Отдел мониторинга окружающей среды Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:53, реферат

Описание работы

Концепция оптимизации Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь определяет мониторинг окружающей среды как систему проводимых по определенной программе длительных регулярных наблюдений за окружающей средой, оценки состояния, анализа и прогноза изменений окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Ведение мониторинга окружающей среды основывается на принципах:
реализации экосистемного подхода;
объективности, достоверности и комплексности экологической информации;
обязательности информирования органов государственного управления;
обеспечения доступа к информации для граждан и юридических лиц.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 86.00 Кб (Скачать)
  1. Введение

      Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологически благоприятных условий для проживания людей являются стратегически важной задачей государственной политики Республики Беларусь. Их успешное решение во многом определяет особенности устойчивого развития страны. Национальная стратегия устойчивого развития рассматривает экологический аспект наравне с экономическим и социальным.

Государственное управление охраной окружающей среды и природопользованием основывается на достоверной и своевременной информации о состоянии и тенденциях изменения окружающей среды. Механизмом, обеспечивающим все уровни управления необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений, является мониторинг окружающей среды.

Концепция оптимизации  Национальной системы мониторинга  окружающей среды Республики Беларусь определяет мониторинг окружающей среды  как систему проводимых по определенной программе длительных регулярных наблюдений за окружающей средой, оценки состояния, анализа и прогноза изменений окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Ведение мониторинга  окружающей среды основывается на принципах:

  • реализации экосистемного подхода;
  • объективности, достоверности и комплексности экологической информации;
  • обязательности информирования органов государственного управления;
  • обеспечения доступа к информации для граждан и юридических лиц.

Основными задачами мониторинга  окружающей среды являются:

  • наблюдение за компонентами окружающей среды;
  • анализ и оценка состояния окружающей среды;
  • прогнозирование состояния окружающей среды и ее компонентов;
  • информационное обеспечение органов государственного управления.

 

 

2. Отдел мониторинга окружающей среды Республики Беларусь

Отдел мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь создан в 1991 г. С первых лет своего существования  основным направлением деятельности отдела являлось сопровождение работ по организации и в последующем  проведение исследований по программе Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь (далее — НСМОС).

За этот период были выполнены  работы по созданию нормативно-законодательной  базы НСМОС, а также обеспечено соблюдение единых методологических подходов при ведении разных видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС, сформирован и постоянно пополняется банк данных наблюдений в рамках реализуемых в стране программ НСМОС.

На отдел мониторинга  окружающей среды возлагаются функции по обеспечению деятельности:

  • главного информационно-аналитического центра НСМОС в Республике Беларусь;
  • информационно-аналитического центра мониторинга животного мира в составе НСМОС;
  • информационно-аналитического центра локального мониторинга окружающей среды в составе НСМОС.

Отдел мониторинга выполняет  работы по следующим основным направлениям:

  • подготовка и предоставление органам государственного управления (министерства и отдельные ведомства, органы исполнительной власти (областной уровень)) аналитической информации о состоянии окружающей среды в результате воздействия на нее природных и антропогенных факторов;
  • подготовка по результатам НСМОС и в рамках обмена информацией с системами социально-гигиенического мониторинга и мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера оценочных докладов о состоянии окружающей среды (национальный и локальные уровни);
  • проведение научно-исследовательских работ в области экологии и охраны окружающей среды;
  • выполнение работ в области охраны окружающей среды на предприятиях республики (организация систем локального мониторинга и проведение исследований по оценке загрязнения почв, поверхностных, сточных и подземных вод; разработка экологических паспортов предприятий; проведение работ по инвентаризации и оценке объектов растительного мира);
  • разработка разделов «Охрана окружающей среды» для рабочих проектов реконструируемых и строящихся объектов и производств.

