Особо охраняемые природные территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 15:18, реферат

Описание работы

Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим. На основе анализа действующего законодательства можно выделить три категории особо охраняемых территорий: экологически неблагополучные территории (зоны чрезвычайной экологической ситуации, зоны экологического бедствия); разного рода санитарные и защитные зоны (са-нитарно-защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; запретные полосы лесов по берегам водных объектов и др.) и особо охраняемые природные территории в собственном смысле. Каждая из названных категорий имеет свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми.

Работа содержит 1 файл

экология.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

 
2. Законодательство  об особо охраняемых  природных территориях и объектах

       В Российской Федерации имеется достаточно развитое законодательство об особо охраняемых природных территориях. Оно включает Закон «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

  Новацией  развивающегося земельного законодательства явилось выделение в Земельном кодексе РСФСР земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (ст. 4). Правовой режим этих разновидностей земель регулируется в разд. VI ЗК РСФСР.

  К землям природоохранного назначения относятся  земли заказников (за исключением охотничьих), запретных и нересто-охранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, другие земли в системе охраняемых природных территорий, земли памятников природы.

  К землям природно-заповедного фонда  относятся земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов.

  К землям оздоровительного назначения относятся  земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и другими условиями), благоприятными для организации профилактики и лечения.

  Землями рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов и т.д. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон, т.е. земли за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции, и являющиеся местом отдыха населения.

  Юридическое значение этих положений состоит в том, что, признав приведенный перечень земель в качестве отдельной категории, Кодекс установил их правовой режим и ограничил возможности их изъятия для иных целей.

  Наряду  с законами принято значительное число подзаконных актов по вопросам особо охраняемых природных территорий. Один из наиболее важных — Указ Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации». В соответствии с Указом сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики России. Указ содержит поручение Правительству РФ уточнить Проект рациональной сети государственных природных заповедников и национальных природных парков в стране. Особенно интересно то, что решение задачи расширения этих территорий будет достигаться согласно Указу в том числе за счет территорий бывших военных полигонов. Известно, что такие территории, как правило, деградированы и по своим экологическим характеристикам мало подходят для того, чтобы быть эталонами природной красоты и т.д.

  Важными являются также Указ Президента РФ от 10 октября 1995 г. «О Федеральной целевой программе государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года» и нормативные акты, принятые Правительством России:

  • Положение о порядке предоставления и аннулирования ли 
    цензий на осуществление деятельности по обеспечению регу 
    лируемого туризма и отдыха на территориях национальных 
    парков, утвержденное постановлением от 3 августа 1996 г.;
  • Положение о порядке предоставления в аренду земельных 
    участков, природных объектов, зданий и сооружений на тер 
    риториях национальных парков для осуществления деятель 
    ности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, ут 
    вержденное постановлением от 3 августа 1996 г.;
  • постановление от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге Рос 
    сийской Федерации »;
  • постановление от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения го 
    сударственного кадастра особо охраняемых природных тер 
    риторий»;
  • постановление от 11 октября 1993 г. «О мерах по усилению 
    социальной защищенности работников государственных 
    природных заповедников и национальных природных пар 
    ков»;
 

    • постановление от 7 октября 1996 г. «О символике государст 
    венных природных заповедников и национальных парков в 
    Российской Федерации».

  Ряд нормативных правовых актов принят Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ:

  • Типовое положение о государственных природных заказни 
    ках в Российской Федерации, утвержденное приказом от 
    14 декабря 1992г.;
  • Общее положение о государственных природных заказниках 
    общереспубликанского (федерального) значения в Россий 
    ской Федерации, утвержденное приказом от 25 января 
    1993г.;
  • Примерные положения о государственных природных заказ 
    никах и памятниках природы, утвержденные приказом от 
    16 января 1996 г.

  При оценке системы нормативных правовых актов в данной сфере важно иметь в виду, что отношения по созданию и установлению правового положения каждого отдельного объекта как особо охраняемой природной территории регулируются индивидуальным актом, принимаемом уполномоченным органом. Примерами таких актов являются:

  • распоряжение премьера правительства Москвы от 12 мая 
    1992 г. «О создании природного парка «Битцевский лес»;
  • постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. «Об 
    учреждении в Корякском автономном округе государствен 
    ного природного заповедника «Корякский» Министерства 
    охраны окружающей среды и природных ресурсов Россий 
    ской Федерации»;
  • постановление Правительства РФ от 9 октября 1995 г. «Об 
    учреждении в Эвенкийском автономном округе государст 
    венного природного заповедника «Тунгусский» Минприро 
    ды РФ ».

     
    3. Правовой режим  государственных  природных заповедников

       Высший  статус и соответственно наиболее строгий  правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники -- первая форма особо охраняемых природных территорий.

  Решение об учреждении государственного природного заповедника в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» принимает Правительство РФ при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Правительство при этом принимает решение по представлению государственных органов субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.

  Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса  заповедника, законодательство предусматривает целый ряд мер. В этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.

  Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территориях государственных природных заповедников Закон запрещает также интродукцию живых организмов в целях их акклиматизации.

  В принципе запрещается нахождение в  заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

  На  территории заповедника допускаются  мероприятия и деятельность, направленные на:

  • сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
  • поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
  • предотвращение условий, способных вызвать стихийные бед 
    ствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
  • осуществление экологического мониторинга;
  • выполнение научно-исследовательских задач;
  • ведение эколого-просветительской работы;
  • осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Зако 
    на «Об особо охраняемых природных территориях»).

  Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

  Однако  на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике.

  Особую  разновидность государственных  природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

     
    4. Правовой режим  национальных и  природных парков

       Национальные парки в России, в отличие от США, — относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в нашей стране лишь в последние 15 лет. Первые национальные природные парки в России -- «Лосиный

остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) — были созданы лишь в 1983 г.

  С учетом специфики данного вида особо  охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются при создании-, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

  • заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйст 
    венная деятельность и рекреационное использование терри 
    тории;
  • особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются усло 
    вия для сохранения природных комплексов и объектов и на 
    территории которой допускается строго регулируемое посе 
    щение;
  • познавательного туризма, предназначенная для организации 
    экологического просвещения и ознакомления с достоприме 
    чательными объектами национального парка;
  • рекреационная, предназначенная для отдыха;
  • охраны историко-культурных объектов, в пределах которой 
    обеспечиваются условия для их сохранения;
  • обслуживания посетителей, предназначенная для размеще 
    ния мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов ту 
    ристского сервиса, культурного, бытового и информационно 
    го обслуживания посетителей;
  • хозяйственного назначения, в пределах которой осуществля 
    ется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспече 
    ния функционирования национального парка (ст. 15 Закона 
    «Об особо охраняемых природных территориях»).

  Запрещая  на территории национального парка  в принципе любую деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 15) одновременно перечисляет определенные виды запрещенной деятельности. В этот перечень входят:

Информация о работе Особо охраняемые природные территории