Особо охраняемые природные территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, недра, включающие природные комплексы и объекты, имеющие особое экологическое и природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и санитарно-оздоровителъное значения, которые, решениями органов государственной власти, изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны.

Содержание

Введение. 2.
1.Перспективы увеличения и особенности сохранности ОПТ в
Республике Башкортостан. 3.
2. Классификация особо охраняемых природных территорий
Республики Башкортостан. 6.
3. Недостатки ОПТ в Республике Башкортостан. 9.
Заключение. 14.
Список используемой литературы. 16.

Работа содержит 1 файл

округ горной санитарной охраны.docx

— 37.85 Кб (Скачать)

4) рудно-петрографические (на  территории Башкирии давно функционируют  множество месторождений полезных  ископаемых, где наглядно представлено  состав, структура и текстура  горных пород.)

5) геохимические (участки  горных пород, либо части геологических  разрезов с аномальным содержанием  каких-либо химических элементов,  имеющих научный, а в ряде  случаев практический интерес.  Например, разрез суранской свиты в долине реки Большой Инзер с аномальным содержанием фтора.)

6) космогенные (места падения метеоритов и астроблемы.)

7) тектонические (участки  территорий с проявлением тектонических  и геодинамических процессов,  например, хорошо выраженные надвиги  и шарьяжи Южного Урала.)

8) геоморфологические (различные  останцы выветривания, объекты денудационного  и эрозионного рельефа, поверхностный  и подземный карст, палеовулканы и т.д.)

9) геокриогенные;

10) гидролого-гидрогеологический;

11) геотермический (редчайшие типы памятников природы, на территории Башкирии гора Янгантау.)

12) историко-горногеологический (это памятники истории геологии, истории горного и горнозаводского дела. К этому типу можно отнести разработку железных руд в районе поселка Тирлян, Верхний Авзян, золота в Учалинском районе. Сюда же можно отнести места пребывания и деятельности выдающихся ученых и естествоиспытателей.)

Все вместе памятники природы  можно ранжировать по уровню значимости. Исходя из современной практики, выделяется четыре уровня значимости:

1) глобальный;

2) надрегиональный;

3) региональный;

4) локальный.

Но не все памятники  природы можно разложить по уровню значимости. Для этого предлагается пользоваться классификацией А.В. Лаппо, это ранжирование удовлетворяет  современным требованиям, предъявляемые  к памятникам природы. Суть классификации  заключается в определении категории  охранного режима на территории памятника  природы.

Хотя ООПТ в Башкортостане  имеют неплохую законодательную  базу, недостаток культуры населения, неосведомленность о ценности объекта, отсутствие правил режима охраны наносит  неисправимый ущерб уникальным природным  объектам природы РБ, а порою приводит к их уничтожению. За многие годы посещения  уникальной природной жемчужины  Башкирии водопада Атыш, мною ни разу не встречался егерь или лесник, регулировавший размещение многочисленных «диких» туристов.

Данная классификация  выделяет три категории охраны:

Первая-режим особой охраны (запрет на публикации в открытой печати с указанием их местонахождения).

Вторая-режим ограниченной охраны без рекомендации для массового  туризма (распространяется на памятники  научного значения, т.е. могут быть объектами  посещения научных экскурсий, студенческих практик и сбора образцов без  специального разрешения).

Третья-режим ограниченной охраны с рекомендациями для массового  туризма (памятники этой категории  могут использоваться для развития туризма и, как правило, имеют  внешне весьма привлекательный вид).

Учитывая проводимую в  настоящее время работу по ревизии  памятников природы республики Управлением  по особо охраняемым природным территориям  и растительным ресурсам МЧС и  экобезопасности РБ и лабораторией проблем особо охраняемых природных территорий и растительных ресурсов Института проблем прикладной экологии и природопользования. Необходимо отметить, что этими структурами разработан единый алгоритм описания памятников природы, который унифицирован с российскими требованиями.

Таким образом, для каждой категории ООПТ «Законом» определены задачи, порядок образования, режим  особой охраны, особенности правового  положения и государственный  статус природоохранных учреждений, находящихся на их территории.

3. Недостатки ОПТ  в Республике Башкортостан.

Недостатки ОПТ мы можем  рассмотреть на примере карстовых  пещер, одном из интересных проявлений, определяющих своеобразие природы  Башкортостана. Процесс образования карстовых пещер очень длителен по времени, занимает сотни тысяч, даже миллионы лет. В то же время пещеры имеют свой набор морфологических, климатических, геохимических и других особенностей и характеризуются относительной устойчивостью происходящих в них процессов.

Однако антропогенное  воздействие на подземный мир (даже при условии соблюдения необходимых  мер предосторожности) всегда отражается на состоянии самой пещеры. Известно, что практически все компоненты пещер характеризуются повышенной ранимостью и не способны к самовосстановлению. К настоящему времени в России насчитывается 16 крупных карстово-спелеологических регионов, содержащих около 3500 пещер  различной глубины и протяженности. Посещение многих из них способно вызвать разочарование и возмущение той степенью пренебрежительного отношения  к природе, которое можно сейчас там наблюдать.

На территории нашей республики к сегодняшнему дню известно более 700 пещер. Многие из них носят явные  следы присутствия туристов; это  отработанный карбид, использованные элементы питания фонарей, куски  полиэтилена, упаковка от продуктов  питания. В качестве примера можно  привести пещеры Киндерлинскую, Сумган, Шульган-Таш. Не помогают даже периодически проводимые федерацией спелеологии и спелеотуризма РБ санитарные мероприятия по очистке их от мусора. В результате частых посещений ледяных пещер нарушается их микроклимат и, как следствие, бесследно исчезают великолепные ледяные натёки (пещеры Аскинская, Киндерлинская). Свою былую ценность полностью утратили пещеры, объявленные памятниками природы, Хазинская, Крясь-Тишек, Салавата Юлаева. Некоторые пещеры хранят прямые следы вандализма: это уничтоженные натечные образования, кристаллы гипса и пещерного жемчуга, затоптанные гуры, гипсовые “цветы” (пещеры Заповедная, Киндерлинская, Шульган-Таш, пещеры урочища Кутук). Входы и стены многих пещер “украшены” разнообразными надписями (в пещере Идрисовской, например, надписи сделаны поверх доисторических наскальных изображений). Есть факты использования пещер как мест для свалки мусора и даже в качестве скотомогильников (п. Малая Курманаевская). И чтобы сохранить пещеры для будущих поколений, необходимо уже сегодня принимать неотложные меры по охране этих интересных памятников природы. Завтра многие из таких мер будут уже запоздалыми, а послезавтра – бесполезными; ведь популярность спелеологии и всего, что с ней связано, растёт быстро. Благодаря современной технике горных прохождений, пещеры становятся доступными не только спелеологам – профессионалам, но и массовому туристу.

Почему же необходимо охранять пещеры?

Прежде всего они – постоянные проводники влаги от поверхности карстовых массивов к источникам. И если мы хотим сохранить чистой питьевую воду, следует тщательно предохранять от загрязнения все пещеры и шахты.

Карстовые полости имеют  и большое научное значение, поскольку  они –своеобразная terra incognita для исследователей самых разных специальностей: геологов и карстоведов, археологов и палеонтологов, зоологов и морфологов-эволюционистов.

И, наконец, пещеры - это потенциально ценные туристско-экскурсионные объекты, и, поэтому прямой запрет, либо ограничение их посещения было бы попросту неразумно.

