Основные этапы развития экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

В последние годы термин "экология" у всех на устах, однако парадокс в том, что объем и содержание этого понятия не определены, и поэтому каждый вкладывает в него свой смысл. Вместе с тем в каждой науке имеется определенный набор понятий, формирование которых производится на основе понятий, находящихся вне рамок данной науки. Они служат как бы фундаментом, на котором строится понятийная база конкретной науки, поэтому их называют исходными, или базовыми, понятиями. Таковыми в экологии, как, впрочем, и в любой другой науке, выступают понятия о ее объекте и предмете. На их основе формируется определение самой науки.

Содержание

1. Введение 3
2. Экология в системе наук о природе 3
3. Этапы развития экологии 4
4. Современные представления об экологии 10
5. Глоссарий 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему Основные этапы развития экологии.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Разделяя идеи Вернадского, который оптимистически оценивал будущее человечества и рассматривал создание сферы разума как неизбежный процесс становления цивилизации "культурного человека", уверен, что этого не произойдет само собой, потребуются значительные усилия общества и каждого индивида, чтобы такая цивилизация состоялась.

Из приведенных рассуждений следует, что регламентация человеческой деятельности должна строиться на основе научных знаний о закономерностях окружающего мира, включая биоту, и о закономерностях развития общества. Только осмысление этих знаний позволит ограничить эгоизм человека и правильно определить его роль в системе "человек - окружающая среда". Таким образом, экология по объему изучаемых явлений и решаемых проблем находится на пересечении наук об окружающем мире, с одной стороны, и о человеке и обществе - с другой. Свои место и объем среди наук о человеке и обществе имеют науки о регламентации человеческой деятельности (по отношению к окружающей среде в том числе).

Необходимо отметить, что эта среда представляет собой многофакторную систему, состоящую из природных и антропогенных элементов. В самом общем виде окружающую среду можно определить как совокупность вещественных, энергетических и информационных факторов непосредственно или опосредованно взаимодействующих с человеком.

В комплекс наук об окружающем мире входят физика, химия, геология, космология, география, биология и множество других наук с меньшим объемом изучаемых явлений, а также математика. Основные объекты их изучения - природные элементы окружающей среды. Термины, их обозначающие, широко вошли в научную лексику и трактуются однозначно.

Науки о человеке и обществе включают в себя социологию, психологию, экономику, политологию, демографию, архитектуру, медицину, культурологию, историю и др. Объекты их изучения: социосфера, техносфера и информационная сфера, или антропогенные элементы окружающей среды.

Техносфера - это совокупность технических и природно-технических систем, созданных человеком. Такие системы существуют лишь благодаря человеку, поскольку он обеспечивает их вещественные, энергетические и информационные потребности, что поддерживает их структурно-функциональное единство и позволяет противостоять энтропии.

Социосфера - это комплекс отношений, связанных с развитием человеческого общества и составляющих его социальных групп и индивидов.

Информационная сфера, ставшая сегодня одним из основных признаков уровня развитии цивилизации - это информационные потоки, осознанно генерируемые человеком, все носители накопленных человечеством знаний.

Наши знания об окружающем мире (в значительной мере неполные) и о развитии цивилизации (возникшей и существующей исключительно за счет окружающей среды) служат основой для разработки морали, законов, норм, правил и т. п., регламентирующих деятельность человека и общества. Совокупность регламентирующих правил, разработанных на основе познания окружающего мира и человеческого общества, представляет собой ноосферу - сферу разума. Именно осознанная регламентация на основе полученных знаний вправе претендовать на это название. Притом регламентация понимается в широком смысле - как учет закономерностей развития природы и деятельности человека. Комплекс наук, изучающих регламентацию человеческой деятельности, включает право, юриспруденцию, мораль, этику, санитарию и др.

Экология же является интегрирующей наукой о регламентации отношений и взаимодействий человека с окружающей средой (как природной, так и техногенной). Объект ее изучения - область взаимного пересечения объектов наук об окружающем мире, наук о человеке и обществе, и ноосферы. Его можно определить термином экосфера, описывающим совокупность всех норм и правил, регламентирующих деятельность человека по отношению к окружающей среде.

Еще раз подчеркнем, что разработка этих норм и правил должна базироваться на знаниях о закономерностях функционирования и развития компонентов окружающей среды, человеческого общества и создаваемых им техногенных систем. Впрочем, не все отношения человека с окружающей средой можно регламентировать с помощью норм экологического права. Важную роль в этом должны играть мораль, этика, религии, традиции.

Определив таким образом объект экологии, сформулируем теперь понятие о ее предмете как совокупности знаний о регламентации взаимодействия и совместного функционирования природных и антропогенных объектов окружающей среды. Экология - это наука о регламентации взаимодействий человека с окружающей средой на основе правовых и моральных норм и правил.

В рамках такого определения принципиально другое содержание получает термин "экосистема": совокупность природных и антропогенных систем, функционирование и взаимодействие которых регламентируется на основе установленных правовых и моральных норм и правил. Эти нормы и правила имеют юридические, моральные и экономические аспекты.

Поскольку экологическое мировоззрение только начинает формироваться, ведущую роль в соблюдении установленных норм и правил будут играть экономические механизмы (плата за природопользование, загрязнение окружающей среды, штрафы, компенсационные выплаты, различные квоты и т. д.). Однако в стратегическом плане основным станет экологическое воспитание и образование ибо, только сформировав экологическое мировоззрение у большинства населения Земли, можно будет надеяться на переход к ноосфере.

Предложенная логическая схема образует замкнутую систему с обратной связью: регламентация человеческой деятельности влияет на объекты окружающей среды и само общество, оценка же этого влияния заставляет корректировать регламентацию и т. д. Кроме того, новые знания о закономерностях развития окружающего мира и общества также стимулируют разработку новых норм и правил регламентации человеческой деятельности.

Таким образом, экология предстает постоянно развивающейся наукой, которая призвана минимизировать экологический риск при развитии цивилизации как для окружающего мира, так и для нее самой.

Необходимо продолжать формирование понятийной базы экологии. Это нужно для разработки полного и непротиворечивого природоохранного законодательства, эффективного использования информационных технологий и ускорения процесса становления и развития экологии как науки.

 

5. Глоссарий

 

Экология - наука о составе, структуре, свойствах, функциональных особенностях и эволюции систем надорганизменного уровня, популяционных экосистем и биосферы. Экология изучает основные фундаментальные закономерности: поток энергии, циркуляцию химических элементов. Обычно экология считается частью биологии. греч.Oikos - жилище + Logos – наука.

Аутэкология - раздел экологии, изучающий взаимоотношения отдельной особи, популяции или вида с окружающей средой.

Демэкология - раздел экологии, исследующий прямые и обратные связи популяций со средой и внутрипопуляционные процессы.

Синэкология - раздел экологии, исследующий биотические сообщества и их взаимоотношения со средой обитания: формирование сообществ, их энергетику, структуру, динамику, историческое развитие, взаимодействие с физико-химическими и биотическими факторами среды, биологическую продуктивность, круговорот веществ, воздействие человека и т.д.

Биогеоценология - научная дисциплина, исследующая закономерности формирования, функционирования, взаимосвязи и развития биогеоценозов, их сложения в биогеоценогический покров.

Прикладная экология - в широком смысле - изучение механизмов разрушения биосферы человеком, способов предотвращения этого процесса и разработка принципов рационального использования природных ресурсов без деградации среды жизни. Прикладная экология - в узком смысле - разработка норм использования природных ресурсов и среды жизни, допустимых нагрузок на них, форм управления экосистемами различного иерархического уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1)      Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. – М.: ДЕАН, 2000

2)      Новиков В.Н. Экология, урбанизация, жизнь. – М.: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, 2002

3)      Основы экологии и охрана окружающей природной среды: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Афиша, 2001

4)      Степановских А.С. Экология. – М.: ЮНИТИ, 2001

5)      Чистик О.В. Экология: Учебное пособие для вузов. – М.: Новое знание, 2002. – 248 с.

6)      Шмаль A.Г. Экология = регламентация? // Экология и жизнь. - №3. – 1999

 

 



[1] Шмаль A.Г. Экология = регламентация? // Экология и жизнь. - №3. - 1999

[2] Шмаль A.Г. Экология = регламентация? // Экология и жизнь. - №3. – 1999

[3] ПСС, т. 29, с. 236


Информация о работе Основные этапы развития экологии