Моделирование использования и экономическая оценка лесных ресурсов: модель оптимальной ротации леса Фаустманна; риск пожара (расширение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:26, доклад

Описание работы

Широко известна роль лесов для экосистем и жизни человека. Леса, произрастающие в горах, пустынях, степях, по берегам водоемов, вокруг городов выполняют почвозащитные, климаторегулирующие, водоохранные, водорегулирующие и рекреационные функции. Именно в них сосредоточено основное биоразнообразие страны. Однако истинную экономическую стоимость леса мы не можем оценить. Признавая его неоспоримую национальную ценность, мы продолжаем оценивать его в пересчете на кубометры дров. Отсутствие экономической оценки лесных ресурсов приводит к многочисленным ошибкам при принятии управленческих решений. Не достаточное осознание экономической и экологической значимости лесов снижает ответственность за сохранность глобально значимого ресурса и национального достояния.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 604.00 Кб (Скачать)

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Федеральное агентство по образованию 

      НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

      Экономический факультет

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

«Моделирование использования и экономическая оценка лесных ресурсов: модель оптимальной ротации леса Фаустманна; риск пожара (расширение модели Фаустманна); особенности управления лесными ресурсами» 
 
 
 

Выполнил:  студентка 4 курса, гр. 8709

Шуркалова Екатерина  Валентиновна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск

20 11

Введение

      лесной  ресурс экономический защита

      Широко  известна роль лесов для экосистем  и жизни человека. Леса, произрастающие в горах, пустынях, степях, по берегам  водоемов, вокруг городов выполняют  почвозащитные, климаторегулирующие, водоохранные, водорегулирующие и рекреационные функции. Именно в них сосредоточено основное биоразнообразие страны. Однако истинную экономическую стоимость леса мы не можем оценить. Признавая его неоспоримую национальную ценность, мы продолжаем оценивать его в пересчете на кубометры дров. Отсутствие экономической оценки лесных ресурсов приводит к многочисленным ошибкам при принятии управленческих решений. Не достаточное осознание экономической и экологической значимости лесов снижает ответственность за сохранность глобально значимого ресурса и национального достояния.

      Россия – крупнейшая лесная держава, на территории которой сосредоточено около 25 % мировых запасов древесины на корню. В отношении лесов бореальной и умеренной зон Россия является абсолютным мировым монополистом, обладая почти половиной мировых ресурсов. Эти леса являются самым крупным «хранилищем» углерода в мире.

      Общая площадь суши России, включая внутренние водоемы, составляет 1,7 млрд. га. Относительно благоприятные климатические условия для произрастания лесов имеются на 60 % суши, поэтому они являются наиболее представительным типом растительного покрова страны. Только на крайнем севере и юге Европейской части России лесной покров отсутствует. Основными воспроизводимыми природой ресурсами страны являются лесные ресурсы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Лесные  ресурсы

    Лесные  ресурсы - это один из видов биологических ресурсов. Лесосырьевые ресурсы имеют огромное жизненное значение: с их использованием связаны мощные отрасли промышленности, значительная часть работающего населения.

    Важной  особенностью лесных ресурсов является возможность многоцелевого использования.

    С точки зрения методов оценки важное свойство лесов (как и с/х ресурсов) - их ареальное, площадное распространение. С этим связаны некоторые методические особенности оценки лесных ресурсов. Во-первых, оценка может проводиться в различных территориальных масштабах - от небольших участков внутри лесных кварталов до обширных зон. Во-вторых, возможна параллельная разработка двух рядов оценок - по природным и по хозяйственным единицам. В первом случае объектом оценки выступают технологически однородные, имеющие сходную биоценотическую структуру участки леса. Во втором случае рассматриваются единицы хозяйственного лесопользования - территории предприятий лесной промышленности (или лесхоза), лесосырьевые базы, лесоэкономические районы, лесные ресурсы экономических районов и т.д.

    Основными элементами оценки лесных ресурсов следует рассматривать следующие:

    1. Объем - общая площадь лесов оцениваемого объекта, суммарный запас древесины;

    2. Природные свойства - концентрация запасов (запас на единицу площади), качество и структура древостоев (состав по породам, бонитетам, классам возраста);

    3. Природные и экономические условия освоения.

    Эти элементы относятся к лесопромышленному  использованию, т.е. к вырубке лесов для получения древесного сырья, поскольку данный вид использования имеет наибольшее хозяйственное значение.

    Леса, в отличие от полезных ископаемых занимают определенную площадь земной поверхности и доступны для непосредственного  обозрения, их можно учесть с исчерпывающей полнотой. В практике отечественного лесного хозяйства осуществляется комплекс взаимосвязанных мероприятий по инвентаризации лесов, изучение природных и экономических условий лесного хозяйства отдельных районов, выявлению технической ценности лесов, их особенностей и требований с точки зрения лесоводства, проектирование рационального режима использования и воспроизводства лесных ресурсов.

      При экономической оценке лесных ресурсов необходимо исходить из двойственной народно-хозяйственной ценности их. Ценность лесов определяется, во-первых, их ролью как источника древесины и продуктов побочного лесопользования и, во-вторых, их средозащитными функциями.

      В настоящее время лесные ресурсы  оцениваются в виде попенной платы, или лесной таксы, которая должна возмещать затраты государства на ведение лесного хозяйства. Но, как известно, цены не способствуют рациональному использованию природных ресурсов в связи с ориентировкой их на средние затраты лесозаготовительных предприятий. В этих условиях использование худших лесных участков с себестоимостью лесозаготовок выше средних затрат приводит к нерентабельной работе предприятий и соответственно к недорубу расчетных лесосек на худших участках и перерубу на лучших, что нарушает нормальную эксплуатацию лесного хозяйства.

      Одновременно  при таком подходе предметом  эксплуатационной оценки становится только древесный запас, а не совокупность всех компонентов лесного биогеоценоза (территорий, занятых лесами), рассматриваемого в качестве единого  объекта природопользования.

      При этом в основу определения эксплуатационной ценности лесоземельного угодья положен  принцип максимизации суммарной  лесоэксплуатационной ренты. Одновременно с установлением ее величины определяется возраст кадастровой спелости, максимизирующий эксплуатационную ценность.

      Оценка  средозащитной ценности лесов находится  в стадии теоретической разработки. Один из подходов к практическому  решению этой проблемы основан на установлении норматива  для  приведения  разновременных  затрат  и  эффектов  (норматива дисконтирования) в лесном хозяйстве, исходя из социально-экологических требований к режиму лесопользования. Весьма низкий норматив приведения разновременных затрат и эффектов показывает, что часть продукции лесного хозяйства (средозащитный эффект леса) не получает денежного выражения, а поступает в распоряжение общества практически бесплатно. 

    Моделирование использования и  экономическая оценка лесных ресурсов. 

  Лес относится к воспроизводимым ресурсам. Если для многих других воспроизводимых ресурсов, таких как рыба или вода, их запас восстанавливается естественным путем, то лесовосстановление обычно требует специальных мероприятий (лесопосадка) и длительных сроков. Кроме того, прирост полезной биомассы (древесины) нелинеен во времени и зависит от возраста леса. Таким образом, для собственника леса встает вопрос об определении оптимального возраста рубки.

     Модель  оптимальной ротации леса Фаустманна помогает рассчитать наиболее выгодные условия (а именно возраст рубки  леса) эксплуатации лесного массива. Модель определяет, что эксплуатация лесного массива состоит из бесконечного количества циклов, каждый из которых включает: период роста леса, рубка леса, лесопосадка. Еще на возраст рубки влияет риск пожара, что также учитывает модель Фаустманна.

     Необходимо  отметить, что лес имеет и несырьевые полезности. Он выполняет ряд экологических  функций – поглощает углекислый газ, защищает почвы от эрозии и др. А также лес представляет рекреационную  ценность для людей. Таким образом, сырьевое использование леса уничтожает на время его экологические и рекреационные полезности.

     Оптимальная ротация леса рассчитывается с учетом наличия тех или иных или вместе имеющихся несырьевых его полезностей, основные: наличие промысловых (и  непромысловых) видов животных и рыб, эстетическая ценность, регулирование эрозии, состояние водного горизонта. Оптимальный период ротации при наличии сырьевых и несырьевых полезностей леса составляет около 36 лет, в зависимости от оценки несырьевых полезностей.

  Модель оптимальной ротации леса Фаустманна (Faustmann, 1849). Рассмотрим массив леса, состоящий из деревьев одного возраста. Собственник лесного массива планирует продавать лес на корню, причем сведение леса производится целиком и сразу, после чего собственник высаживает новый лес. Таким образом, эксплуатация лесного массива состоит из бесконечного количества циклов, каждый из которых включает три этапа: 1) рост леса, 2) рубка леса, 3) лесопосадка. Такой режим эксплуатации лесных ресурсов описывается одним численным параметром - возрастом рубки леса Т.

  Собственник извлекает доход от рубки леса один раз за цикл. При этом совокупный доход зависит от цены на лес и удельных лесозаготовительных затрат в момент рубки, а также от количества биомассы (древесины), которое меняется во времени. Обычно биомасса растет с возрастом лесного массива, но при достижении лесом определенного возраста ее прирост замедляется, и при этом может также падать качество древесины. Таким образом, совокупный чистый доход от рубки леса равен произведению объема биомассы и цены за вычетом затрат лесозаготовки, а в общем виде описывается функцией, зависящей от времени, - V{t).

  Совокупные лесовосстановительные затраты (затраты на сведение и высадку леса в конце каждого цикла) осуществляются в год рубки и составляют С. Рыночная процентная ставка δ постоянна во времени.

  Рассмотрим первый цикл. Если рубка и лесопосадка будут произведены в момент, когда возраст леса достигнет Глет, то выгоды собственника, дисконтированные к начальному моменту времени, составят (V(T)-Qe-δ1. Поскольку все параметры задачи одинаковы для каждого цикла, то очевидно, что оптимальный возраст рубки Т будет одинаков для всех циклов.

  Например, выгоды второго цикла, дисконтированные к начальному моменту времени, составят  

        

  Итак, длина каждого цикла равна искомому возрасту рубки Г. При планировании графика сведения леса собственник максимизирует суммарный поток будущих выгод от эксплуатации ресурса, дисконтированных к настоящему моменту (NPV):

        

  Поскольку горизонт планирования бесконечен, формула для дисконтированного потока выгод сводится к компактной форме: 

        

      Задача собственника состоит в нахождении длины цикла Т, максимизирующей NPV:

        

  Необходимым условием оптимальности Т является условие dNPV/dT=0: 

        

  Оптимальный возраст рубки достигается в точке, где числитель необходимого условия оптимальности равен нулю.

Преобразовав последнее выражение, получаем уравнение Фаустманна: 
 

        

Прослеживается определенная параллель между уравнением Фауст-манна и правилом Хотеллинга. Напомним, что по правилу Хотеллини темп прироста выгод от сохранения запаса равен ставке дисконтерования которая представляет собой упущенный процент при решении отложить эксплуатацию ресурса. Подобно правилу Хотеллинга, левая часть уравнения Фаустманна представляет собой темп прироста выгод

от эксплуатации леса, если рубка откладывается до момента Т. Напомним, что функция чистого дохода от рубки леса V(T) представляет собой произведение биомассы на цену за вычетом затрат в момент рубки Т. Поэтому темп прироста выгод от сохранения лесного массива зависит как от скорости изменения цены на древесину и затрат рубки, так и от скорости биологического прироста леса.

Информация о работе Моделирование использования и экономическая оценка лесных ресурсов: модель оптимальной ротации леса Фаустманна; риск пожара (расширение