Модернизация системы экологического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 07:43, доклад

Описание работы

Казахстан бурно развивается и делает ставку на интеллектуальный потенциал нации. И в этой связи, очень важно, чтобы подрастающее поколение получило качественное образование.
Глава государства Н.А.Назарбаев в своей статье "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда" придал новый импульс развитию страны и общества.
Не секрет, что в условиях надвигающегося мирового экономического кризиса всеобщий квалифицированный и ответственный труд является одним из рецептов стабильности экономической и социальной систем.

Работа содержит 1 файл

Экологическое образование.docx

— 28.20 Кб (Скачать)

 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ  СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В КАЗАХСТАНЕ: НАПРАВЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 

 

Казахстан бурно развивается  и делает ставку на интеллектуальный потенциал нации. И в этой связи, очень важно, чтобы подрастающее поколение получило качественное образование.

Глава государства Н.А.Назарбаев в своей статье "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда" придал новый импульс развитию страны и общества. 
Не секрет, что в условиях надвигающегося мирового экономического кризиса всеобщий квалифицированный и ответственный труд является одним из рецептов стабильности экономической и социальной систем. 
Учитывая внешние и внутренние вызовы, система образования проходит период глубокой и поэтапной стратегической модернизации.

24 октября Президент Н.А.Назарбаев подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об образовании". Этот документ имеет огромное значение для нашей страны, поставившей перед собой цель формирования интеллектуальной нации и вхождения в сообщество самых развитых государств. Его реализация направлена на дальнейшее совершенствование системы образования, повышение его качества и расширение доступности. Новый закон содержит множество принципиальных нововведений, которые вызывают широкий интерес в обществе.

Глава государства Н.А.Назарбаев в качестве одной из главных стратегических линий построения нового Казахстана избрал развитие человеческого капитала. Недавно им поставлена и гораздо более масштабная задача – формирование интеллектуальной нации, где три базовых аспекта – образование, наука, инновации. 
Именно образованию был посвящен один из первых законов страны – "Об образовании", принятый в 1992 году, где была закреплена приоритетность данной сферы и ее исключительная значимость для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала государства. 
За прошедшие годы сделано многое. Уже в 1993 году по инициативе Президента была запущена уникальная в мировой практике программа "Болашак" для обучения талантливой казахстанской молодежи в лучших университетах мира. Создана сеть школ для одаренных детей. Реализованы две масштабные государственные программы развития образования. Выстроена принципиально новая институциональная структура подготовки кадров, соответствующая современной международной практике. 
Страна уверенно интегрируется в мировое научно-образовательное пространство, Казахстан присоединился к Болонскому процессу. Здесь Казахстан  лидер среди центральноазиатских стран. Высшая школа перешла на трехуровневую модель подготовки "бакалавр – магистр – доктор философии (PhD)". Внедрена кредитная технология обучения, вузовские программы аккредитуются на международном уровне. 
То есть образование модернизируется в столь же высоком темпе, как весь Казахстан, который международными экспертами признан вошедшим в тройку лидеров самых быстроразвивающихся стран мира.

Модернизация экологического образования и воспитание тесно связана с общественными, производственными, межличностными и семейными отношениями и должна охватывать все формы сознания – обыденное, научное, нравственное, философское,  эстетическое, коллективное.

Природа Казахстана, занимающего  территорию, равную 2717,3 тыс. кв. км в  центре Евразии, весьма уязвима. Экстенсивный путь экономического развития привел окружающую среду к кризисному состоянию. Экологическая обстановка характеризуется существенными нарушениями природной среды, обусловленными негативными явлениями техногенных воздействий. Это оборачивается полной или частичной утратой естественных ресурсов, снижением продуктивности природных ландшафтов, истощением почв, пастбищных угодий, водных систем, загрязнением и ухудшением качества среды обитания человека на фоне опасных глобальных процессов таких, как опустынивание (что особенно негативно проявляется на территории Казахстана), парниковый эффект, кислотные дожди, истощение озонового слоя и др. Складывающаяся ситуация отражается на состоянии здоровья населения и сопровождается экономическими потерями, поэтому экологическая безопасность - одна из стратегических задач государства.

Одна из основных причин общего ухудшения экологической  обстановки недостаточный или низкий уровень экологических знаний населения, в т.ч. специалистов управленческих структур, работников производственной сферы различных отраслей хозяйства, связанных с природопользованием. Экологические проблемы должны предупреждаться на стадии принятия управленческих решений, в противном случае общество обречено постоянно бороться со следствиями их возникновения, а не с причинами, что не только не целесообразно, но и разорительно. Сложнейшие экологические проблемы, очень тесно связанные с экономическими, должно решаться обществом в целом, но при ведущей роли специально подготовленных людей.

Эффективная модернизация системы экологического образования - один из основных инструментов обеспечения устойчивого развития экономики и общества. Современная тенденция развития экономики передовых стран: получение все большей добавленной стоимости при постепенном снижении уровня потребляемых ресурсов, внедрения технологий ресурсосбережения, утилизации отходов и предупреждения загрязнений. Принципы устойчивого развития предусматривают сохранение и передачу будущим поколениям определенных запасов экологического капитала: плодородного слоя почвы, чистого воздуха, озонового слоя, генетического биоразнообразия. Это возможно при всемерном стимулировании эффективных высокотехнологичных отраслей хозяйства, что в значительной степени определяется качеством экологической подготовки специалистов всех сфер природопользования и административного управления.

Определенный положительный опыт модернизации экологического образования РК имеется в высшей школе, где оно в основном осуществляется также за счет экологизации многих учебных дисциплин. Кроме того, существуют два направления собственно экологической подготовки: общее (базисное) для студентов всех специальностей ("Основы экологических знаний", "Охрана окружающей среды", "Экономика природопользования" и др.) и профильное (углубленное) для студентов экологических, естественно-географических, химико-биологических факультетов. На таких факультетах ведется подготовка специалистов - экологов для природоохранной сферы ("Экология", "Экология и природопользование"). В ряде вузов готовятся кадры инженерного и агрономического профиля для производства ("Прикладная экология", "Инженерная защита окружающей среды", "Агроэкология").

Однако, анализ содержания учебных  планов, программ, образовательных  стандартов выявил отсутствие единых концептуальных, научно-методологических подходов в сфере экологического образования, разное понимание его  сущности и содержания, что приводит к фрагментарности, эпизодичности  последнего, оторванности экологического образования от общей системы  подготовки специалистов, придавая ему  формальный характер. Наряду с общей  неразвитостью системы экологического обучения, существует явная тенденция  насыщать учебный процесс узкоспециальными сведениями и терминами, что не решает общих задач экологического образования. Стихийное проникновение экологических  знаний в учебный процесс ведет к несогласованности действий, к дублированию, преждевременному обобщению и забеганию вперед.

Крупным недостатком экологического образования в РК служит отсутствие разделов, нацеленных на формирование системности экологического мышления и на умение моделировать экологические  системы.

Другим крупным недостатком  экологического образования является преобладание вербальных, т.е. словесных, форм обучения, в то время как  жизненно необходимо приобретение выпускниками учебных заведений умений и навыков  практической работы.

Таким образом, в современных  учебных заведениях Республики Казахстан, играющих основную роль в системе  обучения, экологическое образование  развивается недостаточными темпами, имеет слабую материально-техническую  базу, плохо стимулируется государственными структурами, страдает декларативностью, не объединено в единую систему, что  связано, с одной стороны, с экономическими трудностями в стране, с другой стороны, недооценкой роли экологического образования в нравственно-психологической, образовательной, природоохранной  и экономической сферах развития общества на современном этапе. До сих пор нет глубокого осознания необходимости подготовки профессиональных экологов, которые могли бы адекватно оценивать экологическую ситуацию, проводить экологический аудит, экологическую экспертизу, заниматься экологическим менеджментом и маркетингом, прогнозировать негативные последствия интенсивных воздействий человека на различные природные и природно-антропогенные экосистемы. Которые обладали бы целостным экологическим мышлением, умением решать проблемы, связанные с природопользованием. И не только методом запретов и ограничений, но путем конструктивных подходов, новых технологий, ориентированных на экологически безопасные производства.

Для обеспечения формирования системы непрерывного экологического образования при Министерстве охраны окружающей среды в апреле 2004 года был создан Центр переподготовки и повышения кадров в области  охраны окружающей среды и природопользования. Центр проводит переподготовку, повышение  квалификации руководителей и специалистов государственных органов (их территориальных  подразделений), учреждений, неправительственных  организаций, промышленных предприятий, осуществляющих деятельность в области  охраны окружающей среды и природопользования.  
         В соответствии с принятым 9 января 2007 года Экологическим кодексом Республики Казахстан целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития. 
        Экологическое образование, экологическое просвещение и повышение квалификации специалистов в области охраны окружающей среды развиваются в Республике Казахстан как часть системы образования для устойчивого развития. 
        Основными направлениями в области модернизации экологического образования и просвещения, повышения квалификации специалистов являются: 
         1) улучшение качества экологического образования посредством актуализации его содержания, обеспечения организаций образования современными учебно-методическими материалами, повышения квалификации преподавательских кадров; 
        2) развитие организационных основ, программ и мероприятий по экологическому просвещению в обществе и семье; 
         3) подготовку профессиональных кадров для реализации задач в области охраны окружающей среды. 
         Хотя в настоящее время вопросы образования для устойчивого развития не являются основным приоритетом национальной политики в области образования, но такие составляющие образования для устойчивого развития, как качество образования, переход на международные стандарты, непрерывность образования и др. - являются приоритетными. Таким образом, перспективы и предпосылки для развития данного направления в Казахстане есть.  
         В стране за последние годы создана, и динамично развивается политическая, законодательная и институциональная основа для развития образования для устойчивого развития и для деятельности НПО. Подписание, ратификация Орхусской конвенции и проведение в Казахстане 2-ой Конференции Сторон Орхусской Конвенции способствует росту экологической ответственности государственных органов, улучшению деятельности в области экологического информирования, образования, обеспечения участия общественности в принятии решений и доступа к правосудию по вопросам охраны окружающей среды. 
         Согласно Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы система образования и науки нашей страны будет соответствовать целям и принципам устойчивого развития.     Совершенствование образования в целях устойчивого развития должно осуществляться на основе:

  • обеспечения модернизации национальной системы многоуровневого образования с учетом приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2030 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов и удовлетворения потребностей личности и общества;
  • создания в стране ряда элитных учебных заведений международного уровня и студенческих городков (кампусов);
  • модернизации образования на научно-методическом уровне, создания принципиально новых структур, обеспечивающих взаимосвязь учебных, научных и производственных процессов;
  • введения технологической подготовки в средней школе с целью развития у учащихся новых способностей и умений, включая умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу, поддерживать высокий уровень инноваций;
  • подготовки конкурентоспособной личности, готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни страны;
  • обеспечения равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и намерениями относительно продолжения образования, самореализации и обретения своего места на рынке труда;
  • создания широких возможностей социализации учащихся, эффективной подготовки выпускников школ к освоению программ профессионального образования;
  • проведения мониторинга кадрового потенциала республики с определением прогнозной потребности в специалистах высшей научной квалификации как на республиканском, так и региональном уровне.

 Таким образом, модернизация экологического образования в интересах устойчивого развития может содействовать воплощению нашего видения в действительность и стать важным инструментом перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию.

 

 

Литература:

 

  1. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007 - 2024 годы от 14 ноября 2006 года
  2. Экологический кодекс РК от 9 января 2007 года №212- III. – Алматы: ЮРИСТ, 2007.- 172 с.
  3. Указ Президента РК «О концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы». Астана, 3 декабря 2003 г. Каз. правда, 10.12.2003 г.
  4. Закон Республики Казахстан об образовании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.) 

Информация о работе Модернизация системы экологического образования