Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:12, реферат
Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
В практическом отношении в данном случае чрезвычайно важно выделение такого основополагающего направления международного сотрудничества в выполнении этого принципа, как совершенствование международного экономического механизма природопользования и финансового обеспечения деятельности по охране окружающей природной среды;
Недопустимость нанесения
трансграничного ущерба. Данный принцип
закреплен в Стокгольмской
Однако, реализация данного принципа на практике вызывает целый ряд проблем. Прежде всего, само понятие "трансграничное загрязнение" неоднозначно. Согласно наиболее распространенному подходу, под "трансграничностью" понимается перенос соответствующих поллютантов с территории государства, в пределах которого расположен источник загрязнения на территорию соседнего государства. Иными словами, возможная конфликтность ограничивается двусторонними отношениями.
Этому упрощенному пониманию противостоит сложившаяся договорная практика, которая показывает, что указанному понятию договаривающиеся стороны, как правило, придают более широкое значение: включают в него любую форму загрязнения, которая имеет неблагоприятные воздействия в тех пространственных сферах, которые определены в Принципе 21 Стокгольмской Декларации и в Принципе 2 Декларации Рио. Именно из такого понимания более широкого исходили участники Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979г.;
Защита экологических систем Мирового океана. Конвенция по морскому праву 1982г. предусматривает, что международные нормы и стандарты по предотвращению загрязнения с судов в открытом море, включая экономические зоны, разрабатываются самими государствами, а обеспечение таких норм и стандартов в экономической зоне преимущественно, а в открытом море - полностью относится к юрисдикции государства флага.
Созданный на основании Конвенции Международный орган наделен в указанной области лишь правом принимать лишь соответствующие рекомендательные нормы, правила и процедуры, в частности, для:
предотвращения загрязнения морской среды от вредных последствий таких видов деятельности как бурение, драгирование, выемка грунта, удаление отходов, строительство и эксплуатация установок, трубопроводов и других устройств, связанных с такой деятельностью;
защиты сохранения природных ресурсов Международного района морского дна и предотвращения ущерба флоре и фауне морской среды (ст.145);
Запрещение военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Закреплен в Дополнительном протоколе 1 1977г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г., а также в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г. В первом из названных документов (ст.55) он звучит так: "При ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения";
Обеспечение экологической безопасности. Данный принцип следует скорее воспринимать в качестве цели, к которой стремится мировое сообщество, чем реально действующий. Завершая рассмотрение отраслевых принципов международного экологического права, необходимо подчеркнуть, что они носят общий характер и не могут (в отличии от конкретных мер и норм по их реализации) отличаться от государства к государству (или группы государств), от региона к региону.
Понятие и источники международного экологического права
Международное экологическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу охраны окружающей среды, рационального ресурсопользования, обеспечения экологических прав человека и экологической безопасности.
Все источники международного экологического права принято подразделять на два вида:
закрепляющие действующие международно-правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова ("твердое", то есть обязательное право);
содержащие необязательные правила, нуждающиеся в особом характере и способах имплементации, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом ("мягкое", то есть рекомендательное право).
Источники "твердого" права в свою очередь, делятся на международные договоры, международно-правовые обычаи и принятые единогласно резолюции авторитетных международных организаций, прежде всего ООН.
Международные договоры могут быть как многосторонними, так и двусторонними. При этом многосторонние международные договоры делятся на универсальные и региональные (субрегиональные). Предметом регулирования любого из них могут являться либо общие вопросы защиты окружающей среды, либо защита отдельных объектов Мирового океана, атмосферы, Земли и околоземного космического пространства.
По состоянию на сегодняшний день практика государств выработала три основных подхода к решению экологических проблем посредством заключения международных договоров. Первый подход получил название "превентивного" и связан с устранением барьеров в виде государственных границ в части принимаемых эколого-ориентированных решений (примером может служить так называемая Северная конвенция о защите окружающей среды 1974г., в которой участвуют Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция).
Суть второго подхода заключается в принятии юридически обязательных для государств решений прямого действия наднационального характера (в качестве примера может служить практика Европейского Союза). Наконец, третий подход, так называемый Венский тип, берущий начало от Венской конвенции по защите озонового слоя 1985г., предполагает выработку и принятие рамочных соглашений под эгидой международных организаций. Новыми примерами такого вида соглашений являются принятые на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992г. Конвенция о биологическом разнообразии, которая, хотя и не называется рамочной, но в действительности является таковой, и Конвенция об изменениях климата.
Все три подхода обладают своими привлекательными чертами в глазах различных групп государств.
Первый подход наиболее приемлем на субрегиональном уровне, позволяя сконцентрировать усилия ограниченного круга государств, испытывающих сходные или идентичные экологические трудности.
Второй - требует принятия юридически обязательных правил и норм поведения государств, но не должен рассматриваться как своего рода ограничение государственного суверенитета. При этой процедуре государства, осуществляя на практике свои суверенные права, делегируют часть своей суверенной компетенции наднациональному органу, как они это часто делают при вступлении в Международные межправительственные организации. Одновременно это позволяет государствам даже расширить область своего суверенитета за счет аналогичных действий со стороны других стран, являющихся членами таких органов и организаций.
Третий подход в наибольшей степени отвечает интересам тех государств, которые желают сохранить за собой максимально возможный объем суверенитета. В этом случае так называемый "международный интерес" представляет та или иная международная организация, служащая в качестве форума для проведения соответствующих переговоров. С помощью своих относительно широких формулировок и условий рамочные соглашения обеспечивают необходимую базу для взаимодействия и сотрудничества максимально возможного числа государств с различными политическими и экономическими системами. А как первый шаг кооперирования усилий они позволяют незамедлительно приступить к исследованиям и мониторингу, имеющим исключительно важное значение, так как именно четкие научные данные о тех или иных экологических явлениях и последствиях дают возможность переходить на уровень принятия государствами конкретных более детальных обязательств. Достигнутые результаты научно-технического сотрудничества позволяют вычленить наиболее актуальные направления для взаимодействия и детально разработать механизм их осуществления в приложениях и протоколах, становящихся неотъемлемой частью рамочного соглашения.
Особой чертой этого третьего подхода является также и то, что он направлен главным образом на "управление" исчезающими природными ресурсами, а не на выработку общих принципов международного права. Иными словами, он носит более прагматический характер и требует от государств не заявлять о своей приверженности общим принципам международной защиты окружающей среды, а предпринимать конкретные меры, направленные на восстановление и поддержание того или иного природного ресурса.
Международно-правовой обычай также продолжает играть роль источника международного экологического права, поскольку многие вопросы охраны и защиты окружающей природной среды в целом и отдельных ее объектов продолжают оставаться неурегулированными с помощью международных договоров. При этом следует помнить, что международное экологическое право на этапе своего зарождения формировалось главным образом как обычное право. Начало этому процессу было положено решением международного арбитража по делу "Трайл-Смелтер" (США против Канады), в соответствии с которым одно государство в результате деятельности в пределах своей территории не должно было наносить ущерб экосистеме другого государства. Это положение в последствии легло в основу принципа запрещения трансграничного загрязнения. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя обычные нормы международного права и в силу этого являются обязательными для государств.
Примерами источников "мягкого" права могут служить Стокгольмская декларация принципов Конференции ООН по окружающей человека среде 1972г., Всемирная стратегия охраны природы 1980г., Всемирная хартия охраны природы 1982г., Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию 1992г., и др.
Список литературы
Безопасность России.
Правовые, социально-экономические
и научно-технические аспекты. Региональные
проблемы безопасности с учетом риска
возникновения природных и
Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. -М.: МГФ "Знание", 1999.
Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. -М.: Знание, 1998.
Бекяшев К.А. Принципы и источники международного экологического права. -В кн.: Международное публичное право. Издание второе, переработанное и дополненное/Под ред. Бекяшева К.А. -М.: Проспект, 1999.
Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2000.
Дубовик О.Л. Экологические преступления: Коментирий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. -М.: Изд-во "Спартак",1998.
Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран (международно-правовые вопросы) -М.:Экон, 2000.
Лопашенко Н.А. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 УК РФ. - Спб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 802 с.
Для подготовки данной
работы были использованы материалы
с сайта http://websites.pfu.edu.ru/
Или лучше
2. Международное сотрудничество в охране окружающей среды
Международное сотрудничество
- все направления и формы
Отношение государств, организаций, политических
деятелей, ученых, представителей всех
профессий и слоев населения к охране
окружающей среды стало более квалифицированным,
научно обоснованным, сбалансированным.
Это проявилось в том, что в многочисленных
международно-правовых актах, принятых
за последние десятилетия, в решениях
и резолюциях международных организаций,
конференций, совещаний, в планах, проектах
и программах совместной деятельности,
а также в конкретной практической природоохранительной
работе регулярно уделяется должное внимание
как защите отдельных природных объектов
и экологических систем, так и разработке
и осуществлению мер всесторонней охраны
природной среды в целом.
1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ
МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
Необходимость международного сотрудничества
в области ООС диктуется все большей и
большей экологической зависимостью всех
стран друг от друга. Разрушение озонового
слоя земли, загрязнение атмосферного
воздуха, Мирового океана, пагубное влияние
ядерных взрывов распространяются не
только на те государства, где допускаются
экологически опасные действия, но и на
все мировое сообщество. По этому в настоящее
время государства под эгидой ООН или
на двухсторонней основе организуют взаимодействие
с целью охраны среды обитания человека,
растительного и животного мира. В основу
такого взаимодействия положен ряд общепризнанных
мировым сообществом принципов человеческой
деятельности в области использования
природной среды. Они содержатся отчасти
в межгосударственных договорах и актах,
в нормативных документах международных
организаций и суммированы в решениях
наиболее значительных международных
конференций, полностью или частично посвященных
охране окружающей среды и регулированию
сотрудничества государств и народов
в этой области.
Впервые принципы международного экологического
сотрудничества были обобщены и объединены
в декларации Стокгольмской конференции
ООН по проблемам окружающей человека
среды 1972 г., но наиболее полно они были
изложены в декларации по окружающей среде
и развитию, принятой Конференцией ООН,
состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро
(Бразилия).
В настоящее время международно-правовой
механизм ООС зиждется на следующих принципах:
· принцип защиты ОС на благо нынешних
и будущих поколений, суть которого сводится
к обязанности государств сотрудничать
на благо настоящего и будущего поколений,
принимать все необходимые действия по
сохранению и поддержанию качества ОС,
включая устранение отрицательных для
нее последствий, а также по рационально
и научно обоснованному управлению природными
ресурсами;
· принцип недопустимости трансграничного
ущерба запрещает такие действия государств
в пределах своей юрисдикции или контроля,
которые наносили бы ущерб иностранным
системам окружающей среды и районов общего
пользования, и подразумевает ответственность
государств за нанесение экологического
ущерба системам ОС других государств
и районов общего пользования;
· принцип экологически обоснованного,
рационального использования природных
ресурсов связан с тем, что исчерпание
таких невозобновляемых природных ресурсов,
как нефть, газ, уголь, в современных условиях
неразработанности проектов альтернативных
источников энергии может привести к краху
техногенной цивилизации; истощение же
запасов воздуха и питьевой воды поставит
под вопрос само существование человечества.
Но, несмотря на очевидную важность этого
принципа, его реализация затруднена,
прежде всего чрезмерно общим определением
его содержания. Суть реализации принципа
состоит в поддержании природных ресурсов
на оптимально допустимом уровне, а также
в научно обоснованном управлении живыми
ресурсами;
· принцип недопустимости радиоактивного
заражения окружающей среды охватывает
как военную, так и мирную область использования
атомной энергии. Формирование и утверждение
этого принципа идет как договорным, так
и обычным путем, с соблюдением государствами
существующей международной практики;
· принцип защиты экологических систем
Мирового океана обязывает государства:
предпринимать все действия по предотвращению,
сокращению и сохранению под контролем
загрязнения морской среды из всех возможных
источников; не переносить прямо или косвенно
ущерб или опасность загрязнения из одного
района в другой и не превращать один вид
загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы
деятельность государств и лиц, находящихся
под их юрисдикцией или контролем, не наносила
ущерба другим государствам и их морской
среде путем загрязнения, а также чтобы
загрязнение, являющееся результатом
инцидентов или деятельности под юрисдикцией
или контролем государств, не распространялось
за пределы районов, где эти государства
осуществляют свои суверенные права;
· принцип запрета военного или любого
иного враждебного использования средств
воздействия на природную среду в концентрированном
виде выражает обязанность государств
принимать все необходимые меры по эффективному
запрещению такого использования средств
воздействия на природную среду, которые
имеют широкие, долгосрочные или серьезные
последствия в качестве способов разрушения,
причинения ущерба или причинения вреда
любому государству;
· принцип обеспечения экологической
безопасности отражает прежде всего глобальный
и чрезвычайно острый характер международных
проблем в области защиты окружающей среды.
Элементами этого принципа можно считать
обязанность государств осуществлять
военно-политическую и экономическую
деятельность таким образом, чтобы обеспечивать
сохранение и поддержание адекватного
состояния окружающей среды;
· принцип контроля за соблюдением международных
до говоров по ООС предусматривает создание,
кроме национальной, также и системы международного
контроля и мониторинга качества окружающей
среды, которые должны осуществляться
на глобальном, региональном и национальном
уровнях на основе международно признанных
критериев и пара метров;
· принцип международно-правовой ответственности
государств за ущерб ОС предполагает ответственность
за существенный ущерб экологическим
системам за пределами национальной юрисдикции
или контроля. Пока этот принцип окончательно
не сложился, но его признание постепенно
расширяется.
1.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Возрастающий интерес международного
сообщества к проблемам ОС после Второй
мировой войны нашел свое выражение не
только в усилении прямого международного
сотрудничества, проведении большого
числа политических, социально-экономических
и научно-технических форумов, по священных
отдельным аспектам взаимодействия общества
и природы, но и в росте числа, повышении
активности и расширении компетенции
международных организаций. Такие организации
позволяют объединить природоохранительную
деятельность всех заинтересованных государств
независимо от их политических позиций,
определенным образом вычленяя и подчеркивая
экологические проблемы из всей совокупности
политических, экономических и других
международных проблем. По признаку пространственной
сферы полномочий или субъектно-территориальному
признаку различаются организации глобальные
и региональные (субрегиональные).
Важную роль в области ООС играют и активно
занимаются организацией исследований
окружающей среды и ее ресурсов специализированные
учреждения ООН.
ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций
по вопросам образования, науки и культуры),
образованная в 1945 г., уже в первые годы
своей деятельности поддержала научные
инициативы и общественные природоохранительные
движения. Наиболее известным природоохранительным
направлением в деятельности ЮНЕСКО является
научная программа "Человек и биосфера"
(МАБ), принятая в 1970 г. на ХVI Генеральной
конференции этой организации. К выполнению
программы МАБ уже приступили около 100
стран.
ФАО (Организация Объединенных Наций по
вопросам продовольствия и сельского
хозяйства), образованная в октябре 1945
г., является специализированным учреждением
ООН и занимается вопросами продовольственных
ресурсов и раз вития сельского хозяйства
в целях улучшения условий жизни народов
мира. В соответствии с своей компетенцией
она обращает внимание на охрану и рациональное
использование земель, водных ресурсов,
лесов и иной растительности, животного
мира суши, биологических ресурсов океанов
и морей. ФАО участвует в осуществлении
более 100 природоохранительных программ
на глобальном, региональном и национальном
уровнях.
Забота о здоровье людей - главная цель
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения),
что всегда связано с ООС. ВОЗ осуществляет
сбор и распространение экологической
информации, связанной с охраной здоровья
людей, участвует в исследовательской
работе, оказывает техническую помощь,
осуществляет международный контроль
за загрязнением ОС.
ВМО (Всемирная метеорологическая организация)
была учреждена в 1951 г., как специализированное
учреждение ООН. Природоохранительные
функции ВМО связаны прежде всего с глобальным
мониторингом ОС. Она проводит мероприятия
по оценке загрязнения атмосферы различными
веществами и из разных источников, оценку
трансграничного переноса загрязняющих
веществ, их глобального распространения
в низких слоях атмосферы, а также по изучению
воз действия на озоновый слой земли.
По договору с ООН осуществляет свою деятельность
МАГАТЭ, учрежденное в 1957 г. В соответствии
с мандатом МАГАТЭ ведет широкие исследования
по использованию атом ной энергии, разрабатывает
меры по технике безопасности при использовании
ядерного топлива и в связи с этим вплотную
занимается защитой ОС от опасности радиоактивного
заражения.
Проблемы ОС, обострившиеся в современном
мире, не могли остаться незамеченными
межправительственными организациями
регионального характера. Эти организации,
включившиеся в международное природоохранительное
сотрудничество, внесли определенный
вклад в разработку мер сохранения благоприятных
природных условий и обеспечения рационального
использования природных ресурсов, включая
меры правового характера. В числе таких
организаций могут быть названы, в частности:
Европейский Союз, Совет Европы, Организация
экономического сотрудничества и развития,
Азиатско-Африканский юридический консультативный
комитет.
В ООС и регионального планирования Совет
Европы осуществляет:
· обеспечение охраны и бережного отношения
к окружающей среде в Европе;
· сохранение и улучшение среды обитания,
деятельности человека;
· планирование развития территорий;
· создание сети охраняемых заповедников.
Европейская конференция министров, отвечающая
за региональное планирование (СЕМАТ),
созывается регулярно, начиная с 1970 г.,
по мере возникновения проблем. В работе
Конференции участвуют представители
всех государств-членов Совета Европы.
Европейская хартия регионального планирования
выдвинула глобальную и долгосрочную
концепцию регионального планирования
с целью: улучшения условий повседневной
жизни; гармоничного социально-экономического
развития регионов; повышения ответственности
в вопросах управления при родными ресурсами;
ООС и рационального использования земли.
Для сохранения редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов животных
и растений (регулирование промышленной
деятельности, торговли животными и т.
д.) была принята Конвенция по сохранению
живой природы и окружающей среды в Европе
(Бернская Конвенция). С мая 1987 г. действует
Соглашение о предупреждении, защите и
организации помощи при крупных стихийных
бедствиях и технологических катастрофах.
Создана сеть из 12 европейских специализированных
центров для слежения за извержениями
вулканов, землетрясениями и т. д.
Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан,
Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан,
Туркменистан и Узбекистан подписали
в феврале 1992 г. межправительственное
Соглашение о взаимодействии в области
экологии и охраны окружающей природной
среды странами СНГ. Государства СНГ согласились
создать Международный Экологический
Совет и при нем Межгосударственный Экологический
фонд для выполнения согласованных межгосударственных
экологических программ, в первую очередь
для ликвидации последствий экологических
катастроф.
Следует отметить, что в настоящее время
в мире насчитывается более 500 неправительственных
международных организаций, включивших
в свою деятельность природоохранительные
мероприятия. Главная роль в этой сфере
принадлежат некоторым специализированным
и зарекомендовавшим себя высокой активностью
организациям, таким как Международный
союз охраны природы и природных ресурсов
(МСОП) и Всемирный фонд охраны дикой живой
природы (WWF).
МСОП создан по решению учредительной
ассамблеи, состоявшейся в сентябре 1948г.
в Фонтебло (Франция). В соответствии со
ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству
между правительствами, национальными
и международными организациями, а также
между отдельными лицами, занимающимися
вопросами охраны природы и сохранения
природных ресурсов, путем проведения
соответствующих национальных и международных
мероприятий. По состоянию на конец ХХ
в. членами союза состояли 54 государства
и больше 300 организаций из более чем 100
стран мира.
Работа МСОП способствует реализации
Вашингтонской конвенции о международной
торговле дикими видами фауны и флоры.
Так, в 1961 г. был создан Всемирный фонд
охраны дикой природы, деятельность которого
заключается в основном в оказании финансовой
поддержки природоохранительным мероприятиям.
Программа работы этой организации в конце
ХХ в. охватывала более 160 проектов охраны
природы в 70 странах.
Международная юридическая организация
(МЮО), созданная в 1968 г., в последние годы
уделяет много внимания праву ОС, участвует
в подготовке международно-правовых актов
природоохранительного характера.
В марте 1973 года, в Вашингтоне была принята
Конвенция по международной торговле
видами дикой фауны и флоры, находящимися
под угрозой исчезновения (СИТЕС), поправки
к приложениям которой были приняты на
11-й конференции сторон СИТЕС (Найроби,
10-20 апреля 2001 г.), вступили в силу с 19 июля
2000 г. (по приложениям 1 и 2), и 13 сентября
2000 г. (по приложению 3).
Государства, подписавшие данную Конвенцию,
признают, что дикая фауна и флора в их
многочисленных, прекрасных и различных
формах, являются незаменимой частью природных
систем земли, которые должны охраняться
для настоящих и будущих, поколений; сознают
увеличивающуюся ценность дикой фауны
и флоры для всех народов Земли со всех
точек зрения - эстетики, науки, культуры,
отдыха и экономики; признают, что именно
народы и государства должны наилучшим
образом охранять собственную дикую флору
и фауну, а также признают важность международного
сотрудничества, необходимого для защиты
некоторых видов дикой фауны и флоры от
чрезмерной эксплуатации их в между народной
торговле, убеждены в необходимости объединения
усилий и принятия надлежащих мер в этих
целях. Для реализации этих целей разработаны
Приложения, содержащие списки видов дикой
фауны и флоры, находящиеся под угрозой
исчезновения. Так, в Приложение 1 включены
все виды, находящиеся под угрозой вымирания
и торговля которыми оказывает или может
оказать влияние на их существование.
Торговля образцами этих видов должна
находиться под особо строгим контролем
с тем чтобы не подвергать опасность их
выживание, и может быть разрешена только
в исключи тельных обстоятельствах. В
Приложение II включены: (а) все виды, которые
хотя в данное время не находятся обязательно
под непосредственной угрозой вымирания,
но могут стать таковыми, если торговля
образцами таких видов не будет строго
регулирована в целях предотвращения
их использования, несовместимого с их
выживанием; и (б) другие виды, которые
должны быть предметом контроля с тем,
чтобы торговли образцами тех видов, которые
указаны в п. (а), могла бы контролироваться.
В приложение III включены все виды, которые
по определению любого государства должны
подвергнуться регулированию в пределах
ее собственной юрисдикции в целях предотвращения
или ограничения эксплуатации и которые
нуждаются в сотрудничестве других сторон
в регулировании торговли. При этом торговля
образцами видов, содержащимися во всех
Приложениях, может осуществляться только
в соответствии с положениями данной Конвенции.
Всякая торговля образцами таких видов
должна осуществляться под неукоснительным
наблюдением научных компетентных и административных
органов государств-участников Конвенции
и каждого в отдельности.
Внутри России постоянно делаются какие-то
усилия по регулированию ООС и интегрированию
усилий России в международное сообщество.
Так, Постановление Правительства РФ от
25 октября 2001 г. № 745 утвердило федеральную
целевую программу "Создание автоматизированной
системы ведения государственного земельного
кадастра и государственно го учета объектов
недвижимости (2002-2007 годы)", в рамках
которой большое место уделяется международному
сотрудничеству. В соответствие с программой
в 2002-2007 годах оно будет продолжено и направлено
на совершенствование нормативно-методической
и системно-технической базы ведения государственного
земельного кадастра как единой системы
государственного учета объектов недвижимости.
Программой планируется продолжение сотрудничества
с Европейским союзом, используя возможности
привлечения технической по мощи по проекту
ТАСИС. Получат дальнейшее развитие двусторонние
контакты по направлениям программных
мероприятий с агентствами по международному
развитию Германии, Швеции, Нидерландов
с целью изучения и адаптации к российским
условиям передового опыта и ноу-хау стран
с развитой рыночной экономикой. Будут
продолжены работы по инвестиционным
проектам финансируемым за счет средств
займа Международного банка реконструкции
и развития (проект ЛАРИС), российско-германского
проекта ГЕРМЕС, финансируемого в рамках
кредитной линии немецкого страхового
общества "ГЕРМЕС". Дальнейшее развитие
получат работы со Швейцарской Конфедерацией.
Консолидированные в рамках Программы
средства указанных займов, финансовая
по мощь в виде грантов, техническая помощь
будут направлены на приобретение новейшей
компьютерной и измеритель ной техники,
приборов, программного обеспечения, а
также на обучение и переподготовку кадров.
Для реализации Программы Министерству
экономического развития и торговли, Министерству
финансов и Министерству промышленности,
науки и технологий РФ поручено при формировании
инвестиционной программы и проектов
федерального бюджета на 2002 год и последующие
годы предусматривать выделение Федеральной
службы земельного кадастра и Министерству
имущественных отношений России Средств
на реализацию данной Программы, исходя
из возможностей федерального бюджета.
Контроль за ходом и реализацией Программы
возложен на государственного заказчика-координатора
Программы - Федеральную службу земельного
кадастра РФ.
Стокгольмская Конвенция о стойких органических
загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 г.)
посвящена охране здоровья человека и
ОС от стойких органических загрязнителей
и зиждется на принятых ранее принципах
декларации по ОС в Рио-де-Жанейро.
Конвенция признала, что стойкие органические
загрязнители обладают токсичными свойствами,
устойчивы к разложению, характеризуются
биоаккумуляцией и являются объектом
трансграничного переноса по воздуху,
воде и мигрирующими видами, а также осаждаются
на большом расстоянии от источника их
выброса, накапливаясь в экосистемах суши
и водных экосистемах и несут в себе опасность
международного масштаба.
В соответствии с Конвенцией каждая сторона
разрабатывает:
· меры по сокращению или устранению выбросов
в результате преднамеренного производства
и использования;
· меры по сокращению или ликвидации выбросов
в результате непреднамеренного производства;
· меры по сокращению или ликвидации выбросов,
связанных с запасами и отходами;
· каждая Сторона разрабатывает и стремится
осуществлять план выполнения своих обязательств,
предусмотренных настоящей Конвенцией;
· каждая Сторона облегчает или осуществляет
обмен информацией;
· Стороны в рамках своих возможностей
поощряют и осуществляют, как на национальном,
так и международном уровнях научные исследования
разработки, мониторинг и сотрудничество
в области стойких органических загрязнителей,
их альтернатив и потенциальных стойких
органических загрязнителей по таким,
например, вопросам, как: источники и выбросы
в ОС; присутствие, уровни присутствия
в организмах людей и в ОС; способ переноса
в ОС; воздействие на здоровье человека
и ОС; социально-экономические и культурные
последствия и др.
Страны-участники Конвенции признали
необходимость оказания своевременной
и соответствующей технической по мощи
в ответ на просьбы развивающихся стран
и стран с переходной экономикой, являющихся
Сторонами Конвенции.
Возникающие в рамках Конвенции споры,
разрешает арбитраж или Международный
Суд. [2]