Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:20, реферат
Примерно 30 лет тому назад проблема отходов находилась в основном в ведении местных властей. У каждого муниципалитета был свой полигон для захоронения отходов. Несколько больших городов имели мусоросжигательные установки (мест для свалок не было).
Обращение с отходами – от местного до национального уровня……………………….3
Краеугольные камни нидерландской политики в области обращения с отходами……4
Предотвращение и переработка………………………………………………………..….4
Задачи местного уровня……………………………………………………………………5
Раздельный сбор……………………………………………………………………………5
Законы, планы, указы………………………………………………………………………6
Список использованных электронных ресурсов…………………………………………6
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Факультет
почвоведения
Политика
в области обращения
с отходами в Нидерландах
Москва,
2010
Содержание:
Обращение с отходами – от местного до национального уровня……………………….3
Краеугольные
камни нидерландской политики в
области обращения с отходами……
Предотвращение
и переработка……………………………………………
Задачи
местного уровня………………………………………………………………
Раздельный
сбор……………………………………………………………………
Законы,
планы, указы…………………………………………………………………
Список
использованных электронных ресурсов…………………………
Обращение
с отходами — от
местного до национального
уровня
Примерно 30 лет тому назад проблема отходов находилась в основном в ведении местных властей. У каждого муниципалитета был свой полигон для захоронения отходов. Несколько больших городов имели мусоросжигательные установки (мест для свалок не было).
В конце 70-х годов появилось законодательство, согласно которому провинциям были переданы задачи планирования и координации, при этом функция исполнения в основном осталась на уровне муниципалитетов (сбор и удаление). Причиной увеличения уровней администрирования было желание положить конец неконтролируемой свалке мусора. Основными аргументами были гигиена среды, эффективное использование пространства и воздействие на ландшафт.
Поэтому было важно выработать общую систему удаления отходов, а также сделать методы их переработки и утилизации (сжигание) более экономически эффективными. Система обращения с отходами была организована на уровне провинций (численность населения — миллион и более) и действовала в административных границах провинции. При этом утилизация и переработка должны были стать более эффективными и доступными.
В конце 80-х годов система удаления и переработки отходов все еще не соответствовала стандартам. Не хватало уровня для общего решения проблемы отходов, обоснованного с точки зрения экологической гигиены и экономичности. Многие меры были неэффективными из_за их мелкомасштабности и неадекватных природоохранных мер. Например, практически на всех полигонах отсутствовали меры по охране почвы, установки сжигания не имели действенных систем газоочистки. Несмотря на то, что процент использования вторичного сырья увеличился, слишком много отходов продолжало поступать на сжигание или захоронение. Из-за сопротивления политиков и населения проблема нехватки мощностей становилась неизбежной.
В 1996 году парламентская комиссия сделала заключение, что "масштаб проблемы удаления отходов увеличивается и выходит за пределы провинций и регионов". Было принято решение о централизации системы управления отходами. Централизация получила юридическую основу в последней поправке к закону об управлении окружающей средой в мае 2002 года.
Оценивая изменения в системе обращения с отходами за последние десятилетия, можно сказать, что она адаптировалась к техническим и экономическим изменениям в подходе к переработке отходов. Эти изменения, как правило, были результатом введения более строгих норм и стандартов (критерии качества для свалок и установок сжигания), раздельного сбора, вторичной переработки и ответственности перед потребителями. Такой подход привел к большей отдаче от капиталовложений, увеличению масштаба и экономичности установок.
Хотя общее руководство системой обращения с отходами осуществляется центральным правительством, местные и региональные власти несут свою долю ответственности. С 1989 года три уровня власти даже подписали договор о сотрудничестве в этой сфере и учредили Совет по обращению с отходами.
Другим аспектом этого процесса является
то, что повышение управленческого уровня
и выход системы за пределы провинций,
за которым последовало и исчезновение
национальных границ в рамках Евросоюза,
приводят нас к ситуации, когда отходы
становятся предметом рыночных отношений,
конкуренции цен и профессионализации.
Краеугольные камни нидерландской политики
в
области обращения
с отходами
Основы нынешней политики по этому вопросы закладывались в течение 1988—1991 годов.
Понимание того, что неконтролируемое распространение отходов является опасным для здоровья людей и окружающей среды, заставило правительство выработать и придерживаться экологически здравой политики обращения с отходами. Эта политика прежде всего направлена на ликвидацию проблемы у ее истока, то есть на предотвращение появления отходов.
В тех случаях, когда появление отходов нельзя предотвратить, они должны по возможности утилизироваться. Неперерабатываемые отходы должны удаляться таким образом, чтобы риски, которые они представляют для окружающей среды, были приемлемыми (захоронение без протечек).
Порядок предпочтений при обращении с отходами, известный как "Лестница Лансинка" (по имени парламентария, предложившего ее), заложен в законе об управлении окружающей средой. Предотвращение — верхняя ступень (самый предпочтительный вариант), а свалка — нижняя ступень (наименее предпочтительное решение). Всего ступеней семь.
1. Предотвращение.
2. Схема
предотвращения и
3. Переработка продукта (вторсырье).
4. Переработка материала.
5. Утилизация в качестве топлива.
6. Сжигание.
7. Захоронение.
Основополагающий принцип в этой иерархической структуре — свести к минимуму количество отходов, идущих на захоронение. Тогда сократятся землеотвод для организации полигонов, потребность в почти постоянном их обслуживании, потери материальных ресурсов и выбросы газов со свалок в атмосферу.
Например, на полигоны отходов в Нидерландах приходится 35% всех выбросов
метана,
и их доля в создании парникового
эффекта составляет 5%.
Предотвращение
и переработка
Одним из основных приоритетов политики управления отходами является предотвращение и сокращение объема производимых отходов. Для решения этой задачи был разработан комплекс мер, который включает энергосбережение, экономию воды и т. д.
Хотя результаты превентивных инициатив измерить сложно, в последние годы динамика роста объема отходов была более медленной, чем рост экономики в целом.
Другие инструменты были приняты для более широкого внедрения переработки. Переработка материалов облегчается при разделении потоков отходов на источнике.
Согласно положениям закона об управлении
окружающей средой правительства местного
уровня должны вводить системы раздельного
сбора бытовых и сельскохозяйственных
отходов. Производителей и импортеров
также можно обязать принимать свои товары
после использования (например, электрическое
и электронное оборудование). Переработка
продуктов стимулируется с помощью введения
системы возмещаемых депозитов.
Задачи
местного уровня
Местные власти должны организовывать сбор и переработку бытовых отходов, то есть эффективно выполнять политику на местах. В качестве примера приведем ситуацию в Гауде.
Местные власти в Нидерландах не только отвечают за сбор и удаление бытовых и опасных отходов, но и выполняют другие связанные с этим функции. Иногда оказанием таких услуг занимаются частные компании (в настоящее время примерно 25%) или субподрядчики (20%). Сбор бытовых и опасных отходов — растущий сектор рынка услуг.
Время покажет целесообразность тенденции к передаче этой функции в частный сектор. Такой переход объясняется тем, что муниципалитетам необходимо сосредотачиваться на своих основных функциях (защита интересов граждан), а также стремлением сократить затраты правительства и улучшить качество оказываемых услуг. Во многих секторах рынка наблюдается фрагментация, когда многочисленные компании, предоставляющие услугу, специализируются в небольшой части рынка (промышленные отходы, опасные бумажные отходы, строительные отходы и отходы от сноса зданий). В других сегментах рынка действуют крупные компании, "держащие" большую часть рынка: сжигание отходов, переработка органических отходов и текстиля.
В Гауде услуги оказывают как частные, так и муниципальные компании. Вместе с 18 другими муниципалитетами Гауда является акционером регионального государственного предприятия "Сайклус" ("Cyclus"). Это результат сотрудничества, начатого в 70-х годах. Для того чтобы предотвратить возникновение новых свалок, муниципалитеты решили вместе учредить мусоросжигающее предприятие.
В 90-х годах правительство г. Гауда выступило с инициативой и стало основным акционером предприятия, производящего компост из наших бытовых органических отходов. Это было следствием выполнения обязательства по раздельному сбору отходов такого типа.
В 2000 году правительство г. Гауда организовало кооперацию в промышленном масштабе, то есть открыло собственную компанию. Она занимается не только переработкой отходов, компостированием органики, но и сбором отходов других муниципалитетов. В принципе от этого должны выиграть все жители 19 муниципалитетов (более 370 000).
Раздельный
сбор
Выполняя задачи, поставленные государственной политикой в области обращения с отходами, уделяется большое внимание раздельному сбору и переработке бытовых отходов. Выделяются следующие категории.
Сбор "от порога до порога" включает (неперерабатываемые) смешанные отходы, органику, биологические отходы и бумагу. У каждой семьи есть 3 контейнера. Исключение делается для мест с ограниченным пространством (в исторической, узкой части старого города и многоквартирных домах). Смешанные отходы в таких местах собираются по старинке — в серые пластиковые мешки, для других групп отходов предусмотрены контейнеры общего пользования на улице.
Такие категории отходов, как текстиль и стекло, собираются в небольшие удобно расположенные контейнеры (около торговых центров). Опасные отходы (использованные батарейки и химические вещества), электрическое оборудование и отходы больших размеров можно отвезти в пункты приема. Там производится и разделение отходов по категориям.
Система сбора и услуги по удалению отходов финансируются за счет ежегодного налога или платы, взимаемой с каждой семьи. Раздельный сбор осуществляется самим муниципалитетом, а для транспортировки и переработки нанимаются частные компании.
Законы, планы, указы
Информация о работе Политика в области обращения с отходами в Нидерландах