Направления (сферы) государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:54, реферат

Описание работы

1. Прямое, директивное управление предприятиями государственного сектора.
2. Государственное потребление товаров и услуг.
3. Налоговая политика.
4. Ценовая политика (регулирование цен).
5. Кредитная политика.
6. Денежная политика.

Работа содержит 1 файл

17. Направления (сферы) государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности..docx

— 31.96 Кб (Скачать)

17. Направления (сферы) государственного  регулирования экономики и предпринимательской  деятельности.

 

Основные направления ГРЭ:

1. Прямое, директивное управление  предприятиями государственного  сектора.

2. Государственное потребление  товаров и услуг.

3. Налоговая политика.

4. Ценовая политика (регулирование  цен).

5. Кредитная политика.

6. Денежная политика.

Прямое директивное управление предприятиями государственного сектора

Эта форма ГРЭ подразумевает  в основном административные методы, когда централизованно задаются основные параметры производства, обмена и потребления. При этом нормативно определяются цены, стандарты, нормы  качества, заранее устанавливаются  объемы производства, прикрепляются  друг к другу поставщики и потребители  и т.д. В командной экономике  такое управление является всеохватывающим  и практически подавляет рыночные регуляторы.

В смешанной рыночной экономике  такое управление тоже имеет место  по отношению к государственным ("казенным") предприятиям, но при  этом необходимо, чтобы "рынком" для  этих предприятий было государство.

Государственное потребление товаров  и услуг

Оно может быть производительным и  непроизводительным. К первому относятся  закупки и использование основного  и оборотного капитала (оборудование, сырье, полуфабрикаты) для государственных  предприятий и государственных  инвестиций. Ко второму — закупки  товаров и услуг для непроизводительного  потребления, строительства в непроизводственной сфере.

Государственные закупки создают  предпринимателям особый рынок. Его  специфика в индустриально развитых странах с рыночной экономикой состоит  в том, что это рынок известный, гарантированный и особо прибыльный. По подсчетам  ИМЭМО, цены на поставки товаров по заказам федеральных  властей США примерно на 30 % выше средних цен по стране.

Иной характер носит госзаказ в  командной экономике. Его плюсы  для производителя: а) гарантия сбыта  по фиксированным ценам, б) гарантированность  ресурсов (что весьма важно в условиях дефицита). Его минус в том, что  госзаказ обычно уменьшает прибыль  по сравнению с той, которая может  быть получена по прямым договорам. В  переходной экономике госзаказ имеет  двойственный характер. В нем присутствуют и прямые (административные) методы и косвенные (экономические). С одной  стороны, госзаказ заранее определяет конкретные параметры будущего производства, с другой — воздействует на интересы товаропроизводителя (а это уже рыночный, экономический элемент).

Государственные закупки увеличивают  внутренний рынок в том случае, если происходит мобилизация сбережений; в остальных случаях происходит простое перемещение спроса, изменение  его структуры.

Закупки государством товаров частных  производителей затрагивают в большинстве  стран многие отрасли материального  производства, в том числе и  сельское хозяйство. Особенно большую  роль в смешанной экономике они  играют в военном секторе.

Потребление товаров и услуг  всеми (местными и федеральными) государственными структурами составило в США  в 1929 г. примерно 8,9 млрд. долл., или 8,5 % общего объема ВНП, в 1959 г. эти цифры составили 97,9 млрд. долл., или 19,7 %  ВНП, в 1989 г. — 1036,7 млрд. долл., или 19,4% ВНП[1].

Кроме того, государственные трансфертные платежи (выплата пенсий,  пособий,  процентов  по государственному долгу) были в 1929 г. 10,3 млрд. долл. (9,9 % ВНП), в 1959 г. — 131,9 млрд. долл. (26,6 % BHП) и в 1989 г. — 1650,8 млрд. долл. (30,9 % ВНП).

В странах ЕС на закупки товаров  и услуг (в том числе, инвестиционного  назначения) шло в 1985 г. около 18 % всех государственных расходов, не считая покупок, осуществленных государственными компаниями[2].

В РФ сегодня наиболее предпочтительными  сферами прямых госзакупок являются национальная оборона и безопасность, создание государственных резервов, геологоразведка, фундаментальная наука, природоохранная деятельность, социальная сфера. При этом в систему госзаказа и госзакупок нужно активно внедрять конкурентные, конкурсные начала. Первые практические шаги правительство России сделало в этом направлении весной 1997 г., когда начались закупки товаров для нужд Министерства обороны на конкурсной основе путем аукционов.

