Мониторинг и охрана городской среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Благоприятная для людей и природы здоровая среда городов обеспечивает физический, психологический и социальный комфорт жителей, гармоничное и устойчивое социальное и экономическое развитие города. Городская среда представляет собой комплекс природных, природно-антропогенных и социально-экономических факторов, оказывающих большое и разнообразное воздействие на жителей городов.

Содержание

Введение
Предмет и метод мониторинга и охрана городской среды……….С.4
Понятие городской территории и её характеристика……………..С.7
Характеристика метода оценки эффективности
показателя рентабельности…………………………………………С.20
Список литературы

Работа содержит 1 файл

мониторинг.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

В указанном исследовании предполагается, что увеличенная плотность жителей и снижение материальных затрат для высотных жилых домов в сравнении с индивидуальными зданиями уменьшают примерно на 40 % ту часть экологического следа на жителя, которая связана с жильем и потребностями транспорта. С этой точки зрения расползающиеся города менее эффективны по затратам энергии на транспорт, чем компактные города.

Важный фактор урбанизации  — увеличение применения информационных технологий связи, которые облегчили расширение рынков и контроль над национальным и международным экономическим пространством (глобализацию). Образовались новые индустриальные регионы, основанные на информационных технологиях связи (Западный полумесяц вокруг Лондона; секторы юго-запада Парижа, юга Франции; Мюнхенская область; Кремниевая Долина в США), и несколько городских высокотехнологичных центров (Мюнхен, Токио).

Во многих городах  мира используется зонирование территорий для защиты зеленых территорий и  парков, зеленых коридоров и поясов, для улучшения качества воздуха в городе, сохранения заболоченных земель, культурного наследия, прибрежных областей, открытых площадей, сельхозугодий внутри города. Благодаря совершенствованиям технологий многие города развитых стран частично преодолели некоторые проблемы окружающей среды. Внутренняя среда этих городов зачастую имеет хорошее качество. Однако это свидетельствует лишь о перемещении проблемных (с точки зрения экологии) зон в региональном и глобальном масштабах.

Рост интенсивности  движения и числа автомобилей  отрицательно воздействует на городскую среду, в первую очередь на качество воздуха и воды. Транспорт — существенный источник эмиссии тепличных (т. е. приводящих к парниковому эффекту) газов, хотя эмиссия — только часть проблемы больших изменений экосистем. Но и в этом аспекте развития городов есть положительные тенденции урбанизации. Например, городской общественный транспорт растет, хотя и неравномерно, почти всюду в развитых странах. Для особенно плотных поселений, которые быстро заполняются автомобилями, можно с помощью информационных технологий, рационального планирования транспорта и финансирования работы, создавать менее «автозависимые» города. Например, автобусное движение в ряде латиноамериканских городов не только обеспечивает решение транспортных проблем, но и ограничивает пользование автомобилями, что снижает загрязнение воздуха.

Иногда решению проблем  загрязнения территорий помогает «индустриальное  переселение» как часть процесса урбанизации. Индустриальное переселение  часто предпринимается для улучшения качества окружающей среды. Так, в г. Далянь в Китае начиная с 1995 г. были успешно перемещены в пригородные области более 100 загрязняющих предприятий, что существенно улучшило качество окружающей среды. В Иокогаме сотни загрязняющих предприятий были перемещены в прибрежную область с превращением ее в индустриальный парк. Корпорация окружающей среды Японии начиная с 1970 г. осуществила переселение 4 тыс. предприятий из городского центра и жилых областей. В Сеуле было перемещено более 2 тыс. загрязняющих предприятий. Но если такая стратегия эффективна для сокращения воздействий на окружающую среду в городах, избавляющихся от заводов, она может привести к серьезным последствиям для окружающей среды и экосистем территорий получателя, если они не контролируются. Большинство городов стимулирует переселение, освобождая предприятия от налогов или сокращая их. Некоторые города применили строгие меры к тем отраслям загрязняющей промышленности, которые не сумели переместить свои объекты в пределах назначенного времени. Но иногда в результате индустриального переселения загрязнения просто перемещаются из города в пригород. Индустриальное переселение часто проводится в целях уменьшения загрязнения в городе-экспортере и потому направлено на рост качества городской среды, а не на уменьшение загрязнений в целом. Кроме того, получатель обычно активно привлекает промышленные предприятия, даже если они загрязняют среду, а нормы по защите окружающей среды в пригородах часто не столь строги, как в городах-экспортерах.

Можно выделить следующие  этапы формирования среды обитания (городской среды) как результат взаимодействия человека и природы:

I — естественные «биотические» взаимоотношения человека с природой на уровне отношений других высших животных; «мягкое» приспособление природной среды к удовлетворению биологических потребностей;

II — стихийное формирование среды первых поселений, разработка и применение первых орудий труда для «жесткого» приспособления природы к удовлетворению растущих потребностей; возложение на природу не свойственных ей функций абсорбции всех новых, необычных для нее загрязнений (помимо обычных разлагаемых биологических);

— все более «жесткое»  воздействие на природу, поддерживаемое расширившимися возможностями человека в связи с производством энергии; начало формирования загрязненной техногенной среды городов, рост дифференциации качества городских сред и их социально-экономического неравенства;

— научно-техническая  революция, «жесткое» изъятие ресурсов, крупномасштабные вмешательства в природу, резкое расширение негативных антропогенных воздействий на природную среду, формирование дифференцированной техногенной среды городов;

V — начало глобального экологического кризиса, резкий рост изъятия невозобновляемых ресурсов и антропогенных воздействий, загрязнений, социально-экономическое и социально-экологическое расслоения среды;

VI — наряду с продолжением кризиса начало формирования первого этапа длительного перехода к устойчивому, экологически поддерживающему развитию, к реставрации ландшафтов и сохранению природы;

VII— наступающий (гипотетический) этап глобальной экологизации поселений и всей человеческой деятельности и перехода к сокращению экологического следа отдельных городов, стран и всего человечества.

В этих условиях движение к городам со здоровой средой —  одна из важнейших целей человечества. Это задача не только чрезвычайной важности, но и исключительной трудности в условиях роста городов и размеров зданий, появления новых потребностей, удовлетворяемых только техникой. Нужны новые природоохранные и природовосстанавливающие решения, новые экологичные технологии во всех областях жизни и деятельности в городах и одновременно новое, более экологичное мышление, экологическая культура. Только такой комплекс мероприятий позволит сохранить природу Земли и создать экологически обоснованное высокое качество жизни в поселениях.

 

3.Характеристика метода оценки эффективности показателя рентабельности

Экономическая оценка экологических  функций, природных объектов и пр. - дело чрезвычайно сложное и порой  невозможное. К сожалению, средства (любого рода затраты, инвестиции) всегда и при любой экономической системе дефицитны и в любом случае необходимо делать ограниченный выбор из большого количества вариантов решений. В данной работе рассмотрим основные методы, которые необходимо применять для обоснования природоохранных инвестиционных проектов.

В рыночной экономике  основной мерой эффективности производственно-хозяйственной деятельности является соотношение затрат и прибыли. В связи с этим наиболее распространенным методом определения эффективности природоохранных инвестиционных проектов является так называемый “анализ затрат-результатов” (в русской терминологии – анализ эффективности).

Оценка эффективности  природоохранных инвестиций без  учета фактора времени определяется исходя из средних за инвестиционный период экономических показателей  или экономических показателей  за первый год эксплуатации. Наиболее часто используются следующие методы оценки.

1. Метод оценки по показателю чистой прибыли. Критерием метода является максимум прибыли, равный

max (Ц · х – S ·  х – Uк) ,

где  Ц  –  цена за единицу продукции; 

х  –  объём продукции;

S –  удельные производственные затраты на единицу продукции;

Uк –  капитальная составляющая текущих затрат, в которую входят амортизационные отчисления и проценты на капитал.

Можно также определить объем продаж, при котором достигается  равная чистая выгода по рассматриваемым вариантам:

Для определения наилучшего варианта проекта рассчитывается так  называемый прибыльный порог, характеризующий  объем производства продукции, начиная  с которого оказывается возможным  получение прибыли, большей нуля:

Эти формулы просты и действенны для “одномоментной” ситуации, ограниченного отрезка времени, например года, когда не учитывается инфляция.

2. Метод оценки по показателю рентабельности. Сущность метода заключается в сравнении рентабельности проекта с рентабельностью, требуемой инвестором, или в сравнении вариантов между собой [4]. Показатель рентабельности проекта отражает степень эффективности использования капитала, по нему можно судить о величине чистой выгоды на 1 рубль инвестиций:

 

Список литературы:

  1. Арустамов, Э.А., Левакова, И.В., Баркалова, Н.В. Экологические основы природопользования: учебник. – М.: Дашков и К., 2006. – 320с.
  2. Голицын, А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды: учебник. – М.: Оникс, 2007. – 336с.
  3. Основы экологии. Аудит и экспертиза техники и технологии: учебник. – СПб: Лань, 2004. – 336с.
  4. Прохоров, Б.Б. Социальная экология: учебник. – М.: Академия, 2007. – 416с.
  5. Разумовский, В.М. Природопользование: учебник. – СПб, 2003. – 296с.
  6. Тетиор, А.Н. Городская экология: учебное пособие. – М.: Академия, 2006. -336с.
  7. Фомичёва, Е.В. Экономика природопользования: учебник. – М.: Дашков и К, 2006. – 396с.

Информация о работе Мониторинг и охрана городской среды