Права граждан на здоровую окружающую среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:20, реферат

Описание работы

Цели:
1)теоретическое обобщение основных положений в области регулирования экологических прав граждан.
2) анализ проблем связанных с правом граждан на здоровую окружающую среду.
Задачи:
1. Систематизация понятийного аппарата и группирование экологических прав человека по видам;
2.Раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством;
3.Анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке;
4. Оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.
5.: Определение понятия окружающей среды, рассмотрение вопроса по праву граждан на здоровую окружающую среду.

Работа содержит 1 файл

рефератЭКОЛОГИЯ.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

4.  Роль общественных объединений в защите

экологических прав  граждан

Возможности граждан  обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия  общественных экологических объединений  в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в  Законе «Об охране окружающей природной среды».

Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:

а) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать  в установленном порядке программы  в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

б) за счет собственных  и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

в)  оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении  вопросов охраны окружающей среды;

г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

д)  обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

е) участвовать  в установленном порядке в  принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать  негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

ж) обращаться в  органы государственной власти с  жалобами, заявлениями, исками и предложениями  по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

з) организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;

и) организовывать и проводить экологическую экспертизу;

к) рекомендовать  своих представителей для участия  в проведении экологической экспертизе;

л) подавать в  органы государственной власти, в  суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;

м) предъявлять  в суд иски о возмещении вреда  окружающей среде;

н) осуществлять другие предусмотренные законодательством  права.

В России создано  более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.

Одним из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны окружающей среды может служить опротестование Российским социально-экологическим союзом в Вологодском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.

По иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской  области суд признал незаконным выделение участка под садоводческие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, указывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вырубок».

Успешно для  российского отделения Гринпис  и населения Красноярского края завершилось рассмотрение иска его представителей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края» от 25 января 1995г. противоречащего российскому природоохранительному законодательству.

Заключение

Российская  Федерация – одно из самых больших  по площади государств мира. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны очень ранима.

Глубокое преобразующее  воздействие на природу сказывается  на российском обществе в целом и  на каждом человеке конкретно. И порой – негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.

ЮНЕСКО произвела  оценку экологической ситуации и уровня жизни населения  всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор  нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию – «воспроизводимые» поколения будут отличаться физиологической и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти поколения не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет способностей к самостоятельному мышлению[8].

Защита нации  от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого.

Сделанные государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали действовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.   Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: Проспект, 1999.

2.   Федеральный закон от 20.03.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод». // Российская газета. – 2001,  23 марта.

3.   Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета. – 2002, 12 января.

4.   Федеральный закон от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне». // Российская газета. – 2002, 12 января.

5.   Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. – 1999, 6 апреля.

6.   Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». // Российская газета. – 1997, 30 июля.

7.   Федеральный закон от 7.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием». // Российская газета. – 2000, 9 ноября.

8.   Федеральный закон «Об общественных объединениях». // Российская газета – 1995, 25 мая.

9.   Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. – М.: ЦЭП, 1996.

10.  Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998.

11.  Вронский В.А. Прикладная экология. Учебное пособие. – Р/на Дону: Феникс, 1996.

12.  Общественное экологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. – М.: Экология, 1995.

13.  Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997.

 


Информация о работе Права граждан на здоровую окружающую среду