Общая характеристика земельного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:15, реферат

Описание работы

Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей.
Россия обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и эти богатства её земли. На всемирной выставке в Париже наши земли богатые чернозёмом были признаны эталоном почвы.

Содержание

Введение.
Понятия и классификация источников земельного права-----------------4
Конституционные основы правового регулирования земельных отношений---------------------------------------------------------------------------6
Федеральное земельное законодательство------------------------------------9
Понятие земельного кадастра---------------------------------------------------15
Землеустройство-------------------------------------------------------------------19

Заключение.--------------------------------------------------------------------------22
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика земельного законодательства.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования российской федерации.

  Омский  государственный технический университет.

  Кафедра: «Основы экономической теории» 
 
 
 
 
 
 

       Реферат

  по  предмету: Правоведение.

Тема: «Общая характеристика земельного законодательства». 
 
 
 

                       Выполнил: студент ІІІ курса

                      ФЭУ гр. МУ-321

                    Матузко А.В

                Проверил: Звиряка Владимир Никитович 

Омск-2003

 
 
 

  Содержание. 
 

  Введение. 

  1. Понятия и  классификация источников земельного права-----------------4
  2. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений---------------------------------------------------------------------------6
  3. Федеральное земельное законодательство------------------------------------9
  4. Понятие земельного кадастра---------------------------------------------------15
  5. Землеустройство-------------------------------------------------------------------19
 

  Заключение.--------------------------------------------------------------------------22

  Список  литературы. 

 

     Введение. 

    Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей.

      Россия обладает уникальными  богатствами, созданными самой  природой, и эти богатства её  земли. На всемирной выставке  в Париже наши земли богатые  чернозёмом были признаны эталоном  почвы.

    Проблема  совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон полярны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений.

    В настоящее время практически  во всём мире с каждым годом наблюдается  постепенное глобальное ухудшение  состояния окружающей природной среды. Особенно ярко это проявляется в нашей стране так как, и уровень технического развития оставляет желать лучшего, и степень защищённости предприятий никуда не годится. Это происходит под воздействием различных факторов, в основном это обусловленная жизненной необходимостью всёвозрастающая активная деятельность человека по приспосабливанию окружающей среды для себя и своих нужд. И всё это приводит к необходимости принятия мер по сохранению, как самих земель, так и их ценных качеств.

 

1. Понятия и классификация  источников земельного  права.  

       К источникам земельного права в части  норм, регулирующих земельные отношения, относятся также нормативные  акты, образующие систему других подотраслей  экологического законодательства. Так, источником земельного права являются, Лесной кодекс РФ в той части его положений, которые определяют правовой режим земель лесного фонда, Закон «О животном мире» в части положений, которые определяют правовой режим среды обитания животных.

       Вторую  группу источников земельного права образуют нормативные договоры. Наиболее распространенным и широко известным видом договоров являются договоры между РФ и отдельными субъектами РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. Такие договоры носят комплексный характер, и земельные вопросы затрагиваются лишь в самом общем плане. К примеру, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы передает в ведение органов государственной власти г. Москвы предоставление земельных участков, находящихся в собственности Москвы, органам государственной власти РФ, представительствам субъектов РФ, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ.

       Договор о разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти Республики Коми не выделяет земельные  отношения в качестве отдельного вопроса, а регулирует их в совокупности с другими экологическими отношениями. Здесь предусмотрено, что органы государственной власти Республики Коми по согласованию с органами исполнительной власти РФ в целях реализации предусмотренного Конституцией РФ совместного ведения РФ и республики Коми в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами определяют порядок пользования природными ресурсами и их охраны.

       Договоры  подписываются Президентом РФ, с  одной стороны, и главой исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, с другой. Земельные отношения, однако, более детально могут регулироваться в соглашениях, заключаемых в развитие договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и соответствующими субъектами РФ. Соглашения подписываются главами исполнительной власти Федерации и субъекта Федерации и признаются неотъемлемой часть договоров.

       К примеру, 18 марта 1998 г. было заключено  соглашение между Правительством РФ и администрацией Красноярского  края о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на территории Красноярского края. Данное соглашение разграничивает объекты на федеральные и. находящиеся в собственности Красноярского края, определяет порядок закрепления земельных участков за РФ и др.

       Единую  систему земельного законодательства составляют нормативные правовые акты субъектов РФ, многие из которых  уже приняли основополагающие законы, комплексно регулирующие земельные  отношения. 
 
 
 
 
 
 

 

2. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений.  

       Конституция РФ выступает в качестве основополагающего  источника практически всех отраслей права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Кроме федеральной, в пределах соответствующих юрисдикции действуют 21 конституция республик. Предусматривается принятие уставов другими субъектами РФ.

       Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно регулирующих земельные  отношения. Заметное место в Конституции занимают вопросы собственности на землю (ст. 8, 9 и 36).

       Статья 8 Конституции содержит своего рода перечень форм собственности, которые  признаются и защищаются в РФ. Этот перечень не законченный, и помимо частной, государственной и муниципальной допускается существование иных форм собственности. Конституция не уточняет, каких, и этот перечень дополняется практикой. К примеру, собственность общественных организаций, создаваемых в соответствии с Законом об общественных объединениях, определяется при регистрации как общественная. Данное положение ст. 8 Конституции прямо связано с ч. 2 ст. 9, которая распространяет данный перечень форм собственности на землю и другие природные ресурсы. В ней провозглашено: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

       Статья 36 Конституции подтверждает возможность  иметь в частной собственности  землю и уточняет субъектный состав: земля может находиться в частной  собственности граждан и их объединений. На основе этой статьи можно говорить о существовании двух видов частной собственности: частной•собственности физических и юридических лиц. Частью второй этой же статьи закрепляется право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей, которое, однако, может быть реализовано в той мере, в какой оно не будет наносить экологического ущерба, а также нарушать права и законные интересы иных лиц. Таким образом, здесь отражен принцип приоритета общественных интересов перед частными. Часть третья ст. 36 устанавливает процессуальные требования, предусматривая, что условия и порядок пользования землей, находящейся в частной собственности, определяется на основе федерального закона.

       Правильное  толкование данной статьи важно, так  как речь идет о распределении нормотворческих полномочий. Практически важно знать, обладает ли Федеральное Собрание РФ исключительным правом регулирования в данной области, или это право принадлежит всем субъектам, обладающим нормотворческими полномочиями (Президенту РФ, Правительству РФ), которые, однако, должны определять порядок пользования землей на основе принятого федерального закона по этому вопросу. Данное положение Конституции получило известность в связи с принятием Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», подвергшегося критике, в том числе за нарушение Конституции.

       В качестве конституционной основы правового  регулирования земельных отношений  выступает ст. 42, провозгласившая  право граждан на благоприятную  окружающую среду и другие экологические права. Учитывая, что земля является составной частью окружающей среды, действие данной статьи распространяется и на земельные отношения. Государство, в свою очередь, обязано обеспечить защиту данного права, поддерживая благоприятное качество земель, предоставляя имеющуюся достоверную информацию об их состоянии, и обеспечивая возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан или их имуществу земельным правонарушением. Право граждан на благоприятную окружающую среду дополняется обязанностью каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, провозглашенной ст. 58 Конституции. Данное конституционное положение закрепляет возможность определять обязанности граждан в области охраны земель и обеспечения рационального землепользования.

       В ст. 71 и 72 Конституции РФ определены соответственно сферы ведения РФ и совместного ведения РФ и  субъектов РФ. Преимущественно регулирование  земельных отношений относится  к области совместного ведения, а за РФ остается право управления федеральной собственностью, в том числе земельной.

       При всей кажущейся ясности, некоторые  положения этих статей, касающиеся земельных вопросов, вызывают споры. К примеру, ст. 71  передает в ведение  РФ гражданское законодательство, а ст. 72 — земельное. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 130) земля — недвижимое имущество, регулирование отношений по поводу которого осуществляется в рамках гражданского законодательства (ст. 2). Если исходить из такой теоретической позиции, то субъекты РФ не могут регулировать вопросы собственности на землю и другие имущественные земельные отношения. На практике же происходит иначе, и субъекты РФ как в своих основных законах (конституциях, уставах), так и в законодательстве, регулирующем земельные отношения, обращаются к вопросам собственности. Думается, что такие действия субъектов РФ выходят за рамки конституционных полномочий. Положение меняется, если считать, что к земельным относятся все отношения, включая отношения собственности, которые соответственно входят в сферу совместного ведения, и земельное законодательство субъектов РФ по вопросам собственности на землю имеет право на существование. 
 
 
 
 

3. Федеральное земельное  законодательство. 

       Федеральное земельное законодательство в широком смысле слова образуют законы и подзаконные нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне. К федеральному земельному законодательству относятся также указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения.

       Федеральное земельное законодательство развивается достаточно интенсивно, отражая и закрепляя политику государства по реформированию земельных отношений. Уже перестали действовать некоторые федеральные законы, принятые в первые годы политических преобразований в России — Законы о земельной реформе (1990), о собственности в РСФСР (1990). Отменен Земельный кодекс РСФСР (1991). Сейчас принят новый Земельный кодекс РФ (2001) После принятия Конституции РФ в 1993 г. и в несколько изменившихся политических условиях происходит дальнейший рост числа земельных законов и подзаконных нормативных правовых актов.

       Важное  место по значимости в системе  земельного законодательства п занимает Земельный кодекс РФ, принятый Государственной  Думой РФ 28 сентября 2001 г

Информация о работе Общая характеристика земельного законодательства