Основы демографической политики в развивающихся и развитых старанах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Содержание

1. Введение----------------------------------------------------------------------------3
2. Политика развивающихся стран---------------------------------------------3
2.1. Китай-----------------------------------------------------------4
2.2. Индия-------------------------------------------------------------------5
2.3. Пакистан---------------------------------------------------------------7
3. Политика развитых стран------------------------------------8
3.1. Германия--------------------------------------------------------9
4. Политика России------------------------------------------------9
5. Заключение----------------------------------------------------------------10
6. Примечания--------------------------------------------------------------------12

Работа содержит 1 файл

демогр.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Политические, экономические и социальные контексты. Как правило, одинаковые политические меры приводят к различным демографическим результатам вследствие сложных и изменчивых политических, экономических и социальных контекстов, в которых они осуществляются. Лучшими примерами здесь служат ГДР, Польша и Испания. Снижение рождаемости в бывшей ГДР после воссоединения Германии нельзя отнести на счет определенной политики; скорее оно связано с изменением социальной среды. Женщины, столкнувшиеся со сложной личной экономической ситуацией, не станут сразу же заводить детей. Точно так же переход к свободной рыночной экономике в Польше вызвал изменение экономической обстановки, лишил семьи стимулов заводить детей и привил западные ценности широким слоям общества. В Испании резкий спад рождаемости был связан с демократическим правлением, наступившем вслед за падением режима Франко.

Франция предусмотрительно озаботилась тем, что снижение рождаемости ставит под угрозу ее экономику. Поэтому французская демографическая политика в большей степени вмешивается в жизнь семей, чем политика других европейских страны.

В Швеции значительное влияние на рождаемость оказал экономический контекст. Уровень женского дохода напрямую связан с деторождением. Политика, поощряющая женский труд, может способствовать экономическому росту, но она в конечном итоге приведет к снижению рождаемости, если не будет сопровождаться соответствующей семейной политикой, позволяющей женщинам сочетать рождение и воспитание детей с работой.

Результаты демографической политики проявляются не сразу. Внедрение политики происходит медленно. В этом процессе можно выделить пять основных этапов:

1. достижение политического согласия;

2. преобразование согласия в политику;

3. проведение политики;

4. изменение поведения на микроуровне вследствие этой политики;

5. достижение (прямой или косвенной) цели политики.

Таким образом, прямая или косвенная государственная политика, направленная на преодоление спада рождаемости, требует многолетних усилий и, как правило, оказывается малопривлекательной для политиков. Несмотря на то, что отдельные политические меры (например, запрет, ограничение или свобода абортов) в краткосрочной перспективе могут приводить к впечатляющим последствиям, обычно они имеют лишь кратковременный эффект. Избирательные циклы и циклы демографической политики не совпадают, и потому у политиков нет непосредственных стимулов для проведения такой политики. Обычно они склонны отдавать предпочтение политике, которая не требует значительных временных затрат.

Одним из способов смягчения неблагоприятных последствий низкой рождаемости и старения населения является увеличение человеческого капитала за счет создания условий, при которых женщинам и пожилым людям выгодно работать, а не заниматься ведением домашних дел или выходить на пенсию. Однако политика полной занятости, стимулирующая труд женщин, может оказывать негативное влияние на рождаемость, если женщины предпочитают семье карьеру. В то же время таких последствий можно избежать: пример Швеции свидетельствует о том, что сочетание политики полной занятости с продуманной семейной политикой может оказывать благотворное воздействие на рождаемость. В 1970-1980-х годах, благодаря политике шведского правительства, неблагоприятные последствия от участия женщин в трудовой деятельности были сведены к минимуму, рождаемость в стране увеличилась и повысилась занятость женщин. Но шведский пример также свидетельствует о том, что такое равновесие неустойчиво, поскольку оно всецело зависит от благоприятной экономической обстановки.

Таким образом, миграция и политика, направленная на повышение рождаемости, едва ли способны остановить старение населения, хотя они могут его замедлить.

Заключение

Сегодня почти все экономически развитые страны переживают длительный спад в рождаемости и, следовательно, старение населения. Показатели рождаемости в большинстве из них находятся ниже уровня воспроизводства населения (2,1 ребенка на семейную пару), что приводит к сокращению естественного прироста населения, а в некоторых случаях - к естественной убыли. В то же самое время в структуре населения продолжает расти доля экономически и социально неактивных пожилых людей, а численность трудоспособного населения по отношению ко всему населению сокращается. К тому же, иммиграция, которая потенциально могла бы восполнить сокращение численности трудоспособного населения, в большинстве развитых стран остается низкой.

Такие демографические тенденции могут привести к разрушительным последствиям для экономики: сокращение доли трудоспособного населения приводит к сокращению человеческого капитала и, следовательно, может привести к снижению производительности; пенсионная система и система социального страхования могут стать слишком обременительными; забота о растущем пожилом населении может целиком лечь на плечи домохозяйств; рост пожилого населения требует значительного увеличения расходов на здравоохранение.

Старение населения, которое обусловлено низкой рождаемостью и увеличением средней продолжительности жизни, скорее всего, заставит правительства экономически развитых стран перестроить системы социального страхования. Различия в социальной, экономической и политической структуре этих стран отражаются на различиях в демографической структуре. Обеспокоенность этими тенденциями вызвала горячие споры о том, какая политика может способствовать их преодолению или, по крайней мере, смягчению негативных последствий. Во время этих споров обсуждались три основных подхода:

1. поощрение брака/сожительства и деторождения при помощи государственных мер, направленных на изменение структуры доходов у пар, решающих создать устойчивые союзы и заводить детей;

2. поощрение иммиграции трудоспособного населения из других стран;

3. реформа социальной политики: например, увеличение установленного законом пенсионного возраста или поощрение женской занятости, которое придает пенсионной системе устойчивость в долгосрочной перспективе.

Однако взаимосвязь между политикой и демографией до сих пор остается не до конца изученной и зачастую выяснение действительных причин демографических изменений оказывается очень сложной, а иногда и невыполнимой задачей.

Библиографический список использованной литературы:

1. Алисов Н.В. Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): учеб. для вузов. М., 2001.

2. Вишневский А. Разная смертность // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - №5. - С. 180.

3. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. Москва, 1994

4. Дауренбеков А. О концепции человеческого развития на современном этапе // вопросы статистики. - 2001 - №2. - С. 26-27.

5. Елизаров В. В. Демографическая политика. - В кн. Система знаний о народонаселении. - М., 1991.

6. Журнал «Прогнозис» №1, 2004, с. 185-198 (Смирнов А.)

7. Капица С. П. Общая теория роста человечества: Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле /РАН. - М.: Наука, 1999. -190с.э

8. Максаковский, В. П. Географическая картина мира: в 2 кн. / В. П. Максаковский. М., 2003. Кн.1: Общая характеристика мира.

9. Моисеев Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества. – «Вопросы философии», 1999, № 4.

10. Назарова Е.А. Особенности современных процессов миграции // СоцИс. - 2000 - №7. - С. 106-110.

11. Народонаселение. Энциклопедический словарь / Гл. ред. ГГ. Меликьян. - М.: Большая Российская энциклопедия. - М. - 1994. - С. 28-29, 430-439.

12. Население России 2001. Девятый ежегодный демографический доклад Центра демографии и экологии человека. М., 2002, с. 183.

13. Проскурякова Ю. Вся жизнь - на работе! Российская Бизнес-газета №529 от 25.10.2005 г

14. Тольц М.С. Демографический анализ брачности: проблемы, методы, интерпретация результатов / Методы исследования. - М.: Мысль. - 1986.

15. Ушкалов И. «Демографическое настоящее и будущее Европы». «МЭ и МО» №6 1991

16. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division. World Population Prospects: The 2006 Revision, Highlights. - New York,2007/http://www.un.org/esa/population

17. Материалы Интернет-сайта http://www.demoscope.ru

 

 

 

 

 

 

 

32

 



Информация о работе Основы демографической политики в развивающихся и развитых старанах