Понятие экономического механизма охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Основные задачи экологической политики государства. Сущность и функции экономического механизма охраны окружающей среды. Значение и цели системы экологических фондов.

Содержание

1.Введение 2
2. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды 3
3. Элементы экономического механизма охраны окружающей среды 6
4. Сущность платы за природопользование 11
5. Роль экологических фондов в экономическом механизме охраны окружающей среды 12
6.Заключение 15
7.Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

 
    Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется путем:

  • установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;
  • освобождения от налогообложения экологических фондов;
  • передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  • установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;
  • применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
  • введения платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия на окружающую среду;
  • применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

4. Сущность платы  за природопользование

   В подавляющем большинстве случаев  право природопользования является платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вносить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, водами и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности.  
Плата вносится единовременно (при получении данного природного объекта в пользование) или систематически (постоянно) (в виде годичных, квартальных, ежемесячных платежей).  
     Принцип платности имеет важное значение, поскольку призван обеспечить повышение заинтересованности природопользователей в эффективном и рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспроизводстве окружающей природной среды. В сфере природопользования применяются два вида платы:  
1) плата за природные ресурсы (земли, воды, леса и иную растительность, недра, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы).  
Она подразделяется в свою очередь на плату:  
за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;  
за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;  
на воспроизводство и охрану природных ресурсов.  
2) плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредных воздействий. Она взимается за:  
выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов;  
выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов;  
за размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;  
за размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.  

   Конкретные  виды и ставки платежей установлены  в актах экологического законодательства применительно к отдельным природным  ресурсам. Так, за пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при  краткосрочном пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного фонда) Система платежей, связанных с пользованием водами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов . При пользовании недрами производятся платежи в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов  
Ставки платы устанавливаются специальными нормативными актами.

5. Роль экологических фондов в экономическом механизме охраны окружающей среды

 

  

         Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды.  
         Система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.  
        Важную роль в защите экологии играют экологические фонды, они обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.   

         Местные экологические фонды складываются из следующих средств:  
    - эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);  
    - налоги и платежи за ресурсы;  
    - залоги-возмещения и облигации пользования;  
    - средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средоохранного законодательства;  
    - плата предприятий за выбросы (лицензионные взносы);  
    штрафы, взысканные в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства по охране окружающей среды.  
          Средства крупных фондов могут расходоваться на финансирование:

    • крупных средоохраных проектов на предприятиях при невозможности их осуществления за счет собственных средств;
    • строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта средоохранных объектов, действующих на соответствующей территории;
    • научно - исследовательских разработок и создания новых видов средоохранной техники и технологии;
    • мероприятий по предупреждению и компенсации негативных социально-экономических последствий нарушения средоохранного законодательства на данной территории (озеленение, борьба с шумом и т.д.);
    • работ по оценке воздействия на окружающую среду и проведения экспертизы экономических проектов, приуроченных к данной территории;
    • создания специализированных предприятий по переработке отходов производства на территории данного региона;
    • частичное или полное погашение банковских кредитов, данных предприятиям для проведения ими крупных капиталоемких мероприятий средоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.) при условии обеспечения высокого качества этих работ и выполнения их в определенные сроки.

   
      Определенная доля отчислений местных фондов может резервироваться и образовывать страховой фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию негативных последствий от непредвиденных природных процессов и явлений, а также аварий, причиняющих ущерб окружающей среде.  
      Надо отметить, что все перечисленные статьи расходов относятся к прямым расходам на экологическую деятельность. Кроме них, существуют еще и косвенные расходы, которые не могут покрываться из экологических фондов. Связанные с ними выплаты осуществляются из госбюджета.  
В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» в стране создана единая система государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, внебюджетные республиканские, краевые, областные и местные фонды.  
     Цель системы экологических фондов – решение неотложных природоохранных задач, восстановление потерь в окружающей среде, компенсация причиненного вреда за счет ухудшения качества окружающей среды (в тех случаях, если виновник вреда не установлен).  
            Формирование экологических фондов осуществляется за счет:  
средств, поступающих в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения;  
сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения;  
средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;  
пожертвований от юридических и физических лиц, которые зачисляются на специальные счета.  
       Штрафы и иски о возмещении вреда и за экологические правонарушения взимаются и соответствии с действующим законодательством. Штрафы налагаются специально уполномоченными государственными органами – подразделениями Госкомэкологии России, санитарно-эпидемиологическими станциями и др. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными методиками определения ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.  
       Средства, поступающие в экологические фонды, распределяются в следующем порядке:  
60% – на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского и районного) значения;  
30% – на реализацию мероприятий регионального (республиканского, краевого и областного) значения;  
10% направляются в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Госкомэкологии России.  
         Первоначально средства, которые поступают в экологические фонды, накапливаются на счетах республиканских, краевых или областных фондов, а оттуда перечисляются в федеральный экологический фонд (федеральный бюджет) и в местные экологические фонды. Перечисление средств в экологические фонды производится поквартально.  
          По полугодиям Госкомэкологии России составляет отчет о поступлении и расходовании средств федерального экологического фонда  
Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды.       Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды.  
       Основными направлениями расходования средств территориальных экологических фондов являлись: строительство, техническое перевооружение, реконструкция природоохранных объектов (50 %), материальнотехническое обеспечение (5,9 %), внедрение экологически чистых технологий (2,9 %), создание и использование систем мониторинга окружающей среды (2,7 %), другие виды природоохранной деятельности (18%).  
Территориальные экологические фонды созданы во всех субъектах Российской Федерации, и их организационно - правовая и финансовая деятельность характеризуется многообразием форм. Консолидированы в местные бюджеты 25 экологических фондов. Правами юридического лица обладали экологические фонды в 33 субъектах Российской Федерации.

   Отсутствием построенной на единых принципах  управления системы экологических  фондов объясняется и ряд недостатков  в их деятельности.  
Таким образом, созданная в 90-х годах XX столетия система экологических фондов России стала важным источником, который существенно дополнил бюджетные и собственные средства предприятий, направляемые на цели охраны окружающей среды.
 

6.Заключение

   Таким образом, под экономическим механизмом охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.  
     России необходим другой механизм природопользования, соответствующий переходной экономике, включающий создание благоприятного климата для развития энерго- и природосберегающих производств, надежных систем противоаварийной защиты, введение налоговых, кредитных ограничений на разработку новых месторождений, больших штрафов за загрязнение природной среды, несоблюдение стандартов разработки месторождений, новую концепцию развития аграрно-продовольственного и лесного комплексов и другие меры.

   В настоящее время в Российской Федерации внедряются некоторые  элементы механизма природопользования:  
- платность природопользования (плата за право пользования природными ресурсами, штрафы за нарушение экосистемы);  
- экономическое стимулирование природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды (платежи за загрязнение атмосферного воздуха, воды, размещение отходов, платежи за сбор и переработку загрязняющих веществ;  
- экологические программы (охраны озера Байкал, "чистый Енисей" и другие);

    
- система "залог - возврат";  
- экологическое страхование и другое.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

     

     
 
 
 

 

 
 

 
 

 

 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

7.Список использованной литературы

   1.     Боголюбов С.А. Экологическое право России. - М., 2004.    
2.     Жибинова К.В. Экономические основы экологии. – М., 2007.       
3.     Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология и природопользование в России. – М.: Финансы и статистика, 2005.  
4.     Экология и экономика природопользования / Под ред. Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. - М., 2002.

5. Коробкин  В.И., Передельский Л.В. Экология .  -  Ростов на Дону, 2006-608с.

6. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие экономического механизма охраны окружающей среды