Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:06, контрольная работа
Стремительный рост численности человечества и его научно-технической вооруженности в корне изменили ситуацию на Земле. Если в недавнем прошлом вся человеческая деятельность проявлялась отрицательно лишь на ограниченных, хоть и многочисленных территориях, а сила воздействия была несравненно меньше мощного круговорота веществ в природе, то теперь масштабы естественных и антропогенных процессов стали сопоставимыми, а соотношение между ними продолжает изменяться с ускорением в сторону возрастания мощности антропогенного влияния на биосферу.
Введение………………………………………………………………………………………3
Загрязнение атмосферы………………………………………………………………4-5
Источники загрязнения атмосферы………………………………………………….5-7
Химическое загрязнение атмосферы………………………………………………...7-8
Аэрозольное загрязнение атмосферы……………………………………………….9-10
Фотохимический туман…………………………………………………………….10-11
1.6. Озоновый слой Земли……………………………………………………………… 11-13
1.7 Загрязнение атмосферы выбросами транспорта…………………………………..13-14
1.8. Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта…………………………...15-16
1.9. Средства защиты атмосферы……………………………………………………….17-18
1.10. Способы очистки газовых выбросов в атмосферу………………………………..18-19
1.11. Охрана атмосферного воздуха……………………………………………………..19-20
Заключение………………………………………………………………………………….21-22
Список использованной литературы………………………………………………………23
1.6.Озоновый слой Земли.
Озоновый слой Земли – это слой атмосферы, близко совпадающий со стратосферой, лежащий между 7 – 8 (на полюсах), 17 – 18 (на экваторе) и 50 км над поверхностью планеты и отличающийся повышенной концентрацией молекул озона, отражающих жесткое космическое излучение, гибельное для всего живого на Земле. Его концентрация на высоте 20 – 22 км от поверхности Земли, где она достигает максимума, ничтожно мала. Эта естественная защитная пленка очень тонка: в тропиках ее толщина составляет всего 2 мм, у полюсов она вдвое больше.
Активно поглощающий
ультрафиолетовое излучение озоновый
слой создает оптимальные световой
и термические режимы земной поверхности,
благоприятные для
Своему существованию озоновый слой обязан деятельности фотосинтезирующих растений (выделение кислорода) и действию на кислород ультрафиолетовых лучей. Он защищает все живое на Земле от губительного действия этих лучей.
Предполагается, что глобальное загрязнение атмосферы некоторыми веществами (фреонами, оксидами азота и др.) может нарушить функционирование озонового слоя Земли.
Главную опасность для атмосферного озона составляет группа химических веществ, объединенных термином «хлор-фторуглероды» (ХФУ), называемых также фреонами. В течение полувека эти химикаты, впервые полученные в 1928 г., считались чудо - веществами. Они нетоксичны, инертны, чрезвычайно стабильны, не горят, не растворяются в воде, удобны в производстве и хранении. И поэтому сфера применения ХФУ динамично расширялась. В массовых масштабах их начали использовать в качестве хладагентов при изготовлении холодильников. Затем они стали применяться в системах кондиционирования воздуха, а с началом всемирного аэрозольного бума получили самое широкое распространение. Фреоны оказались очень эффективны при промывке деталей в электронной промышленности, а также нашли широкое применение в производстве пенополиуретанов. Пик их мирового производства пришелся на 1987 – 1988 гг. и составил около 1,2 – 1,4 млн., т. в год, из которых на долю США приходилось около 35%.
Механизм действия
фреонов следующий. Попадая в
верхние слои атмосферы, эти инертные
у поверхности Земли вещества
становятся активными. Под воздействием
ультрафиолетового излучения
Активную роль
в образовании и разрушении озона
играют также оксиды азота, тяжелых
металлов (меди, железа, марганца), хлор,
бром, фтор. Поэтому общий баланс
озона в стратосфере
В этом балансе азот, хлор, кислород, водород и другие компоненты участвуют как бы в виде катализаторов, не меняя своего «содержания», поэтому процессы, приводящие к их накоплению в стратосфере или удалению из нее, существенно сказываются на содержании озона. В связи с этим попадание в верхние слои атмосферы даже относительно небольших количеств таких веществ может устойчиво и долгосрочно влиять на установившийся баланс, связанный с образованием и разрушением озона.
Нарушить экологический
баланс, как показывает жизнь, совсем
несложно.
Неизмеримо сложнее восстановить его.
Озоноразрушающие вещества на редкость
стойки. Различные виды фреонов, попав
в атмосферу, могут существовать в ней
и творить свое разрушительное дело от
75 до 100 лет.
В чем заключается
конкретность мер по сохранению озонового
слоя над
Землей?
Согласно международным
соглашениям промышленно
Вторым этапом
должен стать запрет на производство
метилбромидов и гидрофреонов. Уровень
производства первых в промышленно
развитых странах с 1996 г. заморожен,
гидрофреоны полностью снимаются с производства
к 2030 г.
Однако развивающиеся страны до сих пор
не взяли на себя обязательств по контролю
над этими химическими субстанциями.
Восстановить
озоновый слой над Антарктидой при
помощи запуска специальных воздушных
шаров с установками для
Несколько лет назад была разработана технология замены фреона специально подготовленным пропаном. Ныне промышленность уже на треть сократила выпуск аэрозолей с использованием фреонов.
