Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:42, реферат
Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года, когда его отец, Иван Васильевич Вернадский был профессором Александровского лицея и Технологического института. В 1868 году семья Вернадских переехала на юг, в Харьков из-за болезни отца. С 1873 года Володя поступает в первый класс Харьковской классической гимназии. В 1876 году семья Вернадских переезжает в Санкт-Петербург, где В.И. Вернадский поступает в четвертый класс Первой петербургской классической гимназии. Именно в годы учебы в Петербургской гимназии (1876-1881) происходит решительный поворот интересов Вернадского в сторону естествознания и естественнонаучного мышления.
Введение………………………………………………………………………….. 3-4
1. Вернадский – основные этапы научной деятельности………………………4-6
2. Научные труды……………….…………………………………………………7-8
Заключение…………………………………………………………………………8
Литература……………………………………………………………………………9
Международный консорциум «Электронный университет»
Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики
Евразийский
открытый институт
Кафедра
Естествознания, физики и электроники
РЕФЕРАТ
"Наследие
великого российского ученого
Владимира Ивановича
Студент: Иванова Т.В.
№ ЗЭ-109п групы
Научный руководитель:
Масленникова
А.В.
г.Березники – 2011
Содержание
Введение……………………………………………………
1. Вернадский – основные этапы научной деятельности………………………4-6
2. Научные труды……………….………………………………………………
Заключение………………………………………………
Литература………………………………………………
Введение
Владимир
Иванович Вернадский родился 12 марта 1863
года, когда его отец, Иван Васильевич
Вернадский был профессором
В 1879-1881 гг. в круг интересов Вернадского входят сложные явления человеческой психики и сознания, которыми он продолжал интересоваться всю жизнь. В это время его внимание привлекли явления гипнотизма, и он много читал по этому вопросу.
В
последних классах гимназии внимание
Вернадского все более
В 1881 г., после окончания гимназии, Владимир Иванович поступает в Петербургский университет.
В
Петербургском университете 1890-х
гг. был сосредоточен почти весь
цвет русской научной мысли, и
Вернадский из удушливой атмосферы
толстовской гимназии сразу попал
в ошеломляюще светлый и
Лекции
по кристаллографии и минералогии
читались В.В. Докучаевым. Обе науки
очень увлекли Вернадского. Симпатии
Докучаева были явно на стороне минералогии,
вопросы которой нередко
Неизгладимый
след оставил в жизни Вернадского
великий русский
В
1884 году, после окончания университета
В.И. Вернадский принимает предложение
С.Ф. Глинки остаться при минералогическом
кабинете. Теперь его научная работа
связана с глубоким методологическим
переосмыслением предмета, задач
и метода минералогии, характера
ее связи с другими науками
– словом, существующая картина
минерального мира подвергается им основательной
критике с позиций картины
еще не существующей, но реально
возможной и отвечающей в гораздо
большей степени
В 1887 году Вернадский сдает магистерские экзамены по минералогии, геологии, аналитической химии, соответственно, В.В. Докучаеву, А.А. Иностранцеву, Н.А. Меншуткину.
Как ученый, Вернадский уже получает определенное признание в научных кругах. В 1886 г. его избирают членом Петербургского общества естествоиспытателей, в 1887 г. – членом Вольного экономического общества.
После
Вернадский был командирован за границу,
где он принимал участие в Международном
геологическом конгрессе. Во время
путешествий по Европе знакомится с
выдающимися русскими учеными Чернышевым,
Павловым. Занимается минералогией и
кристаллографией. Знакомится с химиком
А.Л. Ле-Шателье. В 1890 году приглашен
в Москву на кафедру минералогии.
Читает курс минералогии на разных
факультетах Московского
Ученый понял, что его не столько предметы, сколько процессы. Как мог образоваться состав земной коры, каким является охваченное жизнью вещество биосферы. «Мне суждено сказать новое в учении о живом веществе. Это учение может оказать такое же влияние, как книга Дарвина», - писал Вернадский.
Параллельно ученого интересовали и другие вопросы, темы его работ касаются времени и пространства, жизни и смерти, почвы и воды, животных, растений и человека. В творчестве Вернадского слились в один узел химия, геология и биология. Он стал основоположником целого ряда наук – геохимии, биогеохимии, радиобиологии и учения о биосфере.
Многочисленные публикации первых десятилетий научной деятельности В.И. Вернадского были посвящены, в основном, вопросы минералогии, а также тесно с ней связанной кристаллографии. Однако и в работах такого профиля мы часто встречаем указания В.И. Вернадского на искусственное получение и на размеры мировой добычи того или иного минерала, т.е. на масштабы воздействия человека на природу. Цели, которые ставил перед собой при этом Вернадский, сформулированы им несколько позднее в предисловии «От автора» к первому тому «Опыта описательной минералогии», где он писал: «Я стараюсь выяснить значение человека в генезисе минералов».
Изучение геохимических проблем, в первую очередь процессов миграции атомов химических элементов в геосферах Земли, остро поставило перед Вернадским вопрос о роли в этих процессах живого вещества организмов.
С
1912 г. во многих своих работах
Прежде
всего В.И. Вернадский определил
пространство, охватываемое биосферой
Земли: это вся гидросфера до максимальных
глубин океана, верхняя часть литосферы
материков до глубины 2-3 км (на таких
глубинах в подземных водах еще
встречаются живые
«Живое вещество – писал В.И Вернадский – по весу составляет ничтожную часть планеты. По-видимому, это наблюдается в течение всего геологического времени, т. е. геологически вечно. В ходе геологического времени оно закономерно изменяется морфологически. История живого вещества в ходе времени выражается в медленном изменении форм жизни, форм живых организмов, генетически между собой непрерывно связанных, от одного поколения к другому без перерыва.
В.И.
Вернадским был тщательно исследован
энергетический баланс разных планет
Солнечной системы и особенно
вопрос о величине тепловой и электромагнитной
энергии, получаемой Землею от Солнца.
Далее он рассмотрел биосферу как
область превращения этой космической
энергии, выяснил закономерности распространения
живого вещества в биосфере, изучил
количественные закономерности размножения
различных таксономических
Труды В.
И. Вернадского позволяют более
обоснованно ответить на поставленный
вопрос, поскольку в них указан
ряд конкретных условий, необходимых
для становления и
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи
и обмена между странами.
3. Усиление связей, в том числе политических,
между всеми
4. странами Земли.
5. Начало преобладания геологической
роли человека над другими геологическими
процессами, протекающими в биосфере.
6. Расширение границ биосферы и выход
в космос.
7. Открытие новых источников энергии.
8. Равенство людей всех рас и религий.
9. Увеличение роли народных масс в решении
вопросов внешней и внутренней политики.
10. Свобода научной мысли и научного искания
от давления религиозных, философских
и политических построений и создание
в государственном строе условий, благоприятных
для свободной научной мысли.
11. Продуманная система народного образования
и подъём благосостояния трудящихся. Создание
реальной возможности не допустить недоедания
и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить
болезни.
12. Разумное преобразование первичной
природы Земли с целью сделать её способной
удовлетворить все материальные, эстетические
и духовные потребности численно возрастающего
населения.
13. Исключение войн из жизни общества.
Владимир
Иванович, естествоиспытатель, философ,
общественный и политический деятель,
академик Петербургской АН (с 1912), прозванный
«Ломоносовым XX века».
Вернадский получил мировую известность
благодаря трудам, ставшим основой многих
новых научных направлений в геохимии,
биохимии, радиологии. Им были заложены
основы современной экологии. Вернадский
— автор работ по философии естествознания
и науковедению, создатель учения о биосфере
и ее эволюции, о воздействии человека
на окружающую среду и о преобразовании
биосферы в ноосферу — сферу разума. Вернадский
— один из организаторов и председатель
Комиссии по изучению производительных
сил в России (1915 — 30). После Февральской
революции Вернадский — председатель
Ученого комитета Министерства земледелия
и товарищ министра народного просвещения
во Временном правительстве. После Октябрьской
революции всецело занимался исключительно
научной деятельностью, возглавлял Радиевый
институт (1922 — 39). Создал теорию биохимии,
основал лабораторию, занимавшуюся разработкой
этого научного направления (ныне институт
им. Вернадского).
Учение
Вернадского о биосфере и ноосфере играет
значительную роль в современной научной
картине мира. Оно стало свидетельством
перехода естествознания от аналитического
этапа развития, ознаменовавшегося появлением
фундаментальных наук (механики, физики,
химии, биологии, геологии и т. д.), к синтетическому
этапу. В создании учения о биосфере важное
значение имела не только способность
Вернадского к синтезу теоретических
достижений различных областей естествознания,
но и огромный практический опыт, накопленный
им в многочисленных геолого-минералогических,
почвенных и радиологических экспедициях.
Информация о работе Наследие великого российского ученого Владимира Ивановича Вернадского