Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:23, реферат

Описание работы

Международное сотрудничество - все направления и формы межгосударственных и межучрежденческих контактов - в области охраны окружающей природной среды с 70-х гг. развивалось весьма активно. Оно стало более интенсивным как по линии прямого политического сотрудничества государств, так и по линии экономического, культурного и научно-технического сотрудничества в рамках правительственных и неправительственных организаций на всех уровнях.

Содержание

Введение
Глава 1. Международно-правовый механизм окружающей среды
Глава 2. Международные организации в области охраны окружающей среды
Глава 3. Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей природной среды
Глава 4. Участие России в международном сотрудничестве
Заключение
Список исследуемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат ЧГУ.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Сохранение  биологического разнообразия, предотвращения глобального изменения климата, борьба с разрушением озонового  слоя, охрана уникальных природных  зон, обмен природоохранными технологиями и информацией и некоторые другие чрезвычайно важные для безопасности биосферы экологические проблемы относятся к приоритетным направлениям международного сотрудничества. В их реализации принимают участие многие страны мира, в том числе Россия.[4]

     Конкретный  план международного сотрудничества в  области экологии на долгосрочный период был обсужден на ранее упомянутой конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в июне 1992 г. На выполнение этого плана, по предварительным  подсчетам, требуется 600 млрд. долл. Кроме названного, главами государств были подписаны еще два документа: Декларация Рио по окружающей среде и развитию и Соглашение по лесам. Чрезвычайно важный экологический международный документ – Конвенция о сохранении биологического разнообразия – не был подписан, так как экологические интересы развитых и развивающихся стран слишком различны.[2]

     Вопросы сотрудничества в области охраны окружающей среды рассматриваются  и на уровне глав государств. Так, президенты РФ и США сделали совместное заявление о своей готовности всемерно способствовать осуществлению двусторонней инициативы по сохранению уникальной экосистемы – озера Байкал. В другом совместном заявлении (ноябрь, 1994г.) президенты обоих государств поддержали идею создания российско-американского международного парка в районе Берингова моря – одного из наиболее продуктивных морских бассейнов, на долю которого приходится почти 10% ежегодного улова во всем мире.[2]

     Подписаны Конвенция по сохранению анадромных видов в северной части Тихого океана (февраль, 1992г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (март, 1992 г.) и др. Министерство природных ресурсов РФ и соответствующее ведомство по охране природы Германии заключили Договор об охране окружающей среды (июнь, 1992 г.). [7]

     Совет Европы – это правительственная  организация регионального уровня, объединяющая более 30 государств Европы и действующая в интересах  европейского единства. Начало деятельности Совета Европы в области охраны окружающей среды относится к 1962 г., когда были созданы Комитет экспертов по охране природы и ландшафта и Европейский комитет по охране природы и природных ресурсов. [7]

     В целях выполнения обязательств по реализации Конвенции ООН об изменении климата  и предотвращения отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения и экономики страны Правительство РФ в октябре 1996 года утвердило Федеральную целевую программу «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий». Конечная цель конвенции заключается в том, чтобы добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. По международным экспертным оценкам, ожидаемый ущерб от изменения климата, при отсутствии адекватных мер по предотвращению отрицательных последствий его изменения, превысит ущерб, наносимый в настоящее время в результате стихийных бедствий и загрязнения окружающей среды. Для условий РФ экономический эффект от реализации программы будет в 2-3 раза превосходить затраты на ее осуществление. Реализация программы позволит выполнить обязательства РФ по Конвенции.[7] 

 

      Глава 4. Участие России в международном сотрудничестве 

     В соответствии со статьей 92 Закона «Об охране окружающей природной среды» «Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды» Российская Федерация исходит в своей политике в области охраны окружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей экономической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений и руководствуется следующими принципами:

     каждый  человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

     каждое  государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

     экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

     хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб  окружающей природной среде, как  в пределах, так и за пределами  его юрисдикции;

     недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

     должен  быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях  за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных  ресурсов на основе международно-признанных критериев и параметров;

     должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;

     государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

     все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами;[9]

     Таким образом, Россия признает приоритет  международных правовых норм в сфере  охраны окружающей природной среды.[9]

     Охрана  окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях:

  • с другими странами СНГ;
  • со странами Балтии;
  • с восточноевропейскими странами;
  • с индустриально развитыми государствами;
  • с развивающимися странами.

