Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:14, доклад
Охрана природы, система естественнонаучных, технико-производственных, экономических и административно-правовых мероприятий, осуществляемых в пределах данного государства или его части, а также в международном масштабе и направленных на сохранение и контролируемое изменение природы в интересах развивающегося человечества, на поддержание и увеличение её продуктивности, обеспечение рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. Охрана природы имеет важное историческое и социальное значение, составляя в СССР часть всей программы развития народного хозяйства.
Немного из истории
Деятельность людей
Решение проблем
Правовые проблемы охраны природы
Международное сотрудничество
Литература
Важное значение имеет
пропаганда знаний о природе среди населения
с помощью печати, радио, телевидения.
Большую работу ведут общественные организации.
Организуются народные университеты и
факультеты охраны природы.
Правовые проблемы охраны природы
В современном законодательстве под правовой охраной природы понимается совокупность всех юридических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий. В других странах правовая охрана природы иногда понимается в более узком смысле — как сохранение достопримечательностей природы, особо ценных или уникальных природных объектов, а охрана всех остальных природных объектов включается в понятие охраны окружающей среды; в современный период охрана природы в широком смысле и охрана окружающей среды всё чаще рассматриваются как тождественные понятия.
В СССР охрана природы рассматривается как важная государственная задача. Сразу после победы Великой Октябрьской социалистической революции был издан ряд законодательных актов; основополагающий среди них — принятый 26 октября 1917 2-м Всероссийским съездом Советов по предложению В. И. Ленина Декрет о земле. Затем были изданы декрет ВЦИК от 27 мая 1918 "О лесах", декреты СНК РСФСР от 20 марта 1919 "О лечебных местностях общегосударственного значения", от 14 мая 1919 "О недрах земли", от 24 мая 1921 "Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море", от 16 сентября 1921 "06 охране памятников природы, садов и парков" и др. Все эти декреты отражали ленинские принципы охраны природы: государственное решение проблем охраны природы, создание системы контрольно-надзорных органов, заповедников, организация рационального природопользования, учёт интересов будущих поколений в использовании природных богатств, ответственность за неправильное отношение к природе; эти принципы реализуются и в современном природоохранительном законодательстве.
Правовое регулирование отношений по охране пироды осуществляется законами об охране природы союзных республик, законами Союза ССР и союзных республик о земле, водах, здравоохранении и др. Они обеспечивают комплексный подход к проблеме охраны окружающей человека природной среды и направлены не только на сохранение редких и ценных природных объектов, но и распространяются на все компоненты природного комплекса (в том числе и находящиеся в эксплуатации). Законы устанавливают запретительные меры в целях сохранения природных объектов, регулируют некоторые условия их использования, предусматривают профилактические меры по охране природы, порядок их планирования, финансирования, контроля за их исполнением.
Выполнение общих требований по охране природы является в первую очередь обязанностью тех предприятий, учреждений, организаций и граждан, которые эксплуатируют природные богатства или по роду своей деятельности оказывают воздействие на состояние природной среды. Законодательство предусматривает их обязанность соблюдать все предписываемые законом меры по охране природы, выделять потребные для этих целей материальные средства, проводить соответствующие работы и т. д. Материальный ущерб, причинённый невыполнением требований охраны природы, подлежит возмещению, а должностные лица и граждане, нарушившие законы об охране окружающей среды, несут ответственность в установленном порядке, вплоть до уголовной ответственности.
В зарубежных социалистических странах имеются общие законы об охране природы и законы об охране отдельных элементов окружающей природной среды. В Болгарии, ГДР, Польше образованы специальные министерства охраны окружающей среды. В Чехословакии эти вопросы на федеральном уровне подведомственны министерству строительства и техники, в республиках имеются правительственные советы по вопросам окружающей среды. В Венгрии функции управления в области охраны природы возложены в основном на министерство строительства и архитектуры.
В капиталистических
странах разрушение природной среды
принимает характер стихийного бедствия
и создаёт серьёзные
В Великобритании, Франции,
ФРГ, Швеции и других странах образованы
специализированные министерства и ведомства
по контролю и регулированию деятельности
в области охраны окружающей среды, внесены
соответствующие изменения в законодательство
и систему государственного управления
в этой области, приняты законы по борьбе
с загрязнениями; установлены правила
эксплуатации отдельных видов природных
богатств, частично ограничивающие произвол
капиталистических предпринимателей.
Международное сотрудничество
Вопросы охраны природы — важная отрасль международного сотрудничества, занимающая большое место в деятельности ООН. В июне 1972 в Стокгольме состоялась конференция ООН по окружающей среде, наметившая некоторые общие принципы международного сотрудничества в этой области. 15 декабря 1972 27-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию об организационных и финансовых мероприятиях по международному сотрудничеству в вопросах охраны окружающей среды, учредила Совет управляющих специального органа — "Программы ООН по окружающей среде" (ЮНЕП). На 1-й сессии Совета управляющих в июне 1973 был обсужден "План действий в области окружающей среды", принятый на Стокгольмской конференции 1972, определены основные направления международного сотрудничества (охрана здоровья и благосостояния человека; охрана почв и вод и борьба с распространением пустынь; образование, профессиональная подготовка и информация в области охраны природы; торговые, экономические и технологические аспекты; защита Мирового океана; охрана растительности, диких животных и генетических ресурсов; проблемы энергетических ресурсов).
СССР активно содействовал развитию охраны природы в международном масштабе. Со всеми государствами, имеющими общую границу с Советским Союзом, заключены двусторонние соглашения по вопросам охраны вод и рыболовства, карантина и защиты растений. В договорах о режиме государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам, заключённых СССР с сопредельными государствами, имеются положения о комплексной охране природы и сохранении отдельных видов природных ресурсов в пограничных районах.
Согласованные действия
по сохранению, восстановлению и улучшению
благоприятных природных
Значительным достижением в развитии международных усилий по охране окружающей среды является установление сотрудничества СССР с США на основе соглашений от 23 мая 1972 и 3 июля 1974, которые предусматривают двустороннее сотрудничество, разработки мер по предотвращению заражении, изучение их воздействия на окружающую среду, разработку основ регулирования влияния человеческой деятельности на природу, а также создание на территориях обеих стран естественных зон — биосферных заповедников для сохранения ценных пород растительного и животного мира, для проведения научных исследований по охране окружающей среды.
Советские научные
организации активно участвуют
в работе ряда специализированных учреждений
ООН и других неправительственных международных
организации, занимающихся различными
аспектами проблемы природной среды (Специальный
комитет по проблеме окружающей среды,
Международный союз биологических наук,
Международные союз охраны природы и природных
ресурсов и др.); они внесли существенный
вклад в реализацию таких мероприятий,
как Международное
гидрологическое десятилетие, Международный
геофизический год,
биологическая программа, долгосрочная
программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера",
в разработку некоторых международных
природоохранительных документов (в том
числе Список национальных парков и адекватных
им территорий стран — членов ООН, Красную
книгу о редких видах животных и растений,
которым угрожает исчезновение, Международного
союза охраны животных, конвенции по охране
водно-болотных угодий, по охране природы
и природных ресурсов Африки).
ЛИТЕРАТУРА
Кириллин В. А., О
мерах по дальнейшему улучшению
охраны природы и рациональному
использованию природных ресурсов, "Правда",
1972; О мерах по дальнейшему улучшению охраны
природы и рациональному использованию
природных ресурсов; Благосклонов К. Н.,
Иноземцев А. А., Тихомиров В. Н., Охрана
природы, М., 1967; Гладков Н. А., Проблема
охраны природы и её народнохозяйственное
значение, М., 1968; его же, Охрана природы
в первые годы Советской власти, М., 1972;
Ефремов Ю. К., Природа на службе общества,
М., 1968; Парсон Р., Природа предъявляет счет,
пер. с англ., М., 1969; Лаптев И. П., Научные
основы охраны природы, Томск, 1970; Чичварин
В. А., Охрана природы и международные отношения,
М., 1970; Охрана природы. Сб. нормативных
актов, под ред. В. М. Блинова, М., 1971; Уатт
К., Экология и управление природными ресурсами,
пер. с англ., М., 1971; Будыко М. И., Влияние
человека на климат, Л., 1972; Федоров Е. К.,
Взаимодействие общества и природы, Л.,
1972; Банников А. Г., "Красная книга природы,
"Природа", 1972, № 4; Использование
и охрана природных ресурсов. Тр. Межправительственной
конференции по рациональному использованию
и охране ресурсов биосферы, пер. с англ.,
М., 1972; Общество и природа, "Вопросы
философии", 1973, № 4, с. 42—56; Эренфелд
Д., Природа и люди, пер. с англ., М., 1973; Герасимов
И., Будыко М., Актуальные проблемы взаимодействия
человека и природы, "Коммунист",
1974, № 10; Коммонер Б., Замыкающийся круг,
[пер. с англ.], Л., 1974.