Предмет и методология
курса «Экология и экономика
природопользования»
Экономика природопользования
формируется как отраслевое направление
в экономической науке, исследующее
социально-экономические закономерности
использования человечеством природных
богатств и регулирования отношений
природы и общества. Она изучает
особенности хозяйственного механизма
природопользования и методы наиболее
эффективного взаимодействия общества
и природной среды в целях
предотвращения ее дальнейшего загрязнения
и истощения, поддержания нормальных
условий воспроизводства и жизнедеятельности
человека.
Исследование единого
объекта – природопользования –
привело постепенно к синтезу
двух научных направлений: экологии
и экономики природопользования.
Интеграция экологических и экономических
знаний находит отражение в учебном
процессе высших и средних специальных
учебных заведений. Так, в различных
странах мира читаются курсы экономической
экологии, эконологии, биоэкономики, энвайроментальной
экономики и др. С начала 90-х гг. в Российской
академии народного хозяйства им. Г.В.
Плеханова изучаются «Основы эколого-экономического
развития», в Санкт-Петербургском государственном
техническом университете — «Экономические
основы экологии».
В Белорусском государственном
экономическом университете, как
и в других вузах страны, преподавание
новой интегрированной учебной
дисциплины «Основы экологии и экономика
природопользования» ведется с 1995/96
учебного года. Предметом изучения
этой дисциплины являются отношения
между людьми, которые складываются
в процессе взаимодействия с окружающей
средой по поводу использования сил
и ресурсов природы, ее охраны и восстановления,
то есть эколого-экономические отношения.
Развиваясь и совершенствуясь, они
обусловливают формирование в обществе
рационального природопользования.
Задачи рационального природопользования
заключаются в удовлетворении потребностей
общества в естественных ресурсах, создании
условий для их расширенного воспроизводства;
повышении продуктивности природной среды;
эффективном, комплексном использовании
невозобновимых богатств природы, предотвращении
их потерь; максимально возможном сохранении
экологических систем путем совершенствования
технологий и сокращения техногенных
выбросов в окружающую среду; сведении
к минимуму возможного ущерба здоровью
людей.
Основополагающей категорией
учебной дисциплины «Основы экологии
и экономика природопользования»
выступают эколого-экономические
системы разного масштаба и уровня.
Под эколого-экономические отношения
понимается интеграция экономики и
природы, представляющая собой взаимосвязанное
и взаимообусловленное функционирование
общественного производства и естественных
процессов в природе. Важнейший
признак эколого-экономической системы
— региональность, развитие на определенной
территории. В одном случае пространственные
границы такой системы может определять
территория производственной деятельности
— географические границы национальной
экономики Беларуси, областного хозяйственного
комплекса, города, промышленного узла
и т.д., причем последствия взаимодействия
могут выходить за пределы системы. При
другом подходе границы эколого-экономических
систем определяются природными факторами
— Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье,
Беловежская Пуща и др.
Изучение проблем любой
науки, учебной дисциплины осуществляется
с помощью соответствующих методов
исследования, совокупность которых
представляет собой ее методологию.
«Основы экологии и экономика
природопользования» как межотраслевая
учебная дисциплина использует различные,
прежде всего общенаучные методы,
разработанные естественными, общественными
и другими отраслями знаний. Вместе
с тем расширяется круг своих
специфических методов, позволяющих
глубже исследовать синтез экологии
и экономики.
Всеобщим методом познания,
общей философской основой всех
наук является диалектический метод, согласно
которому предмет исследования рассматривается
всесторонне, в развитии, через возникновение
и разрешение противоречий. Диалектический
метод предполагает исследование экологических
и экономических процессов в единстве,
различии и историческом развитии. Принципиальным
положением диалектического метода является
включение практики в теорию познания.
Изучение курса «Основы экология и экономика
природопользования» невозможно без ознакомления
с практикой хозяйствования, научного
обобщения опыта воспроизводства природных
ресурсов, выявления прогрессивных тенденций
в области ресурсопотребления и природоохранной
деятельности.
Для эколого-экономических
исследований велика роль исторического
метода, позволяющего проследить динамику
взаимоотношений природы и общества.
Изучение истории этих взаимодействий
необходимо как для лучшего понимания
современного состояния эколого-экономических
систем, так и для научно обоснованных
прогнозов особенностей их развития.