Налоговая политика

В обществе со смешанной рыночной экономикой (да и с командной экономикой тоже) налоговая политика не должна сводиться просто к фискальной политике, т.е. служить лишь пополнению бюджета, обеспечению существования за счет налогов государственного аппарата, вооруженных сил, других бюджетных  сфер. Налоговая политика является мощным средством воздействия на производство, инструментом, корректирующим рыночные механизмы.

Вырабатывая рекомендации для налоговой  политики, экономическая наука обращает внимание на поиск оптимальной величины налогов. Дело в том, что увеличение налогов за определенные пределы  начинает тормозить производство и  приводит в конечном счете не к увеличению, а к уменьшению доходов бюджета. Теоретически это описывается так называемой кривой Лаффера. Она показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений и выявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума.

 

Кривая показывает, что после  того как налоговые ставки переходят  оптимальную величину, увеличиваясь за ее пределы (на графике — точка R1), общий размер налогов, поступающих  в бюджет, уменьшается.

Налоговая политика влияет на воспроизводство  и непосредственно (налоги на прибыль  и добавленную стоимость, размеры  амортизационных отчислений воздействуют на темпы накопления) и косвенно (налоги, являясь основным источником доходов госбюджета, используются государством для капиталовложений, для проведения структурной и инвестиционной политики).

За счет налогов государство  стимулирует предпринимательскую  деятельность, развивает в ее интересах  отдельные отрасли, в том числе  инфраструктуру.

Важной чертой налоговой политики во многих странах в последние  годы стала поддержка (через налоговые  льготы, снижение ставки налога) малого и среднего бизнеса.

Большое внимание в налоговой политике уделяется стимулированию научно-технического прогресса. В США платежи корпораций в федеральный бюджет уменьшаются  на 20 % с суммы их расходов, направляемых на НИОКР[3].

Большое влияние на накопление капитала оказывает практика ускоренной амортизации  основных фондов. Она позволяет корпорациям  и другим предпринимательским структурам ограждать часть прибылей от налогообложения, ускоряет обновление основного капитала, повышает конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках. Практика эта впервые была введена в  годы второй мировой войны в военной  промышленности США, а сейчас стала  обычной во всех индустриально развитых странах.

В 80-е годы в США, Японии, Великобритании, ФРГ шла перестройка налоговых  систем с целью уменьшить масштабы налогообложения фирм и прогрессивность  подоходных налогов. Была поставлена задача усилить рыночное воздействие на распределение ресурсов и усилить стимулы к предпринимательской деятельности и ускорению НТП. Снижение налогов явилось, например, важным составным элементом экономической политики, проводившейся в США при президенте Рейгане и получившей название "рейганомика". Эта политика обеспечила в сжатые сроки инвестиционное оживление и ускорение перехода к ресурсосберегающему типу экономического роста.

Примером страны, на экономике которой  отрицательно сказались высокие  налоги, может служить Швеция. В 1993 г. высшая ставка подоходного налога в Швеции была 72 % (для сравнения: в США — 31 %, в Великобритании — 40%, в Японии — 50 %). Доля прибыли, идущей на уплату налогов в 1989 г. в Швеции была 58 % (США — 45,3 %, Великобритания — 35 %)[4]. Чрезмерно высокие налоги вызвали торможение роста производства и дестабилизацию рынка рабочей  силы. Итог: в 90-е годы в стране началась радикальная налоговая реформа.

Многие методы налоговой политики в индустриально развитых странах  Запада, направленные на стимулирование производства и НТП, на сдерживание  инфляции должны использоваться и в  России. Налоговая политика в нашей  стране пока еще далека от совершенства, слабо выполняет фискальные функции  и недостаточно стимулирует производство.

Новый налоговый кодекс и ряд  мер в области налогообложения  и льгот, которые Правительство  России начало проводить в 1997 г., направлены на то, чтобы, с одной стороны,  серьезно улучшить собираемость налогов, а с другой, более действенно использовать собранные налоги и для решения социальных проблем и для инвестиционных целей.

Политика регулирования цен

Государственное регулирование цен  может осуществляться несколькими  способами. Среди них:

1) Установление твердых, фиксированных  цен. Как массовое такое действие  типично для директивно-плановой  экономики. Твердые цены могут  быть установлены государством  и в рыночной экономике, прежде  всего в государственном секторе,  на казенных предприятиях, по  отношению к естественным монополиям.

2) Установление потолка цены, т.е.  максимальной цены, по которой  продавец может реализовать свой  товар (услугу). Потолок цен иногда  регулирует рынок жилья (Швеция), рынки социально значимых благ, доступ к которым при равновесных  ценах для относительно бедных  слоев населения бывает затруднен.

3) Ценовая поддержка. При избытке,  например, продукции сельского хозяйства  государство закупает по фиксированным  ценам продукцию фермеров, не  давая этим цене упасть ниже  определенного минимума. Такая практика  довольно широко распространена  в США и некоторых странах  Западной Европы.

Кредитная политика

Регулирование воспроизводства через  кредитный рынок весьма разнообразно. В основном оно сводится к двум типам политики: стимулирование кредита (кредитная экспансия) или сдерживание, ограничение кредита (кредитная  рестрикция). При этом используются различные конкретные методы.

Учетная (дисконтная) политика. С помощью  учетной ставки государство влияет на объем и направление капиталовложений. Повышение учетной ставки делает капитал дороже, замедляет инвестиции и, наоборот, понижение учетной ставки заинтересовывает предпринимателей в  том, чтобы обращаться в банк за кредитами  и использовать их для капиталовложений.

Учетная политика очень широко использовалась в конце XIX — начале XX в. В 30—40-х  гг. нашего столетия центральные банки  проводили  рекомендованную  Кейнсом политику "дешевых" денег. С 50-х гг. использование учетной политики во многих странах вновь активизировалось. В США за 1950—1970 гг. учетная ставка изменялась 23 раза (от 1,5 до 5,5 %), в Англии — 40 раз (от 2,0 до 8,0 %), в ФРГ — 31 раз (от 2,75 до 7,5 %)[5]. Один из последних шагов в этой области — понижение учетной ставки Бундесбанком (Германия) и последовавшее за этим понижение учетных ставок центральными банками Франции и некоторых других стран ЕС в 1992 г. в целях удешевления кредита и стимулирования капиталовложений. ЦБ РФ активно использует дисконтную политику. Ставки межбанковского кредита и ставки по депозитам населения в последние годы неоднократно менялись.

Установление норм обязательных резервов коммерческих банков. Это способствует улучшению банковской ликвидности, заставляет банки более осмотрительно  осуществлять инвестиции и этим способствует стабильности банковской системы.

В России за 1994—1996 гг. ЦБ неоднократно вносил изменения в практику обязательного  резервирования в целом в сторону  увеличения резервных требований. Это  делалось для поддержания темпов роста денежной массы в обращении  в заранее установленных рамках и для того, чтобы "приучить" постепенно коммерческие банки к  более осмотрительной инвестиционной политике.

Государственное кредитование предпринимателей на коммерческих началах. В странах  со смешанной рыночной экономикой оно  обладает рядом особенностей: а) длительность сроков кредитов стимулирует капиталовложения в отрасли с замедленным циклом оборота; б) низкий процент делает для  предпринимателей выгодной пропорцию, в которой реализованная прибыль  распадается на процент и предпринимательский  доход.

Безвозмездные правительственные  субсидии. Во Франции за счет госбюджета субсидировались нефтяная и нефтеперерабатывающая  промышленность для повышения ее конкурентоспособности на мировом  рынке. В ФРГ субсидировалось  потребление местного бурого угля, некоторые отрасли добывающей и  обрабатывающей промышленности. В Англии субсидировалось авиастроение и  судостроение. В США, ФРГ и ряде других стран широко применяются  субсидии и в сельском хозяйстве. Бесспорно, что кредитная поддержка  сельскохозяйственных производителей всех форм собственности должна активно  проводиться и в России. Списание долгов сельхозпроизводителей, ставшее  в России уже традицией, по сути дела — форма безвозмездного субсидирования сельского хозяйства.

Денежная политика

Регулируя денежную массу, находящуюся  в обращении, государство воздействует на цены, на процентные ставки, а тем  самым — на потребление населения  и на инвестиции.

К денежной политике относится также  установление ставки межбанковского кредита, операции центрального банка с государственными облигациями и другими ценными  бумагами. Эти операции также воздействуют на процентные ставки, на курс акций, на товарные цены, следовательно, влияют на потребление и инвестиции. В  конечном счете денежная политика может оказать воздействие на размеры ВНП и экономический рост.

Во второй половине XX века практика использования денежной массы для  регулирования хозяйственной конъюнктуры  приобрела в промышленно развитых странах Запада со сложившейся рыночной экономикой массовый характер. Научные  основы этой политики сформулированы, как отмечалось во второй главе пособия, теорией монетаризма. Крупнейшим ее представителем является профессор  Чикагского университета, лауреат Нобелевской  премии М.Фридмен.

Регулирование государством всей системы  денежного обращения — одна из насущных задач ближайшего будущего в России. Л.Абалкин в связи с этим отмечал, что нужно переосмыслить систему ценовых регуляторов, в том числе ценообразование на продукцию естественных монополий. Нужно усовершенствовать воздействие ЦБ на инвестиционную и структурную политику. Нужно вовлечь в реальный оборот валютные ресурсы, получаемые от внешней торговли, создать условия для возвращения в Россию "сбежавших" капиталов[6].

Информация о работе Направления (сферы) государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности