуляционной разнородности.

Полевые методы позволяют  установить результат влияния  на  организм  или популяцию определённого комплекса факторов, выяснить общую картину  развития и жизнедеятельности вида в конкретных условиях.

Однако наблюдения не могут  дать  вполне  точного  ответа,  например,  на вопрос, какой же из факторов  среды  определяет  характер  жизнедеятельности особи, вида, популяции или сообщества. На этот вопрос можно ответить  только с  помощью  эксперимента,  задачей  которого   является   выяснение   причин наблюдаемых в природе отношений. В связи с этим  экологический  эксперимент, как  правило,  носит  аналитический   характер.   Экспериментальные   методы позволяют проанализировать влияние на развитие организма отдельных  факторов в искусственно созданных условиях и таким образом изучить  всё  разнообразие экологических механизмов, обусловливающих его нормальную жизнедеятельность.

На основе результатов  аналитического  эксперимента  можно  организовать новые полевые наблюдения или лабораторные эксперименты.  Выводы,  полученные в лабораторном эксперименте, требуют обязательной проверки  в  природе.  Это даёт  возможность  глубже  понять   естественные   экологические   отношения популяций и сообществ.

Эксперимент в  природе  отличается  от  наблюдения  тем,  что  организмы искусственно ставятся в условия, при которых  можно  строго  дозировать  тот или  иной фактор и точнее, чем при наблюдении, оценить его влияние.

Эксперимент  может  носить   и   самостоятельный   характер.   Например, результаты  изучения  экологических  связей   насекомых   дают   возможность установить   факторы,   влияющие   на   скорость   развития,   плодовитость, выживаемость ряда вредителей (температура, влажность, пища).

В  экологическом  эксперименте  трудно   воспроизвести   весь   комплекс природных условий, но изучить влияние отдельных факторов на  вид,  популяцию или сообщество вполне возможно.

Примером экологических  экспериментов  широких  масштабов  могут  служить исследования, проводимые при создании лесозащитных полос, при  мелиоративных и  различных  сельскохозяйственных  работах.  Знание  при  этом   конкретных экологических  особенностей  многих  растений,  животных  и  микроорганизмов позволяет  управлять  деятельностью  тех  или  иных  вредных  или   полезных организмов.

В современных условиях экологические  исследования  играют  существенную роль  в  решении  ряда  теоретических   и   практических   задач.   Динамика численности  организмов,  сезонное  развитие,  расселение  и  акклиматизация полезных и вредных видов,  прогнозы  размножения  и  распространения  –  вот основные в настоящее время экологические  проблемы.  Разработка  их  требует рационального   сочетания   полевых,   лабораторных   и    экспериментальных исследований, которые должны взаимно дополнять и контролировать друг друга.

Математические методы и моделирование

При экологическом исследовании, которое обычно поводится на определённом количестве особей, изучаются природные  явления  во  всём  их  разнообразии: общие  закономерности,  присущие  макросистеме,  её  реакции  на   изменение условий  существования  и  др.  Но  каждая  особь,  индивидуум  неодинаковы, отличны друг от друга. Кроме того,  выбор  особи  из  всей  популяции  носит случайный характер. И  лишь  применение  методов  математической  статистики даёт  возможность  по  случайному  набору  различных  вариантов   определить достоверность тех или иных результатов  (степень  отклонения  их  от  нормы, случайные   отклонения   или   закономерности)   и   получить    объективное представление о всей популяции.

Однако как только было установлено, что все биологические  системы, в том числе   и   надорганизменные   макросистемы,   обладают способностью    к саморегуляции,  ограничиваться  методами  математической  статистики   стало невозможно. Поэтому в современной экологии широко применяются методы  теории информации и кибернетики, тесно связанные  с  такими  областями  математики, как  теория   вероятности,   математическая   логика,   дифференциальные   и интегральные исчисления, теория чисел, матричная алгебра.

В  последнее  время  широкое  распространение   получило   моделирование биологических  явлений,  т.е.  воспроизведение  в   искусственных   системах различных  процессов,  свойственных  живой  природе.   Так,   в   «модельных условиях» были осуществлены  многие  реакции,  протекающие  в  растении  при фотосинтезе.  Примером  биологических  моделей  может  служить   и   аппарат искусственного кровообращения, искусственная  почка,  искусственные  лёгкие, протезы, управляемые биотоками мышц, и др.

В различных областях биологии широко применяются  так  называемые  живые модели. Несмотря на то что различные  организмы  отличаются  друг  от  друга сложностью  структуры  и  функции,  многие  биологические  процессы  у   них протекают практически одинаково. Поэтому изучать их удобно на более  простых существах. Они то и становятся живыми моделями.  В  качестве  примера  можно привести зоохлореллу, которая служит моделью для изучения  обмена  веществ; моделью  для  исследования  внутриклеточных  процессов  являются  гигантские растительные и животные клетки и т.д.

Основной задачей биологического моделирования является экспериментальная проверка гипотез относительно  структуры  и  функции  биологических  систем. сущность этого метода заключается в том, что вместе  с  оригиналом,  т.е.  с какой-то реальной системой, изучается его искусственно созданное  подобие - модель. В сравнении с оригиналом модель  обычно  упрощена,  но  свойства  их сходны.  В  противном   случае   полученные   результаты   могут   оказаться недостоверными, не свойственными оригиналу.

В зависимости от особенностей оригинала и задач исследования применяются амые разнообразные модели.

Реальные (натурные, аналоговые) модели, если  таковые  удаётся  создать, отражают  самые  существенные  черты  оригинала.  Например,  аквариум  может служить моделью естественного  водоёма.  Однако  создание  реальных  моделей сопряжено с большими техническими трудностями, так как пока ещё  не  удаётся достичь точного воспроизведения оригинала.

Знаковая модель представляет  собой  условное  отображение  оригинала  с помощью математических выражений или подобного описания.

Наибольшее распространение  в  современных  экологических  исследованиях получили  концептуальные  и  математические  модели  и   их   многочисленные разновидности.   Разновидности   концептуальных   моделей    характеризуются подробным описанием системы (научный текст, схема системы, таблицы,  графики и т.д.). Математические модели являются более эффективным  методом  изучения экологических систем, особенно при определении  количественных  показателей. Математические  символы,   например,   позволяют   сжато   описать   сложные экологические системы, а уравнения  дают  возможность  формально  определить взаимодействия различных их компонентов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Радкевич В.А., Экология: Учебник. - 3-е изд., переработано и дополнено - Мн.: Высшая Школа, 1997 г.

2. Киселёв В.Н., Основы  экологии: Учебное пособие – МН.: 1998 г.

3. Чернова Н.М., Былова  А.  М.,  Экология:  Учебное   пособие  для  студентов биологических   специальностей   пед.   Институтов - 2-е    издание, переработанное – М.: Просвещение, 1988 г.

 


Информация о работе Предмет, задачи и методы экологии