Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:00, контрольная работа
Исторические этапы взаимодействия человека и природы.
Основные формы взаимосвязи человека и природы.
Контрольная работа № 1
Тема 5. Общество и природа
План:
История взаимоотношений человека и природы начинается с появления человека и его обособления от остального мира. Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует представление о божественном творении человека.
Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки произошли от животных и даже растений, и такие верования можно встретить у так называемых отсталых народов до сих пор. В античные времена высказывались представления о естественном происхождении людей из ила.
В настоящее время очень модными являются версии о происхождении человека от внеземных существ, посещавших Землю, или даже от скрещивания космических пришельцев с обезьянами.
Но господствует в науке с XIX века вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян.
Проблема взаимоотношений в системе "Человек - Природа- Цивилизация" относится к числу вечных проблем. Заметим, что первые экологические кризисы (локального характера) были известны еще в древности и являлись той основой, которая служила наглядной иллюстрацией жизненной важности данной проблемы.
Являясь, по сути, неотъемлемой частью Природы, Человечество в своих отношениях с ней прошло ряд этапов: от полного обожествления и поклонения природным силам до идеи полной и безусловной власти человека над природой.
На заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. Подобно стаду животных, первобытные люди после истощения пищевых ресурсов в одном месте перемещались в другое, где было достаточно природных средств для существования. Иначе говоря, истощение природных ресурсов, деградация природы вели к определенным социальным изменениям - миграции населения. В дальнейшем, по мере развития производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась.
Но не только окружающая среда оказывает влияние на общество, а также и человек в процессе жизнедеятельности накладывает неизгладимый отпечаток на природу.
В качестве ведущего принципа построения периодизации взаимоотношений человека и природы используем в первую очередь учет антропогенных эффектов, результатов функциональной деятельности человечества, как они отражаются в изменениях природной среды в самом широком смысле слова, начиная с косной материи и кончая биосферой с окружающим ее пространством.
Периодизация, следующая из эволюции отношения человека к природе:
1) непосредственное единство
человека с природой и
Данный этап характеризует процесс становления общества.
Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия.
Точку зрения, в соответствии с которой первобытный человек находился с окружающей его природной средой в состоянии непосредственного и тесного единства, подтверждают современные исследователи.
Это было более или менее гармоничное взаимодействие на основе подчинения человека силам природы.
Для данной формы единства человека и природы характерно то, что человек не выделяет себя из природы и не рефлектирует над своим отношением к ней, т.е. имеет место непосредственное единство.
Говоря о непосредственном единстве первобытного человека с природой, следует помнить, что в точном смысле слова непосредственное единство живого со средой имеет место на стадии первой сигнальной системы, когда внешнее раздражение вызывает определенный постоянный импульс. Возникновение речи и образование языка ведет к переходу от непосредственного к речевому единству человека и природы.
2) переход к охоте в
процессе совершенствования
Экономической основой жизни человеческого общества в верхнем палеолите (40— 15 тыс. лет назад) была охота на крупных животных. Став охотником, человек вступил на путь разрыва с природой. Теперь его отношения с ней стали чреваты опасностью локальных и региональных кризисов, приводивших к гибели отдельных культур.
Люди увеличивались в числе очень быстро. И чем больше палеолитических людей хотело есть, тем больше они уничтожали животных, тем больше разрушали естественные биоценозы. Поэтому антропогенный результат охотничьего хозяйства приводил к разрушению эволюционно сложившихся связей между видовыми группами животных, нарушая их традиционно сложившиеся взаимоотношения, и способствовал вымиранию видов, служивших основной пищей палеолитическому человеку. В результате к концу верхнепалеолитического времени, человечество столкнулось с резко выраженным разреживанием, а затем и исчезновением тех видов животных, которые на протяжении многих тысячелетий служили ему пищей. Хронологический рубеж этой первой в истории человечества драмы XII-Х тысячелетия до н.э., она обусловила первый экологический кризис в истории человечества.
В своем мышлении человек продолжал целостно воспринимать мир, а себя — как часть природы. Первобытные народы ближе к природе за счет мистических связей с ней, которые очевидны для этих народов.
Ощущение единства с природой у первобытных народов объяснялось таинственной мистической силой. Природа, окружающая определенную группу, племя или группу племен, фигурирует в их представлениях не как объект, не как система объектов или явлений, управляемых определенными законами, согласно правилам логического мышления, а как подвижная совокупность мистических взаимодействий.
Связывал человека с природой и тотемизм (тотем означает веру в происхождение данной группы людей от какого-то определенного животного или растения). Для человека тотемного периода живое не может быть просто жертвой. Между тотемической группой и ее тотемом существовало полное взаимодействие.
Среди первобытных верований, наряду с тотемизмом, можно выделить фетишизм — веру в сверхъестественную силу природных или искусственных предметов; анимизм — веру в наличие души у животных; обожествление предков и т.п. Человек реально постепенно отходил от единства с природой, но тянулся к ней в своем сознании.
3) переход в результате
неолитической революции к
с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство (строительство ирригационных сооружений, вырубка под пашни лесов, селекционная деятельность и т.д.) имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявляется различие общества и природы.
Одомашнивание животных, переход от охоты к сельскому хозяйству (выращивание растений и животных) и оседлому образу жизни (строительство свайных жилищ) получило название неолитической революции (неолит 9—6 тыс. лет назад). Хозяйство из охотничье-собирательного превратилось в производящее.
Древнейшие цивилизации гибли не только от нашествия завоевателей, но и от собственных экологических трудностей, с которыми не могли справиться. Господство мифологической культуры сдерживало преобразовательную деятельность человека, но, конечно, не могло уберечь от экологических кризисов.
Неолитическая революция сделала возможным переход от «варварства» к цивилизации, но даже и на этой стадии остается в форме мифологического единства представление о кровном родстве человека с живыми существами, от которых он себя производит.
Ранняя мифология вытекает из культа природы и развивает его, обожествляя землю, воду, плодородие и т.п., но затем начинает отражать реально растущее отчуждение человека от природы. Причем соотношение этих двух тенденций неодинаково в различных культурах.
Становление и развитие человеческого
общества сопровождалось локальными и
региональными экологическими кризисами
Противоречие между человеком и природой нарастало главным образом в сельскохозяйственной сфере. Новым фактором обострения экологического положения стало развитие капиталистического способа производства и индустриализации
4) переход в результате
промышленной революции к
В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира.
В эпоху Возрождения —
период расцвета культуры и прежде
всего искусства — взгляды
на взаимоотношения природы и
общества на короткий период становятся
иными. Природа рассматривается
как источник красоты, радости и
вдохновения и
5) переход к главенству
производства информации и
Начало следующего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. Гигантски возрастает объем материального производства, быстрыми темпами растут производительные силы. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия начинает хищнически эксплуатировать не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа выступают как антагонистические противоположности, причем человек воспринимал себя в роли господина, царя природы, а природу - как мастерскую и неисчерпаемый источник богатств.
Своего апогея этот процесс достиг в эпоху научно-технической революции, показавшую ограниченность человеческих попыток неразумного, произвольного преобразования природы.
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая — потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.
Использование природной среды и его последствия
Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. Человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено ⅔ лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных, растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это — загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.
Загрязнением окружающей
природной среды считается
Антропогенное загрязнение окружающей среды подразделяется на несколько видов. Это пылевое, газовое, химическое (в том числе загрязнение почвы химикатами), ароматическое, тепловое, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности водных животных. Источником загрязнения окружающей природной среды выступает хозяйственная деятельность человека (промышленность, сельское хозяйство, транспорт). В зависимости от региона доля того или иного источника загрязнения может значительно колебаться. Так, в городах наибольший удельный вес от загрязнения дает транспорт. Его доля в загрязнении окружающей среды составляет 70—80 %. Среди промышленных предприятий наиболее «грязными» считаются металлургические предприятия.