Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:10, контрольная работа
Основные задачи экологической политики государства. Сущность и функции экономического механизма охраны окружающей среды. Значение и цели системы экологических фондов.
1.Введение 2
2. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды 3
3. Элементы экономического механизма охраны окружающей среды 6
4. Сущность платы за природопользование 11
5. Роль экологических фондов в экономическом механизме охраны окружающей среды 12
6.Заключение 15
7.Список использованной литературы 17
Экономическое стимулирование
охраны окружающей природной среды осуществляется
путем:
В
подавляющем большинстве
Плата вносится единовременно (при получении
данного природного объекта в пользование)
или систематически (постоянно) (в виде
годичных, квартальных, ежемесячных платежей).
Принцип платности имеет
важное значение, поскольку призван обеспечить
повышение заинтересованности природопользователей
в эффективном и рациональном использовании
природного ресурса, сохранении и воспроизводстве
окружающей природной среды. В сфере природопользования
применяются два вида платы:
1) плата за природные ресурсы (земли, воды,
леса и иную растительность, недра, животный
мир, рекреационные и другие природные
ресурсы).
Она подразделяется в свою очередь на
плату:
за право пользования природными ресурсами
в пределах установленных лимитов;
за сверхлимитное и нерациональное использование
природных ресурсов;
на воспроизводство и охрану природных
ресурсов.
2) плата за загрязнение окружающей природной
среды и другие виды вредных воздействий.
Она взимается за:
выбросы, сбросы загрязняющих веществ
в пределах установленных лимитов;
выбросы, сбросы загрязняющих веществ
сверх установленных лимитов;
за размещение отходов и другие виды загрязнения
в пределах установленных лимитов;
за размещение отходов и другие виды загрязнения
сверх установленных лимитов.
Конкретные
виды и ставки платежей установлены
в актах экологического законодательства
применительно к отдельным
Ставки платы устанавливаются специальными
нормативными актами.
Важным элементом экономического механизма
регулирования в области охраны окружающей
среды являются экологические фонды, которые
включают Федеральный экологический фонд
Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические
фонды субъектов Российской Федерации
и местные фонды. Практика существования
экологических фондов доказала экономическую
целесообразность их деятельности, роль
которой особенно возрастает в условиях
жесточайшего дефицита финансирования
охраны окружающей среды.
Система внебюджетных государственных
экологических фондов объединяет федеральный
экологический фонд, республиканские,
краевые, областные и местные фонды.
Важную роль в защите экологии
играют экологические фонды, они обычно
носят перераспределительный характер:
средства поступают от загрязнителей
и им же возвращаются на конкретные средоохранные
мероприятия или идут на улучшение экологической
обстановки в целом. Это позволяет координировать
экологическую деятельность и приводить
ее в соответствии с общими целями экологической
политики. Фонды могут быть национальными,
межрегиональными, региональными и местными.
Первые три типа образуются для проведения
крупных экологических программ и мероприятий
по охране окружающей среды, стоимость
которых превышает имеющиеся средства
местных фондов.
Местные экологические фонды складываются
из следующих средств:
- эмиссионные налоги и платежи предприятий
(за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы,
размещение твердых отходов);
- налоги и платежи за ресурсы;
- залоги-возмещения и облигации пользования;
- средства, изысканные в возмещение ущерба,
причиненного при нарушении средоохранного
законодательства;
- плата предприятий за выбросы (лицензионные
взносы);
штрафы, взысканные в административном
и судебном порядке с юридических и физических
лиц, виновных в нарушении законодательства
по охране окружающей среды.
Средства крупных фондов
могут расходоваться на финансирование:
Определенная доля отчислений
местных фондов может резервироваться
и образовывать страховой фонд, средства
которого будут направляться на ликвидацию
негативных последствий от непредвиденных
природных процессов и явлений, а также
аварий, причиняющих ущерб окружающей
среде.
Надо отметить, что все
перечисленные статьи расходов относятся
к прямым расходам на экологическую деятельность.
Кроме них, существуют еще и косвенные
расходы, которые не могут покрываться
из экологических фондов. Связанные с
ними выплаты осуществляются из госбюджета.
В соответствии с Законом РФ «Об охране
окружающей природной среды» в стране
создана единая система государственных
экологических фондов, объединяющая федеральный
экологический фонд, внебюджетные республиканские,
краевые, областные и местные фонды.
Цель
системы экологических
фондов – решение неотложных природоохранных
задач, восстановление потерь в окружающей
среде, компенсация причиненного вреда
за счет ухудшения качества окружающей
среды (в тех случаях, если виновник вреда
не установлен).
Формирование
экологических фондов осуществляется
за счет:
средств, поступающих в виде платы за нормативные
и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные)
выбросы и сбросы загрязняющих веществ
в окружающую среду, размещение отходов,
другие виды загрязнения;
сумм по искам о возмещении вреда, штрафов
за экологические правонарушения;
средств от реализации конфискованных
орудий охоты, рыболовства, незаконно
добытой с их помощью продукции;
пожертвований от юридических и физических
лиц, которые зачисляются на специальные
счета.
Штрафы и иски о возмещении
вреда и за экологические правонарушения
взимаются и соответствии с действующим
законодательством. Штрафы налагаются
специально уполномоченными государственными
органами – подразделениями Госкомэкологии
России, санитарно-эпидемиологическими
станциями и др. Расчет сумм по возмещению
вреда производится в соответствии с утвержденными
методиками определения ущерба, а при
их отсутствии – по фактическим затратам
на восстановление нарушенного состояния
окружающей среды.
Средства, поступающие
в экологические фонды, распределяются
в следующем порядке:
60% – на реализацию природоохранных мероприятий
местного (городского и районного) значения;
30% – на реализацию мероприятий регионального
(республиканского, краевого и областного)
значения;
10% направляются в доход федерального
бюджета для финансирования деятельности
территориальных органов Госкомэкологии
России.
Первоначально
средства, которые поступают в экологические
фонды, накапливаются на счетах республиканских,
краевых или областных фондов, а оттуда
перечисляются в федеральный экологический
фонд (федеральный бюджет) и в местные
экологические фонды. Перечисление средств
в экологические фонды производится поквартально.
По полугодиям
Госкомэкологии России составляет отчет
о поступлении и расходовании средств
федерального экологического фонда
Важным элементом экономического механизма
регулирования в области охраны окружающей
среды являются экологические фонды, которые
включают Федеральный экологический фонд
Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические
фонды субъектов Российской Федерации
и местные фонды. Практика
существования экологических фондов доказала
экономическую целесообразность их деятельности,
роль которой особенно возрастает в условиях
жесточайшего дефицита финансирования
охраны окружающей среды.
Основными направлениями
расходования средств территориальных
экологических фондов являлись: строительство,
техническое перевооружение, реконструкция
природоохранных объектов (50 %), материальнотехническое
обеспечение (5,9 %), внедрение экологически
чистых технологий (2,9 %), создание и использование
систем мониторинга окружающей среды
(2,7 %), другие виды природоохранной деятельности
(18%).
Территориальные экологические фонды
созданы во всех субъектах Российской
Федерации, и их организационно - правовая
и финансовая деятельность характеризуется
многообразием форм. Консолидированы
в местные бюджеты 25 экологических фондов.
Правами юридического лица обладали экологические
фонды в 33 субъектах Российской Федерации.
Отсутствием
построенной на единых принципах
управления системы экологических
фондов объясняется и ряд недостатков
в их деятельности.
Таким образом, созданная в 90-х годах XX
столетия система экологических фондов
России стала важным источником, который
существенно дополнил бюджетные и собственные
средства предприятий, направляемые на
цели охраны окружающей среды.
Таким
образом, под экономическим механизмом
охраны окружающей среды понимается совокупность
предусмотренных законодательством экономических
мер обеспечения охраны окружающей среды
и рационального природопользования.
России необходим другой
механизм природопользования, соответствующий
переходной экономике, включающий создание
благоприятного климата для развития
энерго- и природосберегающих производств,
надежных систем противоаварийной защиты,
введение налоговых, кредитных ограничений
на разработку новых месторождений, больших
штрафов за загрязнение природной среды,
несоблюдение стандартов разработки месторождений,
новую концепцию развития аграрно-продовольственного
и лесного комплексов и другие меры.
В
настоящее время в Российской
Федерации внедряются некоторые
элементы механизма природопользования:
- платность природопользования (плата
за право пользования природными ресурсами,
штрафы за нарушение экосистемы);
- экономическое стимулирование природоохранной
деятельности, мероприятий по снижению
загрязнения окружающей среды (платежи
за загрязнение атмосферного воздуха,
воды, размещение отходов, платежи за сбор
и переработку загрязняющих веществ;
- экологические программы (охраны озера
Байкал, "чистый Енисей" и другие);
- система "залог - возврат";
- экологическое страхование и другое.
1.
Боголюбов С.А. Экологическое право России.
- М., 2004.
2. Жибинова К.В. Экономические основы экологии.
– М., 2007.
3. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология
и природопользование в России. – М.: Финансы
и статистика, 2005.
4. Экология и экономика природопользования
/ Под ред. Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. -
М., 2002.
5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология . - Ростов на Дону, 2006-608с.
6. Федеральный закон от
10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "ОБ ОХРАНЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Информация о работе Понятие экономического механизма охраны окружающей среды