     Объекты охраны окружающей среды делятся  на:

     Находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, Мировой океан);

     Используемые  несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево  моря);

     Используемые  двумя государствами (как правило, пограничные объекты – реки Дунай и Амур, мигрирующие животные).[9]

     Российская  Федерация участвует более чем в 50 международных природоохранных договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна явилась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных соглашений:

  • Конвенции о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.)
  • Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.).[9]

     В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили  межправительственное соглашение о  взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств – участников соглашения подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот совет был учрежден для согласования природоохранной деятельности государств. В качестве рабочего органа был создан Секретариат Совета. Деятельность Секретариата фиксируется Межгосударственным экологическим фондом. Ежегодные взносы участников этого фонда равны 0,05% валового национального дохода каждой из стран. Основной задачей фонда является финансирование межгосударственных экологических программ. Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Амударьи, Днепра; озеро Балхаш; Черное, Азовское, Каспийское моря; Приаралье. В настоящее время разрабатываются несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания; о редких, находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений; о сотрудничестве между МЭС и ЮНЕП.[8]

     Активно развивается двустороннее сотрудничество России с США, скандинавскими странами, Германией. На очередной сессии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Правительство США выразило готовность оказать техническое содействие и поддержку конкретным российским природоохранным проектам – это сотрудничество по проблемам озера Байкал;[10]

     Подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о реализации проектов сотрудничества в области охраны окружающей среды  по объектам, расположенным на территории Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных проектов включены: строительство водоочистных сооружений и завода по переработке сложных отходов; внедрение экологически безопасных процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности.[10]

     Основные  направления сотрудничества с Норвегией  связаны с исследованием проблем  локального загрязнения окружающей среды комбинатом «Печенганикель», а также загрязнением Баренцева  и Карского морей. В ходе сессии Российско-Датской комиссии по охране окружающей среды намечена большая программа действий, определено для совместной реализации более 20 проектов.[10]

     Развивается российско-германское сотрудничество, в частности, по решению экологических  проблем в Тульской и Калининградской областях, в районе озера Байкал. Завершены работы по внедрению проекта ИРИС (создание системы радиологического мониторинга) в местах расположения объектов атомной энергетики. На Смоленской АЭС установлена и введена в действие аппаратура, налажен сбор информации о радиологической обстановке, ее обработка и обмен с Германией. Затем проект ИРИС будет введен на Курской и Ленинградской станциях.[10]

     Продолжаются  двусторонние контакты и сотрудничество с Нидерландами, Канадой, Великобританией и Китаем.[10] 

 

      Заключение 

     Итак, подводя итог всему ранее сказанному, перед тем, как окончательно поставить  точку, хочется еще раз заметить необходимость защиты окружающей среды  от экологической катастрофы. Нельзя не оценить тот вклад в сохранение живой природы, который вносят международные организации по охране окружающей природной среды. Но говорить о максимальной эффективности можно будет лишь в том случае, если каждый из нас осознает необходимость сохранения того мира, в котором он живет. Не нужно быть большим специалистом в области экологии, чтобы предсказать ситуацию, которая будет в ближайшем будущем, еще, образно говоря, вчера никто бы не задумался над проблемой питьевой воды, а уже сегодня она стоит пока еще не остро, но занимает одно из первых мест в проблемах экологии. Значит, завтра мы будем стоять перед проблемой, каким воздухом нам дышать. Конечно, можно на все махнуть рукой, сказав, что на мой век хватит, но мы забываем, что у нас будут дети и внуки.

     Но, в любом случае, какими бы желаниями  мы не были одержимы, нужно с благодарностью относиться к истокам, с которых и началась цивилизация, и люди в «лице» международных организаций по охране окружающей среды должны со своей стороны привлекать в свои ряды все больше и больше единомышленников – других стран, которые перерастут в одно единогласное движение, направленное на спасение всего живого на земле.

     Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в течение прошедших  десятилетий, несомненно, прогрессировало. Оно расширилось, охватив все страны и народы, стало более глубоко связанным с всесторонним развитием общества. Возросла научная обоснованность природоохранительной деятельности правительств и международных организаций. Сотрудничество выросло в организационном отношения. Природоохранительное сотрудничество стало неотъемлемым элементом жизни международного сообщества на современном этапе. 

 

      Список литературы 

1. А.  Г. Банников. Основы экологии и  охрана окружающей среды. –  М.; 1999

2. Э.  А. Арустамов. Экологические основы  природопользования. – М.; 2001

3. Э.  А. Арустамов. Природопользование. – М.; 2000

4. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. - М.: Аспект Пресс, 2000.

5. Социально-экономические проблемы управления природопользованием. Концептуальный аспект. Монография. В.А. Осипов - Тюмень, изд-во ТюмГУ, 1999, 248 с.

6. Иметхенов А.Б. Экология, охрана природы и природопользование / А.Б. Иметхенов, А.И. Куликов, А.А. Атутов. – Улан-Удэ, 2001. – С.345-362.

7. www.ecologylife.ru/

8. www.ecoportal.ru/

9. www.priroda.su/

Информация о работе Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды