Негативное воздейстиве нефтегазодобывающей промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и оценка воздействия нефтегазодобывающего комплекса на окружающую природную среду, и предложены меры по уменьшению негативного воздействия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I Глава 1. Современное состояние проблемы загрязнения природной среды предприятиями нефтегазодобычи
1.1 Современное состояние отрасли, её значение и перспективы развития 4
1.2 Экологическая ситуация в районах широкомасштабной добычи нефти и газа 6
1.2.1 Основные источники загрязнения окружающей природной среды при нефтегазодобыче 7
1.2.2 Наиболее вредные загрязняющие вещества и их воздействие на окружающую природную среду и человека 10
II Глава 2. Современные способы ликвидации последствий негативных воздействий нефтегазодобывающего комплекса на окружающую природную среду
2.1 Способы ликвидации последствий негативных воздействий нефтегазодобывающего комплекса на окружающую природную среду 16
2.2 Учет и отчетность по охране окружающей среды 18
2.3 Правовое обеспечение охраны окружающей среды 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

курсовая. Негативное воздейстиве нефтегазодобывающей промышленности.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

       

     2.3 Правовое обеспечение охраны окружающей среды 

     Охрана  окружающей природной среды и  рациональное использование природных  ресурсов представляет собой сложную  и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке [5].

     По  своей структуре природоохранное законодательство состоит из головного (основного) закона и отраслевых законодательных актов. Основной природоохранный закон носит комплексный характер, т.е. он по своему содержанию охватывает не один или группу, а всю совокупность объектов либо всю окружающую природную среду в целом. Характерной чертой этого закона является соединение природоохранного интереса с хозяйственной деятельностью, влияющей на природную среду, экологизацию промышленной деятельности, подчинение требованиям охраны здоровья.

     Отраслевое  природоохранное законодательство имеет четырехзвенную структуру, подразделяясь на законы, правительственные постановления, нормативные акты министерств и ведомств, акты местных органов власти. Основные природоохранные законы Российской Федерации посвящены использованию и охране отдельных объектов природы.

     Основные  экологические законы и нормативно-правовые акты были разработаны и введены в действие в течение последних 10 лет.

     Источниками экологического права  являются следующие нормативно-правовые акты:

     - Конституция;

     - законы и кодексы в области охраны природы;

     - указы и распоряжения Президента  по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты;

     - нормативные акты министерств и ведомств;

     - нормативные решения органов местного самоуправления.

     Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

     3аконы  и кодексы в области охраны  окружающей природной среды составляют природноресурсную правовую основу. В их число входят законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

     Систему экологического законодательства возглавляет  Федеральный закон "Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту [6].

     Действующий закон «Об охране окружающей среды»  значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право, разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

     В области охраны водных ресурсов в  первую очередь можно отметить Водный кодекс Российской. Федерации,  утвержденный 16 ноября 1995 г. (N2 167-ФЗ). Водный кодекс Российской Федерации  регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения

     В области охраны атмосферы действует  Федеральный закон от 4 мая 1999 N2 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК, ПДВ) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ

     Для почв и земель действует Земельный  кодекс, который регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель [6]. 

     Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека в окружающую среду.

     Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при использовании объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется этим Законом. В случае аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, устанавливает компенсацию за повышенный риск проживающих  вблизи ядерных и радиационных установок в виде улучшения социально-бытовых условий.

     Основы  лесного законодательства (1997 г.) закрепляют требования, предъявляемые к ведению  лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов.

     Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995 г.). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно Закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных.

     Важнейшие экологические требования отражены также в Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и  Основах  законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993 г.).

     Указы и распоряжения  Президента, постановления Правительства затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером может служить Указ президента от 1 апреля 1996 г. о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

     Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и считаются обязательными для других физических и  юридических лиц.

     Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых поселений) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты по охране окружающей природной среды [6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     В данной курсовой работе был произведен анализ воздействия нефтегазодобывающего комплекса на окружающую природную среду, и предложены меры по уменьшению негативного воздействия.

     Важное решение - оснащение действующих буровых установок емкостными циркуляционными системами. Таким образом, существенно повышается эффективность очистки бурового раствора от выбуренной породы, что позволяет использовать его повторно, ощутимо снижая потребности в воде, земельных угодьях и сооружении шламовых амбаров, что является действенным шагом по экологизации процесса бурения - одного из самых грязных производственных циклов.

     Значительное  внимание уделяется исследованиям по восстановлению нарушенных при нефтедобыче земель. Результатом этих исследований стала разработка способов рекультивации земель, загрязненных сточными водами и нефтью. В последние годы общие площади загрязненных земель сокращаются, а количество замазученных и засоленных земель снизилось более чем в 2,5 раза.

     Значительное  место в снижении воздействий  на почвенно-земельные ресурсы занимают мероприятия по управлению отходами. Ряд эффективных технологий был разработан и успешно внедрен в  последние годы. Введена в эксплуатацию линия гранулирования вторичных термопластов.

     Еще одна технология обращения с отходами связана с переработкой отработавшего амортизационный срок кабеля. Организованное производство по переработке изношенного кабеля позволяет разделять его на составляющие, которые впоследствии используются повторно. 

     Для переработки и утилизации отработанных нефтепродуктов создаются специализированные предприятия, где проводится эффективная очистка нефтепродуктов, а получаемые масла соответствуют техническим требованиям к маслам для смазки оборудования нефтепромыслов. Помимо экологических преимуществ такая организация обращения с отходами позволяет получить весомый экономический эффект: получаемые очищенные масла по сравнению с товарными маслами дешевле в 2-3 раза.

     Основной  акцент по охране атмосферного воздуха  делается на поддержание на должном уровне технического состояния существующего технологического оборудования. Эти работы предполагают ремонт и замену резервуаров и другого емкостного оборудования, нанесение антикоррозионного покрытия, замену товарных технологических нефтепроводов.

     Соблюдение  требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха позволяет нефтегазодобывающим предприятиям значительно уменьшить негативное воздействие на атмосферный воздух и весь перечень природоохранных мероприятий и отчеты об их выполнении позволяют судить о том, что предприятия ведет активную деятельность  в этой области.

     В целом анализ деятельности нефтегазодобывающего комплекса показал, что такие предприятия могут и должны делать все возможное для того, чтобы негативное воздействие на природную среду сократилось до минимума. Для этого необходимо отслеживать все инновационные технологии в области охраны окружающей среды, и наиболее перспективные из них можно применять и в своей деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Бабина, Экологический механизм  природопользования и охраны окружающей среды. – М: Инфа – М, 2001. – 203 с.

     2. Булатов Г.Е. Охрана окружающей  среды в нефтегазовой промышленности. – М.: Недра, 1989. – 319 с.

     3. Панов Г.Е., Петряшин Л.Ф. Охрана окружающей среды в нефтегазовой промышленности. – М.: Недра, 1986. – 289 с.

     4. Абросимов А.А. Экология переработки  углеводородных систем. - М.:Химия, 2002. – 159 с.

     5. Арустамов Э.А. Природопользование. – М.: Дашков и К, 2000. – 198 с.

     6. Смирнова В. И. Экология и  промышленность. – М: Недра, 2005. – 211 с.

Информация о работе Негативное воздейстиве нефтегазодобывающей промышленности