Отдел мониторинга окружающей среды сотрудничает с более чем 30 научными и научно-производственными  организациями. Среди них:

  • Государственное научное учреждение «Институт природопользования НАН Беларуси»;
  • Республиканское унитарное предприятие «Институт почвоведения и агрохимии» Национальной академии наук Беларуси» (РУП «ИПА НАН Беларуси»);
  • Государственное научное учреждение «Институт экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича НАН Беларуси» (ИЭБ НАН Беларуси);
  • Государственное научно-производственное объединение «Научно-практический центр НАН Беларуси по биоресурсам» (ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам»);
  • Государственное научное учреждение «Институт леса НАН Беларуси»;
  • Государственное учреждение «Центр геофизического мониторинга НАН Беларуси»;
  • Учреждение образования «Белгосуниверситет» (научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы, лаборатория экологии ландшафтов; лаборатория озероведения);
  • Государственное учреждение «Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды» департамента по гидрометеорологии Минприроды (РЦРКМ);
  • Государственное учреждение «Республиканский гидрометеорологический центр»;
  • Республиканское унитарное предприятие «Информационный центр земельно-кадастровых данных и мониторинга земель»;
  • Республиканское унитарное предприятие «Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт» (Бел НИГРИ);
  • Центральная гидрогеологическая партия Белорусской гидрогеологической экспедиции;
  • ЛРУП «Белгослес»;
  • Государственное учреждение по защите и мониторингу леса «Беллесозащита»;
  • Республиканское унитарное предприятие «Белгосохота»;
  • Полесский государственный радиационно-экологический заповедник;
  • Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
  • Государственное учреждение «Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

В число организаций, с которыми сотрудничает отдел мониторинга  окружающей среды, входят также международные  научные учреждения: Берлинский университет  им. А. Гумбольдта, Кильский университет  им. Альбрехта, институт аграрного развития в странах Центральной и Восточной Европы (г. Халле).

 

3. Национальная система  мониторинга окружающей среды  Республики Беларусь

Мониторинг окружающей среды проводится в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. В соответствии со статьей 68 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 №126-3 Советом Министров Республики Беларусь было принято решение «О создании Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» (Постановление от 20.04.93 № 247). Основной целью создания Национальной системы мониторинга окружающей среды являлось обеспечение всех уровней управления необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений, направленных на обеспечение населения страны благоприятных условия проживания. Кроме этого, Национальная система мониторинга ориентирована на выполнение природоохранных обязательств Республики Беларусь по международным договорам, конвенциям и соглашениям, в том числе, и на выполнение обязательств по Орхусской конвенции по обеспечению доступа населения к достоверной экологической информации.

Начиная с 1995 г. функционирование НСМОС реализовывалось в рамках двух государственных программ: «Государственной Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь», утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.08.1998 г. №1344 и «Государственной Программы развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006-2010 годы», утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 18 апреля 2006 г. №251. Государственными заказчиками Программ НСМОС являлись Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Министерство образования Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь и Государственный комитет по имуществу. Координатором реализации НСМОС определено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, обеспечивающее согласованность действий государственных заказчиков и исполнителей мероприятий Программы.

В ходе выполнения мероприятий Государственной программы развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006 – 2010 гг., обеспечено получение мониторинговых данных, позволяющих объективно оценивать состояние окружающей среды и основных природных комплексов, выполнять международные обязательства по предоставлению экологической информации. Значительный прогресс достигнут в техническом и методическом обеспечении систем мониторинга.

В 18 городах республики, в которых  проживает 81,3 % населения средних и крупных городов, проводятся регулярные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и основными источниками выбросов, в том числе в режиме реального времени с использованием введенных в эксплуатацию в 2005 – 2010 гг. автоматических станций. На основе комплекса лидарных и космических методов осуществляется оценка состояния трансграничного переноса атмосферных примесей в регион Беларуси. Создана система наблюдения, прогноза и информирования населения о состоянии озонового слоя и уровнях приземного ультрафиолетового излучения над территорией страны. Начаты наблюдения за содержанием в воздухе городов наиболее опасных для здоровья человека твердых частиц фракции РМ-10, приземного озона и бенз(а)пирена.

Для оценки состояния водных экосистем  Беларуси, а также трансграничного переноса загрязнений водными путями на основных реках и  наиболее значимых озерах развернуты наблюдательные сети, плотность которых соответствует международным рекомендациям, наблюдениями охвачены, также, более 90 процентов суммарного объема сточных вод, сбрасываемых в водные объекты. Начато формирование интегрированного блока наблюдений за содержанием стойких органических загрязнителей (далее - СОЗ) в объектах окружающей среды (водные экосистемы, подземные воды, земли).

Основной акцент в организации мониторинга состояния подземных вод в последние годы сделан на развитие системы наблюдений в местах размещения основных источников их загрязнения (около 170 объектов) для последующей разработки природоохранных мероприятий по минимизации и прекращению их вредного воздействия. Техническое переоснащение части пунктов наблюдений за естественным режимом подземных вод позволило повысить достоверность данных, необходимых для определения эксплуатационных запасов подземных вод.