Разрушение озонового
слоя – один из факторов, вызывающих
глобальное изменение климата на
нашей планете. Последствия этого
явления, названного
«парниковым эффектом», крайне сложно
прогнозировать. А ведь ученые с тревогой
говорят и о возможности изменения количества
осадков, перераспределении их между зимой
и летом, о перспективе превращения плодородных
регионов в засушливые пустыни, повышении
уровня Мирового океана в результате таяния
полярных льдов.
Последствия разрушения
озонового слоя можно проиллюстрировать
примерами. Так, 1%-ное сокращение озонового
слоя вызывает 4%-ный скачок в распространении
рака кожи. Вызывая рак кожи и
ее старение, ультрафиолетовые лучи одновременно
подавляют иммунную систему, что
приводит к возникновению инфекционных,
вирусных, паразитарных и других заболеваний,
к которым относятся корь, ветряная
оспа, малярия, лишай, туберкулез, проказа
и др.
Десятки миллионов жителей планеты полностью
или частично потеряли зрение из- за катаракты
– болезни, которая возникает в результате
повышенной солнечной радиации.
Рост губительного
воздействия ультрафиолетового
излучения вызывает деградацию экосистем
и генофонда флоры и фауны,
снижает урожайность
1.7.Загрязнение атмосферы выбросами транспорта.
Большую долю в
загрязнении атмосферы
В настоящее
время на долю автомобильного транспорта
приходится больше половины всех вредных
выбросов в окружающую среду, которые
являются главным источником загрязнения
атмосферы, особенно в крупных городах.
В среднем при пробеге 15 тыс. км
за год каждый автомобиль сжигает 2
т топлива и около 26 – 30 т воздуха,
в том числе 4,5 т кислорода, что в 50 раз
больше потребностей человека.
При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу
(кг/год): угарного газа - 700, диоксид азота
– 40, несгоревших углеводородов – 230 и
твердых веществ – 2 – 5.
Кроме того, выбрасывается много соединений
свинца из-за применения в большинстве
своем этилированного бензина.
Наблюдения показали,
что в домах, расположенных рядом
с большой дорогой
(до 10 м), жители болеют раком в 3 – 4 раза
чаще, чем в домах, удаленных от дороги
на расстояние 50 м. Транспорт отравляет
также водоемы, почву и растения.
Токсичными выбросами
двигателей внутреннего сгорания (ДВС)
являются отработавшие и картерные
газы, пары топлива из карбюратора
и топливного бака. Основная доля токсичных
примесей поступает в атмосферу
с отработавшими газами ДВС. С
картерными газами и парами топлива
в атмосферу поступает
Количество вредных
веществ, поступающих в атмосферу
в составе отработавших газов, зависит
от общего технического состояния автомобилей
и, особенно, от двигателя – источника
наибольшего загрязнения. Так, при
нарушении регулировки
Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина неэтилированным.
Выхлопные газы
ГТДУ содержат такие токсичные компоненты,
как оксид углерода, оксиды азота,
углеводороды, сажу, альдегиды и
др. Содержание токсичных составляющих
в продуктах сгорания существенно
зависит от режима работы двигателя.
Высокие концентрации оксида углерода
и углеводородов характерны для
газотурбинных двигательных установок
(ГТДУ) на пониженных режимах (при холостом
ходе, рулении, приближении к аэропорту,
заходе на посадку), тогда как содержание
оксидов азота существенно
Загрязнение воздушной
среды транспортом с ракетными
двигательными установками
При старте ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только на приземной слой атмосферы, но и на космическое пространство, разрушая озоновый слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя определяются числом запусков ракетных систем и интенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов.
В связи с
развитием авиации и ракетной
техники, а также интенсивным
использованием авиационных и ракетных
двигателей в других отраслях народного
хозяйства существенно возрос общий
выброс вредных примесей в атмосферу.
Однако на долю этих двигателей приходится
пока не более 5 % токсичных веществ,
поступающих в атмосферу от транспортных
средств всех типов.
1.8.Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта.
Оценка автомобилей по токсичности выхлопов. Большое значение имеет повседневный контроль над автомашинами. Все автохозяйства обязаны следить за исправностью выпускаемых на линию машин. При хорошо работающем двигателе в выхлопных газах окиси углерода должно содержаться не более допустимой нормы.
Положением о Государственной автомобильной инспекции на нее возложен контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния автомототранспорта.
В принятом стандарте
на токсичность предусмотрено
На заводах введены контроль и регулирование автомобилей по токсичности и дымности отработавших газов.
Системы управления городским транспортом. Разработаны новые системы регулирования уличного движения, которые сводят к минимуму возможность образования пробок, потому что, останавливаясь и потом, набирая скорость, автомобиль выбрасывает в несколько раз больше вредных веществ, чем при равномерном движении.
Построены автомагистрали
в обход городов, которые приняли
весь поток транзитного транспорта,
который раньше нескончаемой лентой
тянулся по городским улицам. Резко
снизилась интенсивность
В Москве создана
автоматизированная система управления
дорожным движением «Старт». Благодаря
совершенным техническим
Информация о работе Перспективные мероприятия по защите атмосферы