Конечно, охрана и использование  пещер требуют определённых капиталовложений. Опыт использования пещер в рекреационных  целях за рубежом убедительно  показывает, что начальные затраты, как правило, окупаются в 2-3 года. К сожалению, опыт эксплуатации пещер  у нас на Урале невелик: как  туристские объекты используются лишь Кунгурская ледяная (Пермская область) и Шульган-Таш (Республика Башкортостан). Научное значение пещер, обусловливающее необходимость их изучения и охраны, определяется тем, что в них:

- осуществляется сбор  разнообразной информации учёными  различных направлений отечественной  науки;

- сохраняются следы минувших  эпох, которые, как правило, уничтожены  на поверхности Земли; они представлены  рыхлыми разнообразными отложениями,  останками существовавших здесь  или попадающих в них животных  и растений;

- представлен особый тип  ландшафта – пещерный;

- длительное время существуют  климатические условия, близкие  к стабильным,

что способствует сохранению в пещерах разнообразной флоры  и фауны без изменений на протяжении многих сотен лет (наличие эндемиков);

- обитают и зимуют колонии  рукокрылых, отдельные виды которых  занесены в региональную Красную  книгу (Myotis daubentoni, M. dasycneme). Летучие мыши в пещерах легче подвергаются учёту и изучению;

- зимуют бурые медведи,  используя пещеры в качестве  берлог.

На базе имеющихся пещер  в республике развита активная спелеологическая и спелеотуристская деятельность. Наряду с исследованием пещер, развивается и их экскурсионно-туристское освоение. Местные жители всегда с большим энтузиазмом сопровождали ученых и краеведов к известным им пещерам и даже участвовали в их прохождении.

В XIX веке, при активном участии  известного российского исследователя  Ф. Симона был оборудован первый экскурсионный маршрут по пещере Каповой (ныне пещера Шульган-Таш).

Однако массовое посещение  пещер началось с 1960 года, с развитием  самодеятельного спелеотуризма. Так как спелеотуристская деятельность, в силу своей массовости, способна нанести необратимый ущерб первозданному облику наиболее популярных пещер, вопросы охраны пещер в то время пытались решить путём создания спелеотуристских общественных объединений с большим просветительским потенциалом. Деятельность их регулировалась местными органами власти. В 60-70-е годы в Башкирии действовало около 16 спелеотуристских клубов. Другим решением этой проблемы была разработка ведомственных экскурсионных маршрутов в наиболее популярные карстовые полости. Экскурсии проводились в пещеры: Мурадымовские, Кутукские, Шульган-Таш, Аскинская, Идрисовская, Байслан-Таш, Муйнак-Таш. В 1976 году для посещения туристами была оборудована привходовая часть пещеры Киндерлинской им. 30-летия Победы.

Начиная с 1996 года, было разрешено  организовывать экскурсии в пещеры на коммерческой основе. Понятно, что  первоочередными объектами посещений  стали именно пещеры, имеющие несомненную  научную, историческую либо эстетическую ценность, то есть те, которые официально объявлены государственными памятниками  природы, либо давно заслуживают  этого статуса.Как показывает мировой опыт, коммерциализация могла бы сыграть положительную роль в деле охраны пещер. Однако, предшествующие процессу использования пещер в качестве туристических объектов, комплексные исследования с целью определения их ценности и оптимального режима эксплуатации не проводились и не проводятся. Необходимо отметить, что экскурсионные группы, организованные на коммерческой основе, как правило, посещают пещеры без соответствующего в таких случаях юридического оформления и, разумеется, не несут никакой ответственности за сохранность пещеры и ее компонентов.Следует особо подчеркнуть, что даже при условии официального оформления своей деятельности, коммерческим структурам совершенно не обязательно обладать необходимыми в таких случаях специальными знаниями. Это, кстати, и позволяет им не ставить перед собой никаких природоохранных целей, более того, даёт им право не допускать в пещеры специалистов, ставящих перед собой такие цели. Кроме того, пещера, объявленная государственным памятником природы (либо заслуживающая этого), может оказаться в распоряжении коммерсантов на длительный (до 20 лет) срок.Таким образом относительно защищена сегодня в РБ только одна пещера - Шульган-Таш, на базе которой организован одноименный заповедник.Решение проблем охраны и использования затруднено у нас с одной стороны отсутствием некоторых законодательных и нормативных актов, а с другой - недостатком соответствующего опыта. Тем не менее, по мнению Ю.И. Берсенёва (Тихоокеанский институт географии ДВО РАН), обсуждаемые вопросы являются сегодня вполне решаемыми. Для этого необходимо следующее:

1. Составить и распространить  в природоохранных подразделениях  и ведомствах (комитетах по охране  природы, комитетах по геологии  и охране недр, администрациях  краев, областей и районов)  каталоги, где перечислены и охарактеризованы  особо охраняемые объекты карстового  происхождения, находящиеся на  территории, подведомственной данным  органам власти. В каталогах должны  быть указаны предлагаемые и  официально утвержденные ранги  значимости объектов, а также  основные пути их охраны (необходимые  ограничения хозяйственной деятельности).

2. Принять непосредственное  участие (путем подачи конкретных  предложений) в разработке местного (краевого или областного) положения  о лицензировании особо охраняемых  объектов.

3. Объединениям спелеологов  (федерациям, клубам и др.) участвовать  в конкурсах по лицензированию  особо охраняемых пещер, с целью  их последующего использования  в рекреационных целях. Решение  финансовых проблем, связанных  с образованием особо охраняемых  объектов может быть полностью  или в значительной степени  осуществлено за счет внебюджетных  фондов, которые, согласно ст. 46 Закона  о местном самоуправлении в  РСФСР, должны расходоваться "на  проведение природоохранительных  и оздоровительных мероприятий".Всех истинных любителей пещер, организаторов экскурсионных спелеомаршрутов мы призываем распространять среди населения знания о карстовых процессах, а среди посетителей пещер – осуществлять пропаганду основного принципа их охраны –“мягкого (бережного по отношению к пещере)Коренным образом изменить современное состояние охраны пещер может, по-видимому, только государственная служба, специально занимающаяся спелеологией. Первостепенными задачами такой службы должна стать инвентаризация пещер и оценка значимости каждой из них, своевременное объявление пещер государственными памятниками природы, контроль за режимом охраны и эксплуатацией пещер - памятников природы. Такую гослужбу целесообразнее всего создавать в составе государственного карстово-спелеологического центра (лаборатории), который в настоящее время в РБ, несмотря на неоднократные попытки его организации, до сих пор так и не создан.

Заключение.

Республика Башкортостан интересна своими памятниками природы. Геологическое строение, рельеф и  климат создали здесь исключительное разнообразие ландшафтов с огромным количеством уникальных природных  объектов.

Анализ сложившейся сети ООПТ на территории Республики Башкортостан показывает, что, несмотря на большое  число выделенных особо охраняемых природных территорий и изъятых  при этом из хозяйственного использования  значительных площадей земель, эффективность  этой сети для сохранения природного разнообразия Южного Урала остается низкой.

Несмотря на развитую сеть больших и малых особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан, обеспеченность охраной  экосистем нашей республики продолжает оставаться неудовлетворительной. В  настоящее время с учетом территорий, которые зарезервированы, то есть являются потенциальными природными парками, площадь  особо охраняемых природных территорий достигла 7% всей территории республики. Причем, если обеспеченность охраной  в некоторых природных зонах  высока, то в других она почти  полностью отсутствует. Не обеспечены охраной экосистемы Башкирского  Предуралья и Зауралья (степи, солончаки, широколиственно-темнохвойные леса, болота). На сегодняшний день в той или  иной степени охвачены системой особо  охраняемых природных территорий популяции  лишь у 38,3% редких и исчезающих видов  растений. Не лучшим образом дела обстоят  с охраной животного мира.

Информация о работе Особо охраняемые природные территории