Нормативно-законодательная база энергосбережения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:00, реферат

Описание работы

Нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных механизмов повышения эффективности использования ТЭР, и в Республики Беларусь она создана. В её основе лежит Закон Республики Беларусь "Об энергосбережении". В развитие его правительством и другими республиканскими органами управления принято более 35 нормативно- технических документов, регулирующих деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию ТЭР и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики

Работа содержит 1 файл

Энергосбережение.docx

— 18.73 Кб (Скачать)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛРАУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Реферат на тему:

«Нормативно-законодательная база энергосбережения» 
 
 

                    Подготовила :

                    студентка 2-ого курса гр. 1011314

                   Челевич Е.И.

                           Проверил:

                        Коноплич В.А. 
               
               
               

Пинск -2011-

Основные  положения нормативно-правовой базы энергопотребления  и энергосбережения

Законодательные акты Республики Беларусь по вопросам энергосбережения: 

1. Закон Республики  Беларусь  от 15 июля 1998 г. N 190-З «Об  энергосбережении» (в ред. Закона  Республики Беларусь от 20.07.2006 N 162-З). 

2. Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 2 февраля 2006 г. N 137 «О  Республиканской программе энергосбережения  на 2006 - 2010 годы». 

3. Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 23 февраля 2006 г. N 255 «О  мероприятиях по выполнению в  2006 году государственной комплексной  программы модернизации основных  производственных фондов белорусской  энергетической системы, энергосбережения  и увеличения доли использования  в республике собственных топливно-энергетических  ресурсов в 2006 - 2010 годах». 

4. Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 18 ноября 2005 г. N 1290 «Об  утверждении плана основных мероприятий  по реализации концепции энергетической  безопасности и повышения энергетической  независимости Республики Беларусь». 

5. Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 11 ноября 1998 г. N 1731 «Об  утверждении положения о порядке  разработки и выполнения республиканских  отраслевых и региональных программ  энергосбережения» (в ред. постановлений  Совмина от 17.03.2004 N 302, от 16.03.2006 N 353). 

6. Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 18 октября 2004 г. N 1301 «Об  утверждении положения о порядке  проведения экспертизы программ  и мероприятий по энергосбережению».

 

7. Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 17 мая 2005 г. N 512 «Об  утверждении перечня приоритетных  направлений фундаментальных и  прикладных научных исследований  Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы». 

8. Постановление  Министерства экономики Республики  Беларусь, Министерства энергетики  Республики Беларусь, Комитета по  энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г. N 252/45/7 «Об утверждении инструкции по определению эффективности использования средств, направляемых на выполнение энергосберегающих мероприятий». 

9. Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 30 декабря 2004 г. N 1680 «об  утверждении целевой программы  обеспечения в республике не  менее 25 процентов объема производства  электрической и тепловой энергии  за счет использования местных  видов топлива и альтернативных  источников энергии на период  до 2012 года». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  направления политики энергосбережения в  Республике Беларусь: 

 Нормативно-правовая  база энергосбережения является  одним из основных механизмов  повышения эффективности использования  ТЭР, и в Республики Беларусь  она создана. В её основе  лежит Закон Республики Беларусь "Об энергосбережении". В развитие  его правительством и другими  республиканскими органами управления  принято более 35 нормативно- технических документов, регулирующих деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию ТЭР и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики.  Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нерациональное использование ТЭР.    

Принятым в 1998 г. Законом Республики Беларусь «Об  энергосбережении» (15 июля 1998 г. № 190-3) регулируются отношения, возникающие  в процессе деятельности юридических  и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности  использования ТЭР, и установлены  правовые основы этих отношений. В нём подчёркнуто, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, и установлено, что объектами отношений в сфере энергосбережения являются физические и юридические лица (пользователи и производители ТЭР) осуществляющие следующие виды деятельности: 

-добычу, переработку,  производство, транспортировку, хранение, использование и утилизацию всех  видов ТЭР; 

- производство  и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов и материалов, а также приборов учёта, контроля, регулирования расходов ТЭР. 

- проведение  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  работ (НИОКР), экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных,  энергосберегающих и других видов  работ, связанных с повышением  эффективности использования и  экономии ТЭР; 

-реализацию  мероприятий, связанных с развитием  и применением не-.   традиционных и возобновляемых источников энергии, использование возобновляемых энергетических ресурсов; 

- информационное  обеспечение юридических и физических  лиц, подготовка кадров для  сферы энергосбережения; 

- разработку  и внедрение эффективных систем  управления энергосбережением и  средств контроля за эффективным использованием ТЭР.  

Законом определены основные принципы государственного управлении в сфере энергосбережения:   

-осуществление  государственного надзора за  рациональным использованием ТЭР;     

-разработка  государственных и межгосударственных  научно-технических, республиканских,  отраслевых и региональных программ  энергосбережения и их финансирование;  

-приведение  нормативных документов в соответствии  с требованием снижения энергоёмкости  материального производства, сферы  услуг и быта;  

-создание системы  финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР, вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия; 

-повышение уровня  самообеспечения республики местными ТЭР; 

-осуществление  государственной экспертизы энергетической  эффективности проектных решений; 

- создание и  широкое распространение экологически  чистых и безопасных энергетических  технологий, обеспечение безопасного  для населения состояния окружающей  среды в процессе использования  ТЭР; 

-реализация  демонстрационных проектов высокой  энергетической эффективности; 

-информационное  обеспечение деятельности по  энергосбережению и пропаганда  передового отечественного и  зарубежного опыта в этой области; 

- обучение производственного  персонала и населения методам  экономии топлива и энергии; 

-создание других  экономических, информационных, организационных  условий для реализации принципов  энергосбережения. 

Законом определено также, что необходимо обеспечить установление технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива, которые должны в обязательном порядке  включатся в технологические  регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические  инструкции по эксплуатации всех видов  энергопотребляющей продукции. Национальная система стандартизации, сертификации обеспечивает контроль за соответствием продукции, работ, услуг, а также ТЭР требованиям эффективного энергопотребления. Кроме того, предусмотрено проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений для определения их соответствия требованиям нормативной документации. 

В целях оценки эффективности использования ТЭР  и обеспечения их экономии предусмотрено  проведение энергетических обследований субъектов хозяйствования, расположенных  на территории Республики Беларусь, и  введена система нормирования расхода  топлива и энергии. 

Законом определены источники финансирования мероприятий  по энергосбережению. Ими являются средства: 

- республиканского  и местного бюджетов; 

- республиканского  фонда энергосбережения; 

- юридических  и физических лиц, направленных  на цели энергосбережения; 

- инновационного  фонда концерна «Белэнерго»; 

- инновационных  фондов министерств и ведомств, а также: 

-льготные кредиты; 

-инвестиции  по линии Всемирного банка; 

-другие источники. 

Для производителей и пользователей топливно-энергетических ресурсов предусмотрена система  получения льготных кредитов для  проведения энергосберегающих мероприятий, определён порядок образования  и использования фондов «Ресурсо- и энергосбережение» субъектами хозяйствования. 
 
 
 

Список  используемых источников: 

1. Основы энергосбережения: Учебное пособие /Б. И. Врублевский,  С. Н. Лебедева, А. Б. Невзорова и др.; Под ред. Б. И. Врублевского. — Гомель: ЧУП «ЦНТУ «Развитие», 2002.  

2. Охрана труда  и основы энергосбережения. Учебное  пособие для ВУЗов – Э.М.  Кравченя, Р.Н.Козел, И.П. Свирид. Мн. 2004 

3. Андрижиевский, А. А. Энергосбережение и энергетический менеджмент: учеб. пособие / А.А. Андрижиевский, В.И. Володин. -2-е изд., испр. - Мн.: Выш. шк., 2005.  
 
 

Информация о работе Нормативно-законодательная база энергосбережения