Международные объекты охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 08:38, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших объектов международной охраны является Космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос — достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них международным сообществом признаны: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства. Оговорены также условия спасения космонавтов.

Содержание

Введение 2
1. Международные объекты охраны окружающей среды 2
2. Схема. Международные объекты охраны окружающей среды 3
3. Отличительные характеристики международного экологического права 7
4. Предмет международного экологического права 7
5. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды: 8
6. Рекомендательные акты в сфере охраны окружающей среды 10
7. Концепция экологической безопасности 11
8. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) 13
9. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды 13
10. Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду 17
Заключение 19
Литература 20

Работа содержит 1 файл

эколог право.docx

— 79.54 Кб (Скачать)

Экологическая безопасность – это сложная взаимосвязанная  и взаимозависимая система экологических  составляющих плане ты, а также  сохранение и поддержание существующего  естественного природного баланса  между ними.

Принцип экологической безопасности из всего комплекса вопросов охраны окружающей среды выделяет главное: недопущение эко спазма как условие выживаемости человечества. Этот принцип устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью. При этом защита и улучшение охраны окружающей среды, рациональное использование всех природных ресурсов тесно увязываются с обеспечением всех аспектов международной безопасности, в том числе с разоружением.

Юридическое содержание принципа экологической безопасности состоит  в обязанности государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы  исключить усиливающееся воз  действие экологических стрессов на местном, национальном, региональном и  глобальном уровнях. Любая деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы исключить нанесение ущерба не только другим государствам, но и  всему международному сообществу в  целом.

Международная экологическая  безопасность предполагает та кое состояние  международных отношений, при котором  обеспечивается сохранение, рациональное использование, воспроизводство и  повышение качества окружающей среды. Правовыми средства ми обеспечения  экологической безопасности являются как региональные, так и универсальные  международные договоры. Речь идет также о необходимости формирования своего рода “экологического правового  пространства” и необходимости  разработки единого правового документа  в области защиты окружающей среды, который стал бы одной из важнейших  составляющих эко логической безопасности.

  1.  Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

 

В 1972 году в Стокгольме на Конференции ООН по окружающей человека среде была принята рекомендация о создании ЮНЕП, и на ХХУ11 сессии Генеральной Ассамблеи резолюцией 2997 была учреждена Программа ОЮН по окружающей среде. Основная цель ЮНЕП заключается в организации и проведении мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества.

Программа создана в рамках системы ООН в целом и направлена на координацию в области охраны природы на общесистемном уровне. Основными задачами ЮНЕП являются содействие международному сотрудничеству в области  окружающей среды и разработка соответствующих  рекомендаций; общее руководство  политикой в области охраны окружающей среды в рамках системы ООН; разработка и обсуждение периодических докладов; содействие прогрессивному развитию международного права охраны окружающей среды и ряд других.

В организационном отношении  ЮНЕП состоит из Совета управляющих, Секретариата, Совета по координации  деятельности в области окружающей среды и добровольного Фонда  ЮНЕП.

  1. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды

 

В современных условиях закономерно  и неизбежно усиление координирующей роли международного права в общем  процессе правового регулирования  защиты окружающей среды. Это объясняется  угрозой широкомасштабного трансграничного  ущерба национальным системам окружающей среды, возникающей в процессе многих видов современной деятельности государств. Усиление' координирующей роли международного права по отношению к национальному праву в области защиты окружающей среды вытекает также из развивающейся ситуации всеобщей эко логической опасности, когда масштабы ущерба, наносимого окружающей среде, свидетельствуют о тенденции к нарушению всей планетарной системы окружающей среды, к непредсказуемым изменениям во всей общественной и экономической жизни человечества. Возникает необходимость разработки и принятия универсальных императивных норм поведения государств. Это позволило бы реализовать обоснованную Генеральной Ассамблеей ООН, ЮНЕП и Всемирной комиссией по вопросам окружающей среды и развития задачи осуществления глобальной стратегии защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, которая основана на концепции устойчивого и экологи чески безопасного долговременного развития.

Концепция устойчивого развития была выдвинута Международным союзом охраны природы в 1980 году в документе, который назывался “Всемирная стратегия  охраны природы”. Смысл концепции  состоит в том, что экономически более выгодно предотвратить возможный ущерб, чем затрачивать средства на ликвидацию его последствий. В 1986 году в Оттаве на Международной конференции по охране природы и развитию был разработан ряд принципов по обеспечению устойчивого развития. В 1987 году в отчете Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития, руководимой Гру Харлем Брундтланд, прозвучало предупреждение о том, что необходимы изменения в деловой активности и образе жизни людей, иначе человечество ожидает резкое ухудшение окружающей среды. Комиссия заявила, что экономика должна удовлетворять нужды людей, но ее рост должен вписываться в пределы экономических возможностей планеты.

Новые возможности и перспективы  международного взаимодействия в области  охраны окружающей среды открываются  на пути материализации результатов  Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Россия стала участницей рамочных глобальных конвенций ООН об изменении климата и о биологическом разнообразии.

Главная задача Рамочной конвенции ООН об изменении климата – регулирование использования глобального ресурса, которым является атмосфера, путем контролирования на равноправной основе глобальных выбросов газов антропогенного происхождения.

Конечная цель Конвенции  – достижение стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере  на уровне, который предотвратил бы опасное антропогенное вторжение  в климатическую систему.

В Конвенции по биоразнообразию  подчеркивается, что сохранение биоразнообразия  является общей задачей человечества, а государства, обладая суверенными  правами на свои биологические ресурсы, отвечают за сохранение своего биоразнообразия  и устойчивый характер использования  биоресурсов. Целями Конвенции являются сохранение биоразнообразия, устойчивое использование его компонентов  и справедливое и равноправное распределение  выгод, возникающих в результате использования генетических ресурсов, в том числе путем соответствующего доступа к ним и передачи технологий с учетом всех прав на ресурсы и технологии.

Подписание упомянутых конвенций  представителями 154 государств служит еще одним реальным практическим шагом на пути к достижению глобального консенсуса по наиболее актуальным проблемам в области охраны окружающей среды.

Одним из документов, принятых Конференцией, является Заявление по принципам для глобального консенсуса по рациональному использованию, сохранению и устойчивому развитию всех типов  лесов. Оно впервые отражает консенсус  государств по вопросам использования  и сохранения всех типов лесов  независимо от их географического положения, тогда как ранее основное внимание уделялось проблемам тропических лесов.

Конференция приняла программные  документы: Декларацию Рио (27 принципов, нацеленных на содействие управлению экономической деятельностью и  поведением в области охраны: окружающей среды в направлении достижения глобального устойчивого развития) и Повестку дня на ХХ1 век (стратегия глобального природоохранного сотрудничества в свете сочетания экологических задач с устойчивым экологическим развитием). Эти документы отражают концепцию “глобального партнерства”, которое подразумевает необходимость учета специфических условий и потребностей стран с переходной экономикой, к числу которых Конференцией была отнесена и Россия. Такой же статус был предоставлен бывшим республикам СССР и странам Восточной Европы.

Согласно решению Конференции, в ООН образована новая структура  – Комиссия по устойчивому развитию, в формирование которой Россия включилась с самого начала.

Конференция стала тем  форумом, после которого концепции  охраны окружающей среды и социально-экономического развития уже не могут рассматриваться изолированно.

 

 

 

 

 

  1.  Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду

 

Существует целый ряд  документов, в которых содержатся нор мы, защищающие природную среду  во время войны.

Здесь необходимо отметить Санкт-Петербургскую декларацию 1868 года, Декларации 1899 года, Гаагскую конвенцию  о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года и Положение к ней, Женевскую конвенцию 1949 года о защите гражданского населения во время  войны, Дополнительный протокол 1 1977 года, Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного  использования средств воздействия  на природную среду 1977 года, а также  Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 года.

Так, ст. 35 Дополнительного  протокола 1 закрепляет принцип защиты окружающей среды и запрещает  применять методы или средства ведения  военных действий, которые имеют  своей целью причинить или, как  можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной  среде.

Запрещается причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий. Также запрещается превращать окружающую среду как таковую в объект нападения.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного  использования средств воздействия  на природную среду 1977 года стала  первым международно-правовым договором, который направлен на предотвращение использования сил природы в  качестве оружия ведения войны, так  как в ней речь идет о качественно  новом способе ведения военных  действий, отличающихся крайне неизбирательным  характером. В Конвенции говорится  о запрещении антропогенного воздействия  посредством преднамеренного вмешательства  в естественные процессы. Государства  участники обязуются не прибегать  к использованию средств воздействия  на природную среду в военных  или иных враждебных целях в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда. Объектами здесь могут выступать не только природные ресурсы, но также вооруженные силы и гражданское население.

Особое значение имеет  понятие “враждебное использование”, которое указывает на необходимость  наличия враждебной цели при осуществлении  таких действий. Но не всякое враждебное использование подлежит запрету, а  только такое, которое имеет “широкие, долгосрочные или серьезные последствия”. Любого из этих трех критериев достаточно для того, чтобы считать использование  тех или иных средств воздействия  на природную среду неправомерным.

Запрещается такое использование  средств воздействия на при родную среду, которое одновременно является враждебным и вызывает разрушения, наносит ущерб, превышающий определенный порог, установленный Конвенцией. Вне запрета остается использование средств воздействия в невраждебных, мирных целях, даже если оно может вызвать вредные последствия, превышающие определенный порог. Допускается использование таких средств в военных или иных враждебных целях при условии, что результаты использования будут ниже установленного порога.

Протокол 111 о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия к Конвенции о конкретных видах обычного оружия 1980 года запрещает  превращать леса и другие виды растительного  покрова в объект нападения с  применением зажигательного оружия.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Бринчук М.М.  Экологическое право . КонсультантПлюс, 2009. 

2. Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник для вузов.. М.: Издательство НОРМА, 2001. - 448 стр.

3. Боголюбов С.А. Экономико-правовые проблемы охраны окружающей среды 
Законодательство и экономика, 2009.3.Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. – М., 2010.

4. С. А. Боголюбов, Н. И. Хлуденева.  Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды"

Библиотека  журнала "Право и экономика". Комментарий специалиста

2009 г.

5. Солнцев А. М. Практикум по международному экологическому праву. Учебное пособие. М.: Российский университет дружбы народов, 2011. - 160 с.

6. Чинварин В.А. Охрана окружающей среды и международные отнощения. – М., 2003.

7. Действующее международное право. В трех томах. – Т. 3.

М., 1997. – Разд. ХХЮ.

8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(с изм., внесенными Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ,

Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П)

 

 


Информация о работе Международные объекты охраны окружающей среды