Важнейшим методом исследования
в экологии и экономике природопользования
является системный, состоящий в определении
составных частей эколого-экономических
систем и взаимодействующих с ними внешних
объектов, установлении структуры системы,
т.е. совокупности внутренних связей и
отношений. Системный подход к изучению
природопользования позволяет исследовать
сложные взаимосвязи отдельных процессов
по эксплуатации и воспроизводству природных
ресурсов, охране либо восстановлению
качественного состояния окружающей природной
среды. На практике этот метод используется
при разработке комплексных программ
природопользования, системном анализе
проблем воспроизводства природных ресурсов
и выработке мероприятий по их разрешению.
Специфическим методом исследования
в экологии и экономике природопользования
выступает нормативный. Особая роль
принадлежит таким экологическим нормативам,
как предельно допустимая концентрация
(ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ),
нормы зеленых зон и т.п. Их назначение
— установить объективные границы допустимых
антропогенных нагрузок на природу. Используются
и другие нормативы — отходов, ресурсопотребления,
экономической эффективности экологических
затрат и т.д. Без должной нормативной
базы невозможно регулирование природосберегающей
деятельности и рационализации использования
природных ресурсов.
Особо нужно сказать об
экономико-математическом моделировании
в экологии и экономике природопользования.
Первоначально в эколого-экономических
исследованиях разрабатывался преимущественно
аппарат линейного программирования,
позволявший решать задачи распределения
ограниченных ресурсов и выбора оптимального
сочетания технологий. Позднее стал
осуществляться учет экологических
факторов (объемы загрязнения, отходы
производства) в балансовых моделях,
что позволило определять направления
и количественные параметры мероприятий
по устранению промышленных загрязнений.
Более совершенный уровень применения
экономико-математических методов представляют
собой оптимизационные модели, разрабатываемые
учеными Центрального экономико-математического
института Российской академии наук (ЦЭМИ
РАН) для определения замыкающих затрат
в природопользовании, экономических
оценок природных ресурсов, экономического
ущерба от загрязнения природной среды
и других эколого-экономических параметров.
Эколого-экономические процессы
протекают на определенной территории
и для анализа их распространения, выявления
взаимосвязи с хозяйственной деятельностью
человека велика роль картографических
методов. С помощью этих методов дают оценку
природных ресурсов (размещение, запасы,
продуктивность и другие характеристики),
прогнозируют природные явления в регионах,
недоступных непосредственному наблюдению,
определяют природоохранные меры, направленные
на предотвращение опасных явлений, сохранение
и воспроизводство природных ресурсов.
В Беларуси картографические методы исследования
широко используются для оценки радиационной
ситуации в отдельных регионах страны,
прогнозирования этих процессов, для разъяснения
населению возможной радиационной опасности.
Среди новейших направлений
следует отметить перспективность
космических методов исследования.
Космическая съемка, осуществляемая
с помощью аппаратуры, размещаемой
на искусственных спутниках нашей
планеты, космических станциях и
кораблях, необычайно расширяет информацию
о Земле, позволяет вести наблюдение
за глобальными природными процессами.
Осуществляется изучение структуры
и изменчивости атмосферы, гидросферы,
литосферы, почвенного и растительного
покрова, а также некоторых проявлений
хозяйственной деятельности человека
(следов антропогенного воздействия
на окружающую среду, включая содержание
и распространение аэрозолей
в атмосфере, оценку загрязнения
водоемов, размещение отходов и т.п.).
Научная и практическая значимость
космических методов исследования
обусловлена главным образом
значительной обзорностью космических
снимков и хорошим отражением на
них взаимосвязей между компонентами
природной среды и отдельными видами производственной
деятельности. Большая скорость получения
и передачи информации, возможность проведения
многократных съемок одних и тех же территорий
позволяют оперативно исследовать из
космоса многие экологические процессы
в их динамике, увереннее осуществлять
прогноз и разрабатывать природоохранные
мероприятия.
Подготовка экономистов
широкого профиля предполагает взаимодействие
всех учебных дисциплин. Курс «Основы
экологии и экономика природопользования»
имеет наиболее тесные контакты с
экономической теорией (политической
экономией), которая изучает законы
общественного производства, распределения
и потребления материальных благ. Знание
этих законов позволяет осуществить более
глубокий анализ эколого-экономических
отношений, исследовать их роль и место
в общественном производстве.