Проводится регулярная оценка уровня химического загрязнения  земель (почв), расположенных на землях различных категорий,  изменений компонентного состава почв,  потери гумуса и макроэлементов под воздействием ветровой и водной эрозии на мелиорированных торфяно-болотных и минеральных почвах, разрабатываются рекомендации по сохранению продуктивности почв путем ведения соответствующих севооборотов.

В рамках мониторинга лесов обеспечено получение данных о состоянии насаждений основных лесообразующих пород (сосна, ель, дуб, береза, ольха) на сети наблюдений, охватывающей более 20 тысяч учетных деревьев, а также о влиянии на состояние лесов осушительной мелиорации.

Разработаны программы  и методики проведения мониторинга  растительного и животного мира, оценки состояния экосистем особо  охраняемых природных территорий. В  основном сформирована оптимальная  сеть и проводятся наблюдения за популяциями  редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных, за луговой и водной растительностью, зелеными и защитными древесными насаждениями, ресурсообразующими видами растений и грибов, популяциями охотничьих видов животных. Это позволяет оценивать тенденции изменения состояния биоразнообразия, выявлять угрозы функционированию экосистем, состоянию животного и растительного мира, а также разрабатывать предложения по регулированию антропогенной нагрузки и режимов использования и охраны биологических ресурсов.

Существующая сеть и  регламенты наблюдений радиационного  мониторинга обеспечивают получение  информации об уровнях радиационного  фона в районах потенциальных  источников радиоактивного загрязнения,  на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, о содержании в объектах природной среды естественных радионуклидов (радон-222 и свинец-210), позволяют оперативно выявлять угрозы возникновения высоких уровней радиоактивного загрязнения окружающей среды и определять тенденции их изменения.

Данные геофизического мониторинга являются основой для  уточнения схем сейсмического районирования  и схемы пространственного размещения активных разломов территории Республики Беларусь, необходимых для оценки экологических рисков, связанных с размещением и эксплуатацией в этих условиях потенциально опасных в экологическом отношении хозяйственных объектов, а также предупреждения вреда здоровью населения.

4. Главный информационно-аналитический  центр Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь

Главный информационно-аналитический  центр Национальной системы мониторинга  окружающей среды Республики Беларусь (ГИАЦ НСМОС) создан в соответствии с постановлением Министерства природных  ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь №286 от 20.12.2000 г. (в редакции постановления Минприроды от 29.04.2008 г. №42) и функционирует на базе отдела мониторинга окружающей среды РУП «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология». 
        В соответствии с основными задачами ГИАЦ НСМОС:

  • осуществляет ведение Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
  • накапливает и хранит в виде баз данных обобщенную мониторинговую информацию, а также аналитическую экологическую информацию, предоставляемую информационно-аналитическими центрами видов мониторинга окружающей среды в рамках информационной системы Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
  • по согласованию с Минприроды определяет требования по предоставлению обобщенной экологической информации информационно-аналитическими центрами видов мониторинга окружающей среды, а также требования по предоставлению аналитической экологической информации указанными центрами;
  • принимает обязательные для исполнения информационно-аналитическими центрами видов мониторинга окружающей среды решения по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • участвует в обмене экологической информацией с системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и системой социально-гигиенического мониторинга;
  • формирует комплексную экологическую информацию о состоянии окружающей среды для представления государственным органам, государственным организациям, иным юридическим лицам и гражданам, а также по поручению Минприроды представляет экологическую информацию по данным Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в Международные организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • выполняет оценку и разрабатывает прогнозы состояния окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов на основе экологической информации Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
  • по поручению Минприроды подготавливает сообщения, справки, бюллетени, отчеты и другие информационные и аналитические материалы по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • в установленном законодательством Республики Беларусь порядке осуществляет подготовку к изданию и организует издание обзора состояния окружающей среды по результатам проведения наблюдений в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, а также размещает его в сети Интернет;
  • поддерживает функционирование сайта Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в сети Интернет;
  • совершенствует технологии и методы сбора и анализа информации, выполняет работы по цифровому экологическому картографированию и созданию геоинформационных систем;
  • в установленном порядке вносит предложения о проведении научных исследований в области мониторинга окружающей среды, участвует в их выполнении.

Информация о работе Отдел мониторинга окружающей среды Республики Беларусь