Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:09, доклад
Основное место в административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, включающее разработку и принятие законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих потенциальных участников процесса энергосбережения к осуществлению энергоэффективных мероприятий, формирующих законодательную базу энергосбережения
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Закон и нормативные
документы в области
Основное место в
Во многих странах - Франции, Германии, Японии и других - после энергетического кризиса 1973 года были приняты законы, касающиеся эффективного использования энергии. В 90-х годах после изменения структуры экономики в странах СНГ составляющая стоимости энергии в конечном продукте, работе или услугах стала играть доминирующую роль и проблема эффективного использования энергии стала одной из первоочередных. В связи с этим в 1994 году на Украине был принят Закон «Об энергосбережении». Затем аналогичные законы были приняты в 1996 году в России и в 1998 году в Беларуси. Общие принципы законов об энергосбережении стран СНГ во многом совпадают, но имеют отличие в деталях, характеризующих особенности развития каждого государства.
Что такое закон? Закон - постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государством обязательные правила; обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам.
Закон Республики Беларусь
«Об энергосбережении» был
Структура Закона «Об энергосбережении» представлена в таблице? Он состоит из пяти глав.
1. Общие положения.
2. Основы государственного управления энергосбережения.
3. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения.
4. Ответственность за нарушение
законодательства об
5. Заключительные положения.
Прокомментируем некоторые положения этого документа. В главе 1 дается толкование основных терминов из области энергосбережения и энергетики (ст. 1).
Энергосбережение - организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц. Эта деятельность направлена на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.
Топливно-энергетические ресурсы - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике.
Вторичные энергетические ресурсы - энергия, получаемая в ходе любого технологического процесса в результате недоиспользования первичной энергии или в виде побочного продукта основного производства и не применяемая в этом технологическом процессе.
Таблица 7.1.1
Структура Закона «Об энергосбережении»
Статьи |
Главы | ||
№ |
Наименование |
№ |
Наименование |
1. |
Общие положения |
1 2 3 4 |
Основные понятия. Законодательство. Субъекты отношения в сфере энергосбережения. Международное сотрудничество в сфере энергосбережения. |
2. |
Основы государственного управления энергосбережением |
5 6 7 8 9 10 11
12
13
14
15
16
17 |
Основные принципы государственного управления. Государственное управление в сфере энергосбережения. Учет топливно-энергетических ресурсов. Программы энергосбережения. Научно техническое Стандартизация, сертификация и метрология в сфере энергосбережения. Государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов. Государственная экспертиза энергетической
эффективности проектных Проведение энергетического Государственное статистическое наблюдение за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов. Образование и подготовка кадров для сферы энергосбережения. Информационное обеспечение |
Экономические и финансовые механизмы энергосбережения |
18 19 20 |
Источники финансирования. Республиканский фонд "Энергосбережение". Экономическое стимулирование энергосбережения. | |
4. |
Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении |
21 |
Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении. |
Заключительные положения |
22 |
Вступление в силу настоящего Закона. |
Эффективное использование топливно-энергетических ресурсов - использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий, и соблюдении законодательства.
Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов - достижение максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства.
Показатель энергоэффективности -
научно обоснованная абсолютная или
удельная величина потребления топливно-
Нетрадиционные и
Пользователи топливно-
Производители топливно-энергетических ресурсов - субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц, для которых любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в республике, является товарной продукцией.
В соответствии со 2-й статьей, законодательство об энергосбережении включает не только рассматриваемый закон, но и другие законодательные акты: постановления правительства, нормативы, ведомственные документы. Если эти акты противоречат Закону «Об энергосбережении», они не должны иметь юридической силы.
В статье 3 Закон определяет субъектов отношений в сфере энергосбережения, к которым относятся физические и юридические лица, прямо или косвенно связанные с производством, преобразованием, передачей и потреблением энергии. Прямое отношение к энергетике имеют те, кто непосредственно участвует в энергетической цепочке получение — потребление энергии. Косвенно к субъектам отношений принадлежат разработчики и производители оборудования, систем управления и средств контроля для повышения эффективности использования энергии.
В главе 1 (ст. 4) также устанавливаются принципы международного сотрудничества, которые включают:
- обмен энергоэффективными
- участие в международных
- приведение показателей энергоэффективности в соответствие с международными стандартами.
Отличие стандартов Беларуси по энергопотреблению конечной продукции может служить препятствием для ее экспорта. Например, холодильники, производимые Минским заводом холодильников, в 1999 году потребляли электроэнергии на 10% больше по сравнению с нормами Германии и других стран, что ограничивало их экспорт в эти страны.
В главе 2 Закона устанавливаются основы государственного управления энергосбережением. Основным принципом государственной политики и управления (ст. 5) является создание правовых и экономических условий, обеспечивающих приоритетность и способствующих заинтересованности в энергосбережении всех субъектов в сфере производства, транспортировки, преобразования и потребления энергии.
Принципы государственного управления в сфере энергосбережения в Беларуси осуществляются через уполномоченный орган — Комитет по энергоэффективности, который регулирует деятельность в сфере энергосбережения и создает условия для эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ст. 6). Управление энергосбережением проводится и с помощью территориальных структур Государственного надзора за рациональным использованием ТЭР.
Государственное регулирование энергосбережения осуществляется через обязательный учет и нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов (ст. 7, 10). Прогрессивные нормы расхода топлива и энергии в обязательном порядке включают в технологические регламенты, паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции. Они разрабатываются, утверждаются и пересматриваются правительством Республики Беларусь.
В соответствии с законом (ст. 11), энергопотребляющая продукция, работа и услуги должны удовлетворять стандартным требованиям, установленным нормативными документами, что обеспечивает их конкурентоспособность на мировом рынке и способствует рациональному использованию ТЭР. Этой цели служит и сертификация продукции, работ и услуг. Достоверность данных обеспечивается единством измерений при осуществлении мероприятий по энергосбережению.
Законом (ст. 11) устанавливается обязательная
государственная экспертиза с целью
проверки соответствия проектов, хозяйственной,
управленческой и инвестиционной деятельности
целям и требованиям
С целью оценки эффективности использования
ТЭР и обеспечения их экономии
законом предусмотрено
Реализация энергосбережения во всех сферах деятельности осуществляется через образование и подготовку кадров. А также информационное обеспечение путем (ст. 16, 17):
- чтения специальных курсов по энергосбережению;
- пропаганды эффективного
- создания энергоэффективных
- организации выставок и
- обсуждения программ
Одним из основных механизмов управления энергосбережением является поощрение организаций, способствующих эффективному использованию ТЭР, и наказание тех, кто нарушает правила использования энергии, регламентируемые настоящим законом. Для этого предусмотрены наиболее действенные экономический и финансовый механизмы энергосбережения. В целом финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда «Энергосбережение», средств юридических и физических лиц, направляемых добровольно на эти цели (ст. 18).
Пользователи и производители ТЭР, осуществляющие мероприятия по энергосбережению, могут получить льготы в виде дотаций, субсидий за счет республиканского фонда «Энергосбережение» или других целевых фондов. Фонды формируются за счет экономических санкций, применяемых к нарушителям законодательства в области энергосбережения. Такими нарушениями могут быть:
- перерасход топлива, тепловой и электрической энергии сверх установленных норм;
- несвоевременная установка
- использование ТЭР без
- нарушение правил
Информация о работе Организация энергосбережения в Республике Беларусь