Велика роль взаимосвязей
и с другими экономическими дисциплинами,
результаты теоретических изысканий
и практической деятельности которых
используются при изучении «Основ экологии
и экономики природопользования»:
государственным регулированием, прогнозированием
и планированием экономики, финансами
и кредитом, бухгалтерским учетом
и анализом хозяйственной деятельности,
экономикой отраслей хозяйства, статистикой,
размещением производительных сил,
региональной экономикой и др.
В свою очередь во многих
экономических дисциплинах рассматриваются
экологические аспекты хозяйственного
развития, что обусловлено зависимостью
экономических процессов от характера
и особенностей взаимодействия общества
с природой, необходимостью учета проявлений
этого взаимодействия при организации
хозяйственной деятельности. Дальнейшее
развитие общественного производства
немыслимо без его экологической перестройки,
экологизации всех его звеньев. В итоге
формируются узкоспециализированные
научные направления и, соответственно,
спецкурсы в учебном процес-се — статистика
окружающей среды, экология промышленности,
сельскохозяйственного производства,
туризма и др.
В условиях становления рыночных
отношений создаются реальные предпосылки
для рационализации природопользования,
что связано с процессами повышения
экономической самостоятельности
предприятий, обеспечения принципов
самоуправления регионов, дифференциации
форм собственности и другими
рыночными механизмами. Поэтому
большой интерес для экономики
природопользования представляют так
называемые "рыночные" экономические
науки — менеджмент, маркетинг, макро-
и микроэкономика и др, из которых
она черпает сведения об особенностях
функционирования рыночной экономики
и ее возможностях в оптимизации эколого-экономических
отношений.
Совершенствование преподавания
экологии и экономики природопользования
связано с использованием многих
теоретических положений и информационных
данных естественных и технических
наук. Отметим прежде всего тесные связи
с широким кругом природоведческих отраслей
знаний — геологией, почвоведением, биологией,
лесоведением, метеорологией, гидрологией,
ландшафтоведением и др. Эти связи основаны
на необходимости четкого представления
о специфике природных компонентов, которые
вовлекаются в эколого-экономические
отношения.
Большое значение имеет взаимосвязь
курса с географическими науками,
разрабатывающими многие сложные проблемы
регионального природопользования.
Кроме того, в эколого-экономических
исследованиях все шире используется
важнейший научный метод географии
— метод районирования.
Связь экологии и экономики
природопользования с техническими
науками обусловлена тем, что
экологизация производства, совершенствование
технологий с целью снижения негативного
воздействия производительных сил на
природную среду невозможны без учета
новейших достижений науки и техники,
их эколого-экономического обоснования.
Функции и задачи эколого-экономических
исследованийи учебного курса
В переходный период социально-экономического
развития возникает серьезная опасность
ухудшения экологической ситуации
вследствие разрушения стабильных хозяйственных
связей, использования низкокачественных
и некондиционных видов топлива,
финансовых трудностей субъектов хозяйствования,
ограничивающих возможности природоохранной
деятельности, недостаточности бюджетного
финансирования экологической сферы
и т.п. Многие специалисты считают,
что «чисто рыночная» экономика
является наиболее опасным для природы
способом хозяйствования, поскольку
частный собственник в условиях
слабо регулируемого рынка в
погоне за максимальной прибылью стремится
к сокращению своих непроизводительных
расходов, к которым в первую очередь
и относят затраты на экологию.
А это, конечно же, приведет к ухудшению
экологической обстановки.
В связи с этим эколого-экономические
исследования призваны реализовывать
в обществе следующие основные функции:
- направляющую
(обоснование экологических целей
и выбор главных путей их
реализации);
- координирующую
(сбалансирование важнейших пропорций
в потреблении природных ресурсов и согласование
производственных интересов природопользователей
с экологическими интересами общества);
- стимулирующую
(активизация природоохранной деятельности
субъектов хозяйствования и общества
в целом).
- Выполнение
этих функций в свою очередь
выдвигает перед экономикой природопользования
как наукой следующие задачи:
- разработка
стратегических направлений ресурсосберегающего
развития экономики и экологической
политики государства;
- формирование
системы государственного регулирования,
прогнозирования и контроля природоохранной
деятельности;
- исследование
и научное обоснование хозяйственного
механизма природопользования в
условиях становления рыночных
отношений;