Организация энергосбережения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:09, доклад

Описание работы

Основное место в административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, включающее разработку и принятие законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих потенциальных участников процесса энергосбережения к осуществлению энергоэффективных мероприятий, формирующих законодательную базу энергосбережения

Работа содержит 1 файл

4 Организация энергосбережения в республике Белару.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

 

Закон и нормативные  документы в области энергосбережения

Основное место в административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, включающее разработку и принятие законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих потенциальных участников процесса энергосбережения к осуществлению энергоэффективных мероприятий, формирующих законодательную базу энергосбережения.

Во многих странах - Франции, Германии, Японии и других - после энергетического кризиса 1973 года были приняты законы, касающиеся эффективного использования энергии. В 90-х годах после изменения структуры экономики в странах СНГ составляющая стоимости энергии в конечном продукте, работе или услугах стала играть доминирующую роль и проблема эффективного использования энергии стала одной из первоочередных. В связи с этим в 1994 году на Украине был принят Закон «Об энергосбережении». Затем аналогичные законы были приняты в 1996 году в России и в 1998 году в Беларуси. Общие принципы законов об энергосбережении стран СНГ во многом совпадают, но имеют отличие в деталях, характеризующих особенности развития каждого государства.

Что такое закон? Закон - постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государством обязательные правила; обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам.

Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» был принят и вступил в силу в июне 1998 г. Им регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения, в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и определяются правовые основы этих отношений. Закон устанавливает энергосбережение в качестве приоритета государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.

Структура Закона «Об энергосбережении» представлена в таблице? Он состоит из пяти глав.

1. Общие положения.

2. Основы государственного управления энергосбережения.

3. Экономические и финансовые  механизмы энергосбережения.

4. Ответственность за нарушение  законодательства об энергосбережении.

5. Заключительные положения.

Прокомментируем некоторые положения  этого документа. В главе 1 дается толкование основных терминов из области энергосбережения и энергетики (ст. 1).

Энергосбережение - организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц. Эта деятельность направлена на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.

Топливно-энергетические ресурсы - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике.

Вторичные энергетические ресурсы - энергия, получаемая в ходе любого технологического процесса в результате недоиспользования первичной энергии или в виде побочного продукта основного производства и не применяемая в этом технологическом процессе.

Таблица 7.1.1

Структура Закона «Об энергосбережении»

Статьи

Главы

Наименование

Наименование

1.

Общие положения

1

2

3

4

Основные понятия.

Законодательство.

Субъекты отношения в сфере  энергосбережения. Международное сотрудничество в сфере энергосбережения.

2.

Основы   государственного управления энергосбережением

5

6

7

8

9

10

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

 

16

 

17

Основные принципы государственного управления. Государственное управление в сфере энергосбережения.

Учет топливно-энергетических ресурсов.

Программы энергосбережения.

Научно техническое обеспечение  в сфере энергосбережения. Нормы  расхода топлива и энергии.

Стандартизация, сертификация и метрология в сфере энергосбережения.

Государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.

Государственная экспертиза энергетической эффективности проектных решений.

Проведение энергетического обследования предприятий, учреждений, организаций.

Государственное статистическое наблюдение за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов.

Образование и подготовка кадров для  сферы энергосбережения.

Информационное обеспечение деятельности по энергосбережению.

 

Экономические и финансовые механизмы  энергосбережения

18

19

20

Источники финансирования.

Республиканский  фонд  "Энергосбережение". Экономическое стимулирование энергосбережения.

4.

Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении

21

Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении.

 

Заключительные положения

22

Вступление в силу настоящего Закона.


 

Эффективное использование топливно-энергетических ресурсов - использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий, и соблюдении законодательства.

Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов - достижение максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства.

Показатель энергоэффективности - научно обоснованная абсолютная или  удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учетом их нормативных  потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установленная нормативными документами.

Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии - источники электрической и тепловой энергии, использующие энергетические ресурсы рек, водохранилищ и промышленных водостоков, энергию ветра, солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая древесные отходы), сточных вод и твердых бытовых отходов.

Пользователи топливно-энергетических ресурсов - субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица, а также другие лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право заключать хозяйственные договоры, и граждане, использующие топливно-энергетические ресурсы.

Производители топливно-энергетических ресурсов - субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц, для которых любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в республике, является товарной продукцией.

В соответствии со 2-й статьей, законодательство об энергосбережении включает не только рассматриваемый закон, но и другие законодательные акты: постановления правительства, нормативы, ведомственные документы. Если эти акты противоречат Закону «Об энергосбережении», они не должны иметь юридической силы.

В статье 3 Закон определяет субъектов отношений в сфере энергосбережения, к которым относятся физические и юридические лица, прямо или косвенно связанные с производством, преобразованием, передачей и потреблением энергии. Прямое отношение к энергетике имеют те, кто непосредственно участвует в энергетической цепочке получение — потребление энергии. Косвенно к субъектам отношений принадлежат разработчики и производители оборудования, систем управления и средств контроля для повышения эффективности использования энергии.

В главе 1 (ст. 4) также устанавливаются принципы международного сотрудничества, которые включают:

- обмен энергоэффективными технологиями;

- участие в международных проектах  в области энергосбережения;

- приведение показателей энергоэффективности в соответствие с международными стандартами.

Отличие стандартов Беларуси по энергопотреблению  конечной продукции может служить  препятствием для ее экспорта. Например, холодильники, производимые Минским  заводом холодильников, в 1999 году потребляли электроэнергии на 10% больше по сравнению с нормами Германии и других стран, что ограничивало их экспорт в эти страны.

В главе 2 Закона устанавливаются основы государственного управления энергосбережением. Основным принципом государственной  политики и управления (ст. 5) является создание правовых и экономических условий, обеспечивающих приоритетность и способствующих заинтересованности в энергосбережении всех субъектов в сфере производства, транспортировки, преобразования и потребления энергии.

Принципы государственного управления в сфере энергосбережения в Беларуси осуществляются через уполномоченный орган — Комитет по энергоэффективности, который регулирует деятельность в  сфере энергосбережения и создает  условия для эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ст. 6). Управление энергосбережением проводится и с помощью территориальных структур Государственного надзора за рациональным использованием ТЭР.

Государственное регулирование энергосбережения осуществляется через обязательный учет и нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов (ст. 7, 10). Прогрессивные нормы расхода топлива и энергии в обязательном порядке включают в технологические регламенты, паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции. Они разрабатываются, утверждаются и пересматриваются правительством Республики Беларусь.

В соответствии с законом (ст. 11), энергопотребляющая продукция, работа и услуги должны удовлетворять  стандартным требованиям, установленным  нормативными документами, что обеспечивает их конкурентоспособность на мировом рынке и способствует рациональному использованию ТЭР. Этой цели служит и сертификация продукции, работ и услуг. Достоверность данных обеспечивается единством измерений при осуществлении мероприятий по энергосбережению.

Законом (ст. 11) устанавливается обязательная государственная экспертиза с целью  проверки соответствия проектов, хозяйственной, управленческой и инвестиционной деятельности целям и требованиям энергосбережения, а также с целью определения  достаточности и обоснованности предусмотренных мер по энергосбережению.

С целью оценки эффективности использования  ТЭР и обеспечения их экономии законом предусмотрено проведение энергетического обследования предприятий, учреждений, организаций (ст. 14). Обязательному  энергетическому обследованию подлежат организации, годовое потребление ТЭР которыми составляет более 1,5 тыс. т у. т. Дополнительные нормативные акты правительства устанавливают, что энергетическое обследование должно проводится не менее чем раз в 5 лет. Финансирование работ по энергетическому обследованию производится за счет обследуемых предприятий, а также за счет средств республиканского фонда «Энергосбережение».

Реализация энергосбережения во всех сферах деятельности осуществляется через  образование и подготовку кадров. А также информационное обеспечение путем (ст. 16, 17):

- чтения специальных курсов  по энергосбережению;

- пропаганды эффективного использования  ТЭР, в том числе и через  средства массовой информации;

- создания энергоэффективных демонстрационных проектов и зон,

- организации выставок и консультационных  пунктов для предоставления информации  по вопросам энергосбережения,

- обсуждения программ энергосбережения.

Одним из основных механизмов управления энергосбережением является поощрение организаций, способствующих эффективному использованию ТЭР, и наказание тех, кто нарушает правила использования энергии, регламентируемые настоящим законом. Для этого предусмотрены наиболее действенные экономический и финансовый механизмы энергосбережения. В целом финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда «Энергосбережение», средств юридических и физических лиц, направляемых добровольно на эти цели (ст. 18).

Пользователи и производители ТЭР, осуществляющие мероприятия по энергосбережению, могут получить льготы в виде дотаций, субсидий за счет республиканского фонда «Энергосбережение» или других целевых фондов. Фонды формируются за счет экономических санкций, применяемых к нарушителям законодательства в области энергосбережения. Такими нарушениями могут быть:

- перерасход топлива, тепловой  и электрической энергии сверх  установленных норм;

- несвоевременная установка приборов  учета ТЭР;

- использование ТЭР без утвержденных  норм их расхода;

- нарушение правил использования  электрической и тепловой энергии.

Информация о работе Организация энергосбережения в Республике Беларусь