Предмет и методология курса «Экология и экономика природопользования»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:25, реферат

Описание работы

Предмет методологии и задачи курса.
Экология и экономика природопользования.

Работа содержит 1 файл

Предмет и методология курса.docx

— 23.92 Кб (Скачать)

Предмет и методология  курса «Экология и экономика  природопользования»

 

 

 

Экономика природопользования формируется как отраслевое направление  в экономической науке, исследующее  социально-экономические закономерности использования человечеством природных  богатств и регулирования отношений  природы и общества. Она изучает  особенности хозяйственного механизма  природопользования и методы наиболее эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях  предотвращения ее дальнейшего загрязнения  и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнедеятельности  человека.

 

Исследование единого  объекта – природопользования –  привело постепенно к синтезу  двух научных направлений: экологии и экономики природопользования. Интеграция экологических и экономических  знаний находит отражение в учебном  процессе высших и средних специальных  учебных заведений. Так, в различных  странах мира читаются курсы экономической  экологии, эконологии, биоэкономики, энвайроментальной экономики и др. С начала 90-х гг. в Российской академии народного хозяйства им. Г.В. Плеханова изучаются «Основы эколого-экономического развития», в Санкт-Петербургском государственном техническом университете — «Экономические основы экологии».

 

В Белорусском государственном  экономическом университете, как  и в других вузах страны, преподавание новой интегрированной учебной  дисциплины «Основы экологии и экономика  природопользования» ведется с 1995/96 учебного года. Предметом изучения этой дисциплины являются отношения  между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил  и ресурсов природы, ее охраны и восстановления, то есть эколого-экономические отношения. Развиваясь и совершенствуясь, они  обусловливают формирование в обществе рационального природопользования. Задачи рационального природопользования заключаются в удовлетворении потребностей общества в естественных ресурсах, создании условий для их расширенного воспроизводства; повышении продуктивности природной среды; эффективном, комплексном использовании невозобновимых богатств природы, предотвращении их потерь; максимально возможном сохранении экологических систем путем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду; сведении к минимуму возможного ущерба здоровью людей.

 

Основополагающей категорией учебной дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования»  выступают эколого-экономические  системы разного масштаба и уровня. Под эколого-экономические отношения  понимается интеграция экономики и  природы, представляющая собой взаимосвязанное  и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе. Важнейший  признак эколого-экономической системы — региональность, развитие на определенной территории. В одном случае пространственные границы такой системы может определять территория производственной деятельности — географические границы национальной экономики Беларуси, областного хозяйственного комплекса, города, промышленного узла и т.д., причем последствия взаимодействия могут выходить за пределы системы. При другом подходе границы эколого-экономических систем определяются природными факторами — Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Беловежская Пуща и др.

 

Изучение проблем любой  науки, учебной дисциплины осуществляется с помощью соответствующих методов  исследования, совокупность которых  представляет собой ее методологию. «Основы экологии и экономика  природопользования» как межотраслевая  учебная дисциплина использует различные, прежде всего общенаучные методы, разработанные естественными, общественными  и другими отраслями знаний. Вместе с тем расширяется круг своих  специфических методов, позволяющих  глубже исследовать синтез экологии и экономики.

 

Всеобщим методом познания, общей философской основой всех наук является диалектический метод, согласно которому предмет исследования рассматривается  всесторонне, в развитии, через возникновение  и разрешение противоречий. Диалектический метод предполагает исследование экологических  и экономических процессов в единстве, различии и историческом развитии. Принципиальным положением диалектического метода является включение практики в теорию познания. Изучение курса «Основы экология и экономика природопользования» невозможно без ознакомления с практикой хозяйствования, научного обобщения опыта воспроизводства природных ресурсов, выявления прогрессивных тенденций в области ресурсопотребления и природоохранной деятельности.

 

Для эколого-экономических  исследований велика роль исторического  метода, позволяющего проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Изучение истории этих взаимодействий необходимо как для лучшего понимания  современного состояния эколого-экономических  систем, так и для научно обоснованных прогнозов особенностей их развития.

 

Важнейшим методом исследования в экологии и экономике природопользования является системный, состоящий в определении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установлении структуры системы, т.е. совокупности внутренних связей и отношений. Системный подход к изучению природопользования позволяет исследовать сложные взаимосвязи отдельных процессов по эксплуатации и воспроизводству природных ресурсов, охране либо восстановлению качественного состояния окружающей природной среды. На практике этот метод используется при разработке комплексных программ природопользования, системном анализе проблем воспроизводства природных ресурсов и выработке мероприятий по их разрешению.

 

Специфическим методом исследования в экологии и экономике природопользования выступает нормативный. Особая роль принадлежит таким экологическим нормативам, как предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон и т.п. Их назначение — установить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу. Используются и другие нормативы — отходов, ресурсопотребления, экономической эффективности экологических затрат и т.д. Без должной нормативной базы невозможно регулирование природосберегающей деятельности и рационализации использования природных ресурсов.

 

Особо нужно сказать об экономико-математическом моделировании  в экологии и экономике природопользования. Первоначально в эколого-экономических  исследованиях разрабатывался преимущественно  аппарат линейного программирования, позволявший решать задачи распределения  ограниченных ресурсов и выбора оптимального сочетания технологий. Позднее стал осуществляться учет экологических  факторов (объемы загрязнения, отходы производства) в балансовых моделях, что позволило определять направления  и количественные параметры мероприятий  по устранению промышленных загрязнений. Более совершенный уровень применения экономико-математических методов представляют собой оптимизационные модели, разрабатываемые учеными Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономических оценок природных ресурсов, экономического ущерба от загрязнения природной среды и других эколого-экономических параметров.

 

Эколого-экономические процессы протекают на определенной территории и для анализа их распространения, выявления взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека велика роль картографических методов. С помощью этих методов дают оценку природных ресурсов (размещение, запасы, продуктивность и другие характеристики), прогнозируют природные явления в регионах, недоступных непосредственному наблюдению, определяют природоохранные меры, направленные на предотвращение опасных явлений, сохранение и воспроизводство природных ресурсов. В Беларуси картографические методы исследования широко используются для оценки радиационной ситуации в отдельных регионах страны, прогнозирования этих процессов, для разъяснения населению возможной радиационной опасности.

 

Среди новейших направлений  следует отметить перспективность  космических методов исследования. Космическая съемка, осуществляемая с помощью аппаратуры, размещаемой  на искусственных спутниках нашей  планеты, космических станциях и  кораблях, необычайно расширяет информацию о Земле, позволяет вести наблюдение за глобальными природными процессами. Осуществляется изучение структуры  и изменчивости атмосферы, гидросферы, литосферы, почвенного и растительного  покрова, а также некоторых проявлений хозяйственной деятельности человека (следов антропогенного воздействия  на окружающую среду, включая содержание и распространение аэрозолей  в атмосфере, оценку загрязнения  водоемов, размещение отходов и т.п.). Научная и практическая значимость космических методов исследования обусловлена главным образом  значительной обзорностью космических  снимков и хорошим отражением на них взаимосвязей между компонентами природной среды и отдельными видами производственной деятельности. Большая скорость получения и передачи информации, возможность проведения многократных съемок одних и тех же территорий позволяют оперативно исследовать из космоса многие экологические процессы в их динамике, увереннее осуществлять прогноз и разрабатывать природоохранные мероприятия.

 

Подготовка экономистов  широкого профиля предполагает взаимодействие всех учебных дисциплин. Курс «Основы  экологии и экономика природопользования»  имеет наиболее тесные контакты с  экономической теорией (политической экономией), которая изучает законы общественного производства, распределения  и потребления материальных благ. Знание этих законов позволяет осуществить более глубокий анализ эколого-экономических отношений, исследовать их роль и место в общественном производстве.

 

Велика роль взаимосвязей и с другими экономическими дисциплинами, результаты теоретических изысканий  и практической деятельности которых  используются при изучении «Основ экологии и экономики природопользования»: государственным регулированием, прогнозированием и планированием экономики, финансами  и кредитом, бухгалтерским учетом и анализом хозяйственной деятельности, экономикой отраслей хозяйства, статистикой, размещением производительных сил, региональной экономикой и др.

 

В свою очередь во многих экономических дисциплинах рассматриваются  экологические аспекты хозяйственного развития, что обусловлено зависимостью экономических процессов от характера и особенностей взаимодействия общества с природой, необходимостью учета проявлений этого взаимодействия при организации хозяйственной деятельности. Дальнейшее развитие общественного производства немыслимо без его экологической перестройки, экологизации всех его звеньев. В итоге формируются узкоспециализированные научные направления и, соответственно, спецкурсы в учебном процес-се — статистика окружающей среды, экология промышленности, сельскохозяйственного производства, туризма и др.

 

В условиях становления рыночных отношений создаются реальные предпосылки  для рационализации природопользования, что связано с процессами повышения  экономической самостоятельности  предприятий, обеспечения принципов  самоуправления регионов, дифференциации форм собственности и другими  рыночными механизмами. Поэтому  большой интерес для экономики  природопользования представляют так  называемые "рыночные" экономические  науки — менеджмент, маркетинг, макро- и микроэкономика и др, из которых она черпает сведения об особенностях функционирования рыночной экономики и ее возможностях в оптимизации эколого-экономических отношений.

 

Совершенствование преподавания экологии и экономики природопользования связано с использованием многих теоретических положений и информационных данных естественных и технических наук. Отметим прежде всего тесные связи с широким кругом природоведческих отраслей знаний — геологией, почвоведением, биологией, лесоведением, метеорологией, гидрологией, ландшафтоведением и др. Эти связи основаны на необходимости четкого представления о специфике природных компонентов, которые вовлекаются в эколого-экономические отношения.

 

Большое значение имеет взаимосвязь  курса с географическими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических  исследованиях все шире используется важнейший научный метод географии  — метод районирования.

 

Связь экологии и экономики  природопользования с техническими науками обусловлена тем, что  экологизация производства, совершенствование технологий с целью снижения негативного воздействия производительных сил на природную среду невозможны без учета новейших достижений науки и техники, их эколого-экономического обоснования.

Функции и задачи эколого-экономических исследованийи учебного курса

 

 

 

В переходный период социально-экономического развития возникает серьезная опасность  ухудшения экологической ситуации вследствие разрушения стабильных хозяйственных  связей, использования низкокачественных  и некондиционных видов топлива, финансовых трудностей субъектов хозяйствования, ограничивающих возможности природоохранной  деятельности, недостаточности бюджетного финансирования экологической сферы  и т.п. Многие специалисты считают, что «чисто рыночная» экономика  является наиболее опасным для природы  способом хозяйствования, поскольку  частный собственник в условиях слабо регулируемого рынка в  погоне за максимальной прибылью стремится  к сокращению своих непроизводительных расходов, к которым в первую очередь  и относят затраты на экологию. А это, конечно же, приведет к ухудшению  экологической обстановки.

 

В связи с этим эколого-экономические  исследования призваны реализовывать  в обществе следующие основные функции:

 

-     направляющую (обоснование экологических целей  и выбор главных путей их  реализации);

 

-     координирующую (сбалансирование важнейших пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производственных интересов природопользователей с экологическими интересами общества);

 

-     стимулирующую (активизация природоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом).

 

-     Выполнение  этих функций в свою очередь  выдвигает перед экономикой природопользования  как наукой следующие задачи:

 

-     разработка  стратегических направлений ресурсосберегающего  развития экономики и экологической  политики государства;

 

-     формирование  системы государственного регулирования,  прогнозирования и контроля природоохранной  деятельности;

 

-     исследование  и научное обоснование хозяйственного  механизма природопользования в  условиях становления рыночных  отношений;

Информация о работе Предмет и методология курса «Экология и экономика природопользования»