Платежи как инструмент рационального использования природных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 07:52, реферат

Описание работы

В период становления рыночных отношений важное место принадлежит плате за природопользование - особой форме возмещения природо-восстановительных затрат.

Введение платежей за природопользование - это необходимое условие совершенствования ценообразования. Платежи также стимулируют эффективное и рациональное природопользование.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 1.95 Мб (Скачать)

                  Платежи за природные ресурсы, как инструмент

                                       рационального природопользования.

В период становления  рыночных отношений важное место  принадлежит плате за природопользование - особой форме возмещения природо-восстановительных  затрат.

Введение  платежей за природопользование - это необходимое условие совершенствования ценообразования. Платежи также стимулируют эффективное и рациональное природопользование.

Если охране окружающей среды не уделяется должного внимания, то загрязняющий среду объект не имеет экономического стимула  к снижению выбросов или компенсирующих выплат за них.

Сопоставление общественного ущерба и затрат на очистку с учетом сложившейся  экологической ситуации позволяет  выработать концепцию для системы  налогообложения.

Налог за загрязнение  среды должен быть достаточно высоким, чтобы предприятиям стало выгоднее охранять окружающую среду, а не выплачивать  штрафную плату за нерациональное использование  природных ресурсов.

До недавнего  времени считалось, что пользование  природными ресурсами универсального назначения не может быть платным  в силу их неограниченности и естественного  воспроизводства, а значит, невозможности  их монополизации. Однако к настоящему времени масштабы промышленного  производства достигли таких размеров, что уже об естественном воспроизводстве, а следовательно, и о неограниченности говорить не приходится. Поэтому в  настоящее время необходимо вкладывать значительные средства на природоохранные  мероприятия, т.е. на воспроизводство  и сбережение универсальных природных  ресурсов.

Платежи за право пользования природными, в  частности минерально-сырьевыми, ресурсами - новое понятие экономики бывших стран социалистического содружества. Поэтому смысл его трактуется неоднозначно, а научно обоснованной методики установления размера таких  платежей пока еще не существует.

Штрафные  платежи за нерациональное использование  полезных ископаемых являются формой экономической ответственности  предприятий за ущерб, причиненный  собственникам недр в результате несоблюдения этими предприятиями  действующих на соответствующей  территории норм и правил охраны недр и рационального использования  минеральных ресурсов.

На основании  существующей статьи 27 закона РК "Об охране окружающей среды", мероприятия по охране окружающей среды учитываются в прогнозных и программно-целевых документах и мероприятиях, включаются в проекты индикативного планирования социально-экономического развития Республики Казахстан, государственные программы и концепции по различным направлениям природопользования.

Порядок разработки экологических программ и концепций  по различным направлениям природопользования определяется законодательством РК.

Экономическими  методами охраны окружающей среды в  республике, согласно статьи 26 закона РК "Об охране окружающей среды", являются:

1. планирование  и финансирование мероприятий  по охране окружающей среды;

2. плата  за пользование природными ресурсами;

3. плата  за загрязнение окружающей среды;

4.плата за  охрану и воспроизводство природных  ресурсов;

5.экономическое  стимулирование охраны окружающей  среды;

6.экологическое  страхование;

7.создание  фондов охраны окружающей среды.

Существующие  виды платежей с точки зрения выполняемых  ими производственных функций назначения, классифицируются в следующем порядке:

Однако из семи экономических методов регулирования  охраны окружающей среды на сегодняшний  день в Республике Казахстан работают полностью - один (плата за загрязнение  окружающей среды), частично - три (планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды; плата за пользование природными ресурсами, в виде бонусов и роялти; экономическое стимулирование негативного характера). Все платежи за загрязнение окружающей природной среды будут поступать в областной бюджет.

Единственной  функцией платежей за право пользования  является экономическое  стимулирование рационального  использования минерально-сырьевых ресурсов. В экономическом плане очевидно, что природопользователь заинтересован в скорейшем и экономном использовании природных ресурсов, за право пользования которых внесены платежи.

В этой связи  целью настоящей работы является совершенствование системы назначения и взимания платежей за загрязнение  окружающей среды. 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.07.2011 г.)

Статья 102. Обязательные платежи в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов. Обязательные платежи в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов устанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан.

Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах

Глава 69. ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ.

Статья 477. Общие положения

1. Плата  за пользование земельными участками  (далее - плата) взимается за  предоставление государством земельных  участков во временное возмездное  землепользование (аренду).

2. Порядок  предоставления земельных участков  во временное возмездное землепользование (аренду) устанавливается Земельным  кодексом Республики Казахстан.

3. Уполномоченные  государственные органы по земельным  отношениям, а на территориях  специальных экономических зон  местные исполнительные органы или администрации специальных экономических зон ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту своего нахождения сведения о плательщиках платы и объектах обложения по форме, установленной уполномоченным органом.

Статья 479. Объект обложения

Объектом  обложения является земельный участок, предоставляемый государством во временное  возмездное землепользование.

Статья 480. Ставки платы

Ставки платы  определяются в соответствии с земельным  законодательством Республики Казахстан. При этом ставки платы устанавливаются  не ниже размеров ставок земельного налога

Статья 481. Порядок  исчисления и уплаты

1. Сумма  платы исчисляется на основании  договоров временного возмездного  землепользования, заключенных с  уполномоченным государственным  органом по земельным отношениям, а на территории специальной  экономической зоны - с местным  исполнительным органом или администрацией  специальной экономической зоны.

Ежегодные суммы платы устанавливаются  в расчетах, составляемых уполномоченными  государственными органами по земельным  отношениям, а на территориях специальных  экономических зон - местными исполнительными  органами или администрациями специальных  экономических зон.

Расчеты суммы  платы пересматриваются уполномоченными  государственными органами по земельным  отношениям, а на территориях специальных  экономических зон - местными исполнительными  органами или администрациями специальных  экономических зон в случаях  изменения условий договоров, а  также порядка исчисления земельного налога, установленного настоящим Кодексом.

2. Размер  платы, подлежащей уплате за  налоговый период, определяется  исходя из ставок платы, указанных  в расчетах, и периода пользования  в налоговом периоде земельным  участком.

3. Размер  платы устанавливается не ниже  размеров сумм земельного налога, исчисленного по данному земельному  участку в соответствии с настоящим  Кодексом.

4. Налогоплательщики,  применяющие специальный налоговый  режим для юридических лиц  - производителей сельскохозяйственной  продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских  кооперативов, производят исчисление  платы с учетом особенности,  установленной статьей 451 настоящего  Кодекса.

5. Плательщики  платы, за исключением плательщиков, указанных в пункте 6 настоящей  статьи, уплачивают в бюджет текущие  суммы платы равными долями  не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа  и 25 ноября текущего года.

В случаях  предоставления государством земельных  участков во временное возмездное землепользование после вышеперечисленных сроков уплаты платы первым сроком внесения в бюджет платы является следующий (очередной) срок уплаты.

В случаях  предоставления государством земельных  участков во временное возмездное землепользование после последнего срока уплаты платы  сроком уплаты в бюджет считается 25 число месяца, следующего за месяцем  предоставления земельного участка.

6. Физические  лица, не являющиеся индивидуальными  предпринимателями, уплачивают суммы  платы не позднее 25 февраля  отчетного налогового периода.

В случае получения  земельного участка после установленного срока уплата платы производится не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем получения земельного участка во временное возмездное землепользование.

7. По окончании  срока договора временного возмездного  землепользования или его расторжении  после начала налогового периода  сумма платы, подлежащая внесению  в бюджет за оставшийся срок, уплачивается не позднее пятнадцати  календарных дней со дня окончания  срока действия договора.

8. Сумма  платы уплачивается в бюджет  по месту нахождения земельных  участков.

Кроме названных  платежей существуют так называемые компенсационные и штрафные платежи  за снижение плодородия почвы и нарушение  земли, зеленой поверхности. Величина платежей за нарушение земли определяется затратами на ее рекультивацию, а  за изменение плодородия почвы –  по специальной методике

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (с  изменениями и  дополнениями по состоянию  на 22.07.2011 г.)

Глава 70. ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ  ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ ПОВЕРХНОСТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Статья 484. Общие положения

1. поверхностных  источников (далее - плата) взимается  за виды специального водопользования  из поверхностных источников  с изъятием воды из них или  без ее изъятия.

2. Специальное  водопользование осуществляется  на основании разрешительного  документа, выдаваемого уполномоченным  государственным органом в области  использования и охраны водного  фонда.

3. Специальное  водопользование без оформленного  разрешительного документа рассматривается  как водопользование с превышением  фактических объемов забора воды  над установленными лимитами.

4. Виды специального  водопользования устанавливаются  водным законодательством Республики  Казахстан.

5. Региональные  органы уполномоченного государственного  органа в области использования  и охраны водного фонда ежеквартально  не позднее 25 числа второго  месяца, следующего за отчетным  кварталом, представляют налоговым  органам по месту своего нахождения  сведения о плательщиках платы  и объектах обложения по форме,  установленной уполномоченным органом.

Статья 485. Плательщики  платы

Плательщиками платы являются физические и юридические  лица, осуществляющие пользование водными  ресурсами поверхностных источников (далее - первичные водопользователи):

1) с применением  стационарных, передвижных и плавучих  сооружений по механическому  и самотечному забору воды  из поверхностных и морских  вод;

2) с применением  гидравлических электростанций;

Информация о работе Платежи как инструмент рационального использования природных ресурсов