Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:30, курсовая работа
Поэтому цель курсовой работы определена следующая - изучение методики подготовки и проведения экологических экскурсий. Для достижения поставленой цели были определены следующие задачи:
- познакомить с природным потенциалом Беларуси и ее охраной;
- определить сущность, классификацию экологических экскурсий;
- уметь определить методические требования к подготовке и проведению экологических экскурсий;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе и чувства любви к родному краю.
Введение........................................
Глава 1 . Методика подготовки и проведения экологических экскурсий.
Природный потенциал Беларуси............................
Охрана природы в Беларуси..........................................
Экологические экскурсии как часть природоведческих экскурсий..............................
Методические особенности подготовки экологических экскурсий..............................................
Требования, предъявляемые к проведению экологических экскурсий............................
Глава 2. Методические приёмы показа и рассказа в экологических экскурсиях.....................................
Заключение................................
Список литературы..................................................
Приложение
- ботанические,
- по уникальным памятникам природы.
Во всех указанных темах обязательно присутствует подтема, связанная с экологией. Более того, в настоящее время тема "Экология" включена в классификацию экскурсий отдельной строкой.
Экологические экскурсии вызывают все больший интерес у современного общества, что обусловлено теснейшей связью экологии с важнейшими проблемами современности: загрязнением и отравлением среды обитания человека отходами его жизнедеятельности, угрозой истощения природных ресурсов, разрушением естественной взаимосвязи мира природы и мира человека и другие. Понимание этих угроз изменило современного человека. Чтобы экологический императив стал определяющим в его сознании, экологию как самостоятельную дисциплину включают в учебные планы многих учебных заведений нашей республики. Углубленному изучению данной дисциплины как нельзя лучше способствуют разработка и проведение экскурсий экологической тематики. Эффективность метода экологического воспитания возрастает благодаря сочетанию теоретических сведений о защите и охране окружающей среды с личным взаимодействием в системе "человек — среда" на экскурсиях, где происходят живое общение с этой средой и ее исследование. У экскурсантов формируется представление о целостности мира и всех его явлений, позволяющее понять учение об эволюции Ч. Дарвина, учение В.И. Вернадского о ноосфере, идеи А.Л. Чижевского и других ученых, а также уяснить смысл их деятельности.
Создание данного вида экскурсий возможно по следующим направлениям:
♦ экология и человек;
♦ экология воздушного бассейна;
♦ экология водного бассейна;
♦ экология животного и растительного мира.
Географические экскурсии изучают не только природу страны, но и хозяйство, культуру и быт народа, то есть природные и культурно-экономические особенности территории.
Геологические экскурсии знакомят экскурсантов с происхождением и строением Земли, богатством недр, рассказывают о значении и добыче полезных ископаемых. Здесь обязательно должна прозвучать подтема «Охрана недр».
Одной из разновидностей геологических экскурсий являются минералогические экскурсии(по месторождениям минералов), где даются сведения не только о свойствах и применении минералов, но и о процессах минералообразования.
Гидрологические экскурсии организуются по морям, рекам, озерам, рекам и водопадам. В них рассказывается о значении водных ресурсов в быту, народном хозяйстве, о развитии гидроэнергетики и принятой в нашей стране водном законодательстве по охране вот от загрязнения и истощения. Обязательно в гидрологических экскурсиях дается рассказ о рыбных ресурсах.
Наиболее распространенные экскурсии из природоведческих экскурсий – это ботанические экскурсии. В ходе экскурсии экскурсовод рассказывает о растительном мире данного края и называет наиболее типичные для данной местности, а также реликтовые и экзотические растения, дает представление об их использовании в народном хозяйстве, медицине. Задача ботанической экскурсии состоит не только в ознакомлении с растительным миром, но и в необходимости раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности природных процессов и явлений, их хозяйственного и оздоровительного значения.
Довольно сложно проводить зоографические экскурсии, в которых необходимо раскрыть влияние биологических условий на видовой состав, развитие, численность, миграцию животных, рассказать об их приспособляемости к окружающей среде, их значении для человека, народного хозяйства, а также об охране животных.
Проведение
экскурсий экологической
При подготовке экологических экскурсий сначала определяются объекты, затем подбирается литература.
Выбранный объект должен быть доступен для осмотра, наблюдения, изучения, а его местонахождение – удобным для транспортного сообщения и отдыха экскурсантов. На каждый объект составляется карточка.
В естественной природной среде объектами экскурсии могут быть леса, рощи, парки, озера, реки, уникальные памятники природы (например, валуны), восход и заход солнца и т.д. Природоведческие экскурсии, а также и экологические можно создавать повсеместно — и в городах, и на загородных маршрутах.
Цель
экологических(
Задачами данного вида экскурсий являются: ознакомление с растительным миром (наиболее типичными, реликтовыми и экзотическими растениями) региона, возможностями использования растений в различных отраслях хозяйства (ботанические экскурсии); знакомство с богатствами и строением недр Земли, наличием, добычей и использованием полезных ископаемых (геологические экскурсии). В Республике Беларусь свыше 10 тыс. озер и 20 тысяч рек — богатый потенциал для создания экскурсий гидрологической тематики с рассказом о значимости водных ресурсов в жизнеобеспечении человека, о богатстве растительного мира и рыбных ресурсов наших водоемов. Попутно экскурсанты познакомятся с основами законодательства по охране вод от загрязнения промышленными отходами и т.п.
Задачи
экологических экскурсий: ознакомление
с растительным миром региона, использование
его растений в различных отраслях хозяйства.
Методика проведения экологических (природоведческих) экскурсий обусловлена, прежде всего тем, что экскурсанты могут вступать в непосредственный контакт с объектами осмотра. Для показа выбираются самые живописные уголки природы с тем, чтобы экскурсия имела не только научно-познавательную ценность, но и могла бы вызвать у экскурсантов глубокие эстетические переживания, желание оберегать увиденную природу.
Отличительной особенностью методики показа объекта природы является то, что источником информации выступает сам объект, а не события, с ним связанные. В отличие от объетов исторических, архитектурных, литературных и других объекты живой и неживой природы находятся в постояннном движении, во взаимосвязи, меняют свой облик (луг весной и осенью).
При показе
объектов природы применяется
Из методических приемов рассказа в природоведческих экскурсия чаще всего прибегают к описанию, или характеристике и объяснению, благодаря которым можно вскрыть причинные связи между объектами. Глубже познать окружающую природу помогают наблюдения за растениями, животными и явлениями природы.
Не всегда в природоведческой экскурсии объекты или природные явления можно показать в натуре: мы слышим пение птиц, но их самих не видим, нельзя летом увидеть весенний разлив реки. В этих случаях используются наглядные пособия: натуральные (гербарии, коллекциии семян, минералов), изобразительные (репродукции картин художник-пейзажистов, рисунки, фотографии растений, рыб, птиц и т.д.), звуковые (записи голосов зверей, пения птиц), а также магнитофонные записи музыкальных произведений, стихов о природе в исполнении мастеров искусств.
В природоведческие
экскурсии рекомендуется
Глава 2. Методические приемы показа и рассказа в экологических экскурсиях.
В курсовой
работе рассказывалось о экологических
экскурсиях, их сущности, классификации,
методических особенностях подготовки
и проведения. Поэтому хотелось бы показать
использование методических приемов показа
и рассказа на практике. Для этого составлена
экскурсия по ландшафтному заказнику
«Свитязянский», в которой использованы
различные методы показа и рассказа.
«Легендарное озеро»
Калі ты ў Наваградак трапіш, бывае,
Скіруй - не забудзь - на Плужыны.
У пушчы, дзе сцежка гушчар расхінае,
Ты коней
спыні ля альшыны.
Між дрэў, бы ў вяночку, адкрыецца воку
Там возера Свіцязь, як дзіва.
Як быццам хто шыбіну лёду звысоку
Сюды апусціў беражліва.
Так писал Адам Мицкевич о озере - великий поэт, наш земляк. Он много бывал на Свитязи, часами просиживал под сенью вековых деревьев. А дубы все шептали вещие свои сны, навеянные водами, и рождались знаменитые баллады — «Свитязь», «Свитязянка» и «Рыбка». Здесь ранее прорастал дуб-великан, под которым он любил отдыхать, к сожалению, спилен. Но те, кто приезжает сюда уже не один год, всегда вспоминают его развесистую густую крону, покрытую бурой корой, овеянную ветрами столетий. Он как подлинное воплощение зрелой мудрости высился над землей и с доброй улыбкой наблюдал старый свет, новую жизнