Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:09, реферат
История возникновения и развития экологических представлений людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об окружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида.
Процесс становления трудовой и общественной организации первобытных людей, развитие их умственной и коллективной деятельности создавали основу для осознания не только самого факта своего существования, но и для все большего понимания зависимости этого существования как от условий внутри своей общественной организации, так и от внешних природных условий. Опыт наших далеких предков постоянно обогащался и передавался из поколения в поколение, помогая человеку в его повседневной борьбе за жизнь.
История возникновения и развития экологических представлений людей.
2. Теория Анаксагора
3.Утверждение Лукреция Карта.
4.Кника Страбона.
5.Сочинение Плиния.
6.Труды Чарльза Дарвина.
7.Работа Эрнста Геккеля.
8.Схема.
Российский Государственный Социальный Университет
Фсу
Кафедра
уп, архивоведение и
Реферат
по дисциплине «Социальная экология»
Тема: «Развитие
экологических представлений людей с
древнейших времен до наших дней»
и природопользования
Кириллов Николай Петрович
РГСУ
Москва,2011
Содержани
2.
Теория Анаксагора
3.Утверждение
Лукреция Карта.
4.Кника Страбона.
5.Сочинение Плиния.
6.Труды Чарльза
Дарвина.
7.Работа Эрнста
Геккеля.
8.Схема.
История возникновения и развития экологических представлений людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об окружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида.
Процесс становления трудовой и общественной организации первобытных людей, развитие их умственной и коллективной деятельности создавали основу для осознания не только самого факта своего существования, но и для все большего понимания зависимости этого существования как от условий внутри своей общественной организации, так и от внешних природных условий. Опыт наших далеких предков постоянно обогащался и передавался из поколения в поколение, помогая человеку в его повседневной борьбе за жизнь.
Образ жизни первобытного человека давал ему сведения и о животных, на которых он охотился, и о пригодности или непригодности собираемых им плодов. Уже полмиллиона лет назад предки человека имели немало сведений о пище, которую они добывали собирательством и охотой. Тогда же началось использование природных источников огня для приготовления пищи, потребительские качества которой в условиях термической обработки существенно улучшались.
Постепенно человечество
накапливало сведения о свойствах
различных природных
Примерно 150 тыс. лет назад люди сами научились разводить огонь, оборудовать примитивные жилища, освоили способы защиты от непогоды и врагов. Благодаря этим познаниям человек смог значительно расширить области своего обитания.
Начиная с 8-го тысячелетия до н. э. в Передней Азии начинают практиковаться различные методы обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур. В странах Средней Европы такого рода аграрная революция произошла в 6-2-м, тысячелетиях до н.э. В результате большое количество людей перешло к оседлому образу жизни, при котором возникла настоятельная необходимость в более глубоких наблюдениях за климатом, в умении предсказывать смену времен года и изменения погоды. К этому же времени относится и открытие людьми зависимости погодных явлений от астрономических циклов.
Осознание своей зависимости от природы, теснейшей связи с ней играло важную роль в формировании сознания первобытного и древнего человека, преломляясь в анимизме, тотемизме, магии, мифологических представлениях. Несовершенство средств и способов познания действительности подтолкнуло людей к созданию особого, более понятного, объяснимого и предсказуемого, с их точки зрения, мира сверхъестественных сил, выступающего в качестве своеобразного посредника между человеком и реальным миром. Сверхъестественные сущности, антропоморфизируемые первобытными людьми, помимо черт своих непосредственных носителей (растений, животных, неодушевленных предметов) наделялись чертами человеческого характера, им приписывались особенности человеческого поведения. Это давало основания для переживания первобытными людьми своего родства с окружающей их природой, чувства «сопричастности» к ней.
Первые попытки упорядочить процесс познания природы, поставив его на научную основу, стали предприниматься уже в эпоху ранних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая. Накопление эмпирических данных о протекании различных природных процессов, с одной стороны, и развитие систем счета и совершенствование измерительных процедур, с другой - позволили со все более высокой точностью предсказывать наступление тех или иных природных катаклизмов (затмений, извержений, разливов рек, засух и др.), поставить на строгую плановую основу процесс сельскохозяйственного производства. Расширение объема знаний свойств различных природных материалов, а также установление некоторых ключевых физических закономерностей дали возможность архитекторам древности достичь совершенства в искусстве создания жилых строении, дворцов, храмов, а также строении хозяйственного назначения. Монополия на знания позволяла правителям древних государств держать в повиновении массы людей, демонстрировать способность «управлять» неведомыми и непредсказуемыми силами природы. Нетрудно видеть, что на данном этапе изучение природы имело четко выраженную утилитарную направленность.
Наибольший прогресс
в развитии научных представлений
о действительности пришелся на эпоху
античности (VIII в. до н.э -V в. н.э.). С ее
началом наметился отход от утилитаризма
в познании природы. Это нашло свое выражение,
в частности, в появлении новых направлений
ее изучения, не ориентированных на получение
непосредственной материальной выгоды.
На первый план стало выходить стремление
людей к воссозданию непротиворечивой
картины мира и осознанию своего места
в нем.
Особый интерес
мыслители Древней Греции и Рима
проявляли к вопросам происхождения
и развития жизни на Земле, а также
к выявлению связей предметов и явлений
окружающего мира. Так, древнегреческий
философ, математик и астроном Анаксагор
(ок. 500-428 гг. до н.э.) выдвинул одну из первых
теорий происхождения известного на тот
момент мира и населяющих его живых существ.
Согласно его представлениям основу существования
реального мира составляет соединение
неисчислимого множества бесконечно малых
его элементов, «семян вещей». Будучи изначально
в беспорядке, они образовывали хаос.
Однако впоследствии мировой «ум» привел
их в движение и упорядочил таким образом,
что неоднородные элементы отделились
друг от друга, а однородные - сцепились
между собой, образовав землю и вещи. Причем
наиболее тонкие, светлые, сухие и теплые
элементы оттеснились наружу и образовали
эфир, а плотные, темные, влажные и холодные
собрались к центру и образовали воздух,
воду и землю. Высохнув и отвердев, земля
стала колыбелью жизни: ее поверхность
была оплодотворена семенами, занесенными
туда из воздушной сферы дождями. В результате
на свет появились растения, а уже следом
за ними пришли животные.
Римский поэт и
философ Лукреций
Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.) вслед за своим
духовным учителем, древнегреческим философом
Эпикуром (ок. 342-270 гг. до н.э.), утверждал,
что природой управляют определенные
законы, познание которых призвано избавить
людей от страха перед смертью, богами
и силами природы и открыть дорогу к счастью
и блаженству. Он оставил после себя незавершенную
поэму «О природе вещей», в которой, в частности,
изложил естественную историю происхождения
и развития человеческого рода. Рост могущества
человека Лукреций связывал с развитием
у него особых механизмов приспособления
к условиям существования, делающим людей
более конкурентоспособными по сравнению
с другими разновидностями живых существ
(ранее сходные мысли высказывал Эмпедокл).
Основой мировоззрения Лукреция был своеобразный
эпикурейский атомизм, согласно которому
все сущее в мире составлено из одних и
тех же мельчайших частиц - атомов. Все
складывается из них и со временем распадается
на них. Атомы, необходимые живому организму
для поддержания существования, черпаются
им из внешней среды, в то же время ненужные
либо утратившие связь с другими частицами
отторгаются вовне.
Древнегреческий
географ, геолог и историкСтрабон
(ок. 64-24 гг. до н.э.) написал 17-томную «Географию»,
содержащую ценные сведения из области
геологии, физической географии, этнографии,
зоологии и ботаники. Как геолог Страбон
предвосхитил споры «вулканистов» и «нептунистов»,
допуская, что поверхность Земли формировалась
под влиянием обоих факторов динамической
геологии - воды и подземного жара. Он интерпретировал
ископаемые раковины моллюсков как окаменелые
остатки древнейшей морской фауны, оказавшиеся
на суше в результате поднятия соответствующих
участков морского дна. Страбон также
высказал предположение, что за Атлантическим
океаном, на западе существует неизвестный
материк, возможно, населенный другими,
не похожими на европейцев, людьми. Он
также придерживался интересной точки
зрения, согласно которой к цивилизации
могут приобщиться лишь люди, проживающие
на территории с теплым или умеренным
климатом, обосновывая это тем, что в условиях
низких температур жизнь вынуждена собираться
вокруг костров, требующих непрерывного
поддержания огня.
Римский натуралист Плиний (23-79 гг. н.э.) составил 37-томное сочинение «Естественная история», своеобразную энциклопедию естествознания, в которой изложил сведения по астрономии, географии, этнографии, метеорологии, зоологии и ботанике. Описав большое количество растений и животных, он также указал места их произрастания и обитания. Определенный интерес представляет предпринятая Плинием попытка сравнения человека и животных. Он обратил внимание на то, что у животных в жизни доминирует инстинкт, а человек всё (в том числе умение ходить и говорить) приобретает путем выучки, через подражание, а также посредством сознательного опыта.
Начавшийся во второй половине II в. упадок древнеримской цивилизации, ее последующее крушение под напором варваров и, наконец, установление практически на всей территории Европы господства догматического христианства привели к тому, что науки о природе и человеке в течение многих веков переживали состояние глубокой стагнации, не получая практически никакого развития.
Положение вещей изменилось с наступлением эпохи Возрождения, о приближении которой возвестили труды таких выдающихся средневековых ученых, как Альберт Великий и Роджер Бэкон.
Особую роль
в становлении экологии сыграли
труды английского
В 1866 г. немецкий
зоолог-эволюционистЭрнст
Геккель (1834-1919) в своей работе «Общая
морфология организмов» предложил весь
круг вопросов, связанных с проблемой
борьбы за существование и влияния на
живые существа комплекса физических
и биотических условий, назвать термином
«экология». В своей речи «О пути развития
и задаче зоологии», произнесенной в 1869
г., Геккель определил предмет новой отрасли
знания следующим образом: «Под
экологией мы подразумеваем
науку об экономии, домашнем
быте животных организмов.
Она исследует общие
отношения животных
как к их неорганической,
так и к их органической
среде, их дружественные
и враждебные отношения
к другим животным и
растениям, с которыми
они вступают в прямые
или непрямые контакты,
или, одним словом, все
те запутанные взаимоотношения,
которые Дарвин условно
обозначил как борьбу
за существование». Следует отметить,
однако, что предложение Геккеля несколько
опередило его время: прошло более полувека,
прежде чем слово «экология» прочно вошло
в научный обиход как обозначение новой
самостоятельной отрасли научного знания.
В течение второй половины XIX в. сложилось
несколько крупных, относительно автономно
развивающихся направлений экологических
исследований, своеобразие каждого из
которых определялось наличием у него
специфического объекта изучения. К таковым
с известной долей условности можно отнести
экологию растений, экологию животных,
экологию человека и геоэкологию.
Информация о работе Нравственный аспект взаимоотношений человека общества и природы