Общая экология

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:40, контрольная работа

Описание работы

Природные ресурсы (естественные) — это природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов. К природным ресурсам относят в настоящее время полезные ископаемые, почву, растительность и животный мир, атмосферный воздух, воду, климат, солнечную и космическую радиацию.

Работа содержит 1 файл

Контр раб по экологии.doc

— 312.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

      Государственное образовательное учреждение                                      высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»

Институт природных ресурсов

Кафедра геоэкологии и геохимии

Специальность: 020804 «Геоэкология»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по экологии

 

 

 

 

                                                                                              

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнил:

                                                                                                            студент группы  з-2600

                                                                                                                А.В. Шумкова    

                                                                                                               

                                                                                                                Проверил:

                                                                                                                преподаватель

                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

                                                                     

2012

Ответы на контрольные вопросы

 

2.Понятие природных ресурсов. Их особенность и классификация по признаку возобновимости.

 

Природные ресурсы (естественные) — это природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов. К природным ресурсам относят в настоящее время полезные ископаемые, почву, растительность и животный мир, атмосферный воздух, воду, климат, солнечную и космическую радиацию.

Совокупность природных ресурсов и природных условий жизни общества, используемую в настоящее время или которая может быть использована в обозримом будущем, называют природными благами.

Природные ресурсы классифицируют: по их  использованию (производственные, здравоохранительные, научные, эстетические и т. д.); по принадлежности к тем или иным компонентам природы (минеральные, земельные, лесные, водные, энергетические и др.). По характеру воздействия человека природные ресурсы обычно делят на две категории: исчерпаемые и неисчерпаемые.

 Исчерпаемые природные ресурсы, в свою очередь, подразделяются на невозобновимые, относительно возобновимые и возобновимые. К невозобновимым природным ресурсам относятся богатства недр (полезные ископаемые), так как после их добычи и использования они не могут стать тем, чем были раньше, а условия на Земле сегодня для их возникновения или восстановления практически отсутствуют. Почва является относительно возобновимым природным ресурсом, так как только при грамотном ее использовании сохраняется плодородие, способность получения высоких урожаев возделываемых культур. К  возобновимым природным ресурсам относят растительный и животный мир. Они по мере использования могут восстанавливаться. Так, вместо использованных человеком растений и животных нарождаются новые.

 

12. Почему реки Сибири не промерзают до дна?

 

К числу многих свойств, которыми обладает вода, относится ее способность расширяться при переходе из жидкого состояния в твердое — в лед.

Лед легче воды потому, что молекулы его расположены менее плотно, чем молекулы воды. Будь он тяжелее воды, он бы тонул. Тогда реки и озера промерзали бы до дна, а все живое в них погибало. В некоторых особенно холодных районах Земли, например на севере Сибири, небольшие реки промерзают до дна. Но это не значит, что они совершенно замирают до весны: речная вода медленно сочится под слоем льда в порах донных отложений. При подъеме уровня воды в реке, скованной льдом, вода вытекает иногда на ее поверхность и образует наледи. В быстро текущих реках вода местами переохлаждается на несколько сотых долей градуса ниже нуля, и тогда в ней образуется внутриводный лед. Он осаждается на дно в местах, где течение замедленно, и создает на реке заторы, закупоривает фильтры в трубах водозаборных сооружений и уменьшает напор воды у гидроэлектростанций.

Замерзание среднесибирских рек происходит весьма своеобразно. Лед сначала образуется не на поверхности воды, а на дне на переохлажденной гальке, а затем поднимается к поверхности. Ледостав на реках наступает в октябре, а на южных реках – в начале ноября. Мощность льда на реках достигает 1-3 метра. Мелкие реки промерзают до дна.

 

 

22. Что можно сказать о последствиях парникового эффекта?

 

1. Если температура на Земле будет продолжать повышаться, это  окажет

серьезнейшее воздействие на мировой климат.

2. В тропиках будет выпадать больше осадков, так  как  дополнительное

тепло повысит содержание водяного пара в воздухе.

3. В  засушливых  районах  дожди  станут  еще  более  редкими  и  они

превратятся в пустыни  в  результате  чего  людям  и  животным  придется  их

покинуть.

4. Температура морей  также  повысится,  что  приведет  к  затоплению

низинных областей побережья и к увеличению числа сильных штормов.

5. Повышение температуры на Земле может вызвать поднятие уровня  моря

так как:

а)  вода,  нагреваясь  становится  менее   плотной   и   расширяется,

расширение морской воды приведет к общему повышению уровня моря;

б) повышение температуры может  растопить  часть  многолетних  льдов,

покрывающих некоторые районы суши, например, Антарктиду или  высокие  горные цепи.

              Образовавшаяся вода в  конечном  итоге  стечет  в  моря,  повысив  их уровень. Следует, однако, заметить, что таяние льда, плавающего в морях,  не вызовет повышение уровня моря. Ледяной  покров  Арктики  представляет  собой огромный слой плавучего льда. Подобно  Антарктиде,  Арктика  также  окружена множеством айсбергов.

              Климатологи   подсчитали,   что   если   растают    гренландские    и

антарктические ледники, уровень Мирового океана повысится на 70-80 м.

6. Сократятся жилые земли.

7. Нарушится водосолевой баланс океанов.

8. Изменятся траектории движения циклонов и антициклонов.

9. Если температура на Земле повысится,  многие  животные  не  смогут

адаптироваться к  климатическим  изменениям.  Многие  растения  погибнут  от недостатка влаги и животным придется переселиться в другие  места  в  поисках пищи и воды. Если повышение температуры приведет к гибели  многих  растений, то вслед за ними вымрут и многие виды животных.

              Кроме  отрицательных  последствий   глобального   потепления,   можно отметить несколько  положительных.  На  первый  взгляд  более  теплый  климат представляется благом,  так  как  могут  уменьшиться  счета  за  отопление  и увеличение продолжительности  вегетационного  сезона  в  средних  и  высоких широтах.   Увеличение   концентрации   диоксида   углерода   может   ускорить фотосинтез.

       Однако, потенциальный выигрыш  в  урожайности  может  быть  уничтожен ущербом от болезней,  вызванных  вредными  насекомыми,  поскольку  повышение температуры ускорит их размножение.  Почвы  в  некоторых  областях  окажутся малопригодными  для  выращивания  основных  культур.  Глобальное  потепление ускорило бы, вероятно,  разложение  органического  вещества  в  почвах,  что привело бы к дополнительному поступлению в  атмосферу  диоксида  углерода  и метана и ускорило парниковый эффект.

 

 

32. Характерные признаки демографического взрыва и демографического перехода к стабилизации населения?

 

Демографическим переходом принято называть смену типов воспроизводства населения, т.е. демографический переход — это исторический процесс перехода от экстенсивного типа воспроизводства населения с высокими уровнями смертности и рождаемости к интенсивному типу воспроизводства населения с низкими уровнями смертности и рождаемости. Долговременные социально - экономические процессы отражаются на демографических параметрах, механизм медленного изменения которых связан с изменением установок и норм демографического поведения, действующим от поколения к поколению. В течение перехода обнаруживается разнообразие в демографическом поведении различных поколений и групп населения.

Для того чтобы понять и правильно объяснить такое демографическое явление как демографический переход, необходимо для начала выделить факторы его обуславливающие. Исходя из определения демографического перехода, можно понять, что он зависит, прежде всего, от типа воспроизводства населения, который в свою очередь зависит от социально-экономического развития общества на определенный исторический период.

 

 

 

 

 

 

Схема демографического перехода

 

 

Источник: Рунова Т.Г. Демография

                       Фаза 1 на этом рисунке соответствует традиционному крестьянскому типу воспроизводства с предельно высокими уровнями рождаемости и смертности, что определяет низкие темпы роста населения, численность которого меняется медленно, т.к. высокая рождаемость едва восполняет потери от высокой смертности — детской и преждевременной взрослой. Эта фаза характеризуется как фаза «примитивной» стабильности в росте населения.

                       Фаза 2 соответствует началу перехода от традиционного к современному типу воспроизводства, когда с развитием промышленности население переезжает в города, где на базе успехов медицины, улучшения санитарно — бытовых и экономических условий жизни резко сокращается ранняя смертность и увеличивается продолжительность жизни. Вместе с тем в городах  ещё сохраняются традиции многодетной семьи. Большая доля населения сохраняется и на селе, куда тоже доходят успехи медицины, преодолевшей смертность от эпидемических болезней. Наступает фаза наиболее высоких темпов роста населения при сохранении высокой рождаемости и уже сниженной смертности населения, которая определя­ется как демографическая революция.

                       Фаза 3 показывает процесс постепенного снижения темпов рос­та населения на этапе зрелого промышленного развития, когда большин­ство населения проживает уже в городах, семья всё активнее переходит на малодетную модель, которая, возникнув в городских обеспеченных семь­ях, постепенно распространяется на бедные и на сельские слои населения. Поэтому на этой фазе рождаемость начинает резко падать, а снижение смертности тормозиться уровнем, достигнутым медициной и социально-экономическими условиями. Более того, смертность может увеличиваться, так как растёт доля старого населения с его физиологически обусловлен­ным повышенным уровнем смертности. Это фаза затухания демографи­ческой революции и снижения темпов роста населения.

                       Фаза 4 отражает формирование нового — современного типа воспроизводства населения с низкими уровнями рождаемости и смертности, сохранением жизни и высокой её продолжительностью для всех появив­шихся поколений и низкими темпами общего роста населения из-за сближенных между собой показателей рождаемости и смертности. В ряде слу­чаев рождаемость падает ниже достигнутого уровня смертности, который имеет естественные предельные показатели. Это фаза «современной стабильности», прекращающая быстрый рост населения на основе саморегуляции рождаемости.

 

Первый демографический переход

 

В чем заключались основные особенности демографического перехода в России.

Первая — это высокая скорость изменения модели воспроизводства. Исходное, предпереходное состояние воспроизводства характеризовалось очень высоким уровнем смертности, прежде всего детской (326 ‰), т.е. треть родившихся умирала не дожив до года. До 15-ти летнего возраста не доживало более половины детей. Ожидаемая продолжительность жизни составляла 29 лет для мужчин и 31 год для женщин. Кроме того, было характерно очень раннее вступление в брак, более половина их заключалось в возрасте до 20 лет. В начале ХХ века, каждым 100 россиянкам необходимо было родить 530 детей, чтобы обеспечить простое замещение поколение, тогда как спустя всего 50 лет — не более 213.

Вторая — слабая выраженность демографического взрыва, в результате одновременного снижения рождаемости и смертности. Падение рождаемости было следствием быстрой урбанизации. В начале века доля городского населения в Росси составляла 12%, а в конце 1960-х годов достигла 70%. Одновременно свои плоды дала эпидемиологическая борьба, вакцинация детей, распространение медицинского обслуживания и т.д.

Третье — политические, социальные и военные катаклизмы ХХ века лишили Россию демографического выигрыша, который приносит большинству стран демографический переход. Они просто "поглотили"  человеческие ресурсы. В результате, когда страна вышла из полосы катастроф, потенциал демографического роста был уже практически исчерпан.

Сегодня Россия находится на той же стадии демографического развития, что и большинство развитых стран и основной моделью служит суженное воспроизводства населения, на фоне его сильного постарения. Рост численности населения страны возможен лишь за счет миграций.

Второй демографический переход

Какие признаки второго демографического перехода мы наблюдаем в России?

С середины 1980-х годов наблюдается резкое увеличение внебрачной рождаемости, которая может свидетельствовать о росте числа нерегистрируемых браков.

С того же времени наблюдается сокращение числа абортов в возрасте 15-49 лет, особенно в молодых возрастах.

С 1991 г. сокращается число рождений в молодых возрастах — 15-19 лет, что отчетливо свидетельствует о формирование новой возрастной структуры рождаемости.

Сокращение числа семей, желающих иметь двух и более детей. Фактически, ситуация с рождение второго ребенка вернулась к состоянию 1970 г. Из этого не следует, что на нее оказывает влияние современный экономический кризис. Скорее, это результат распространения "западной" модели демографического поведения и следствие роста карьерных устремлений женщин.

Информация о работе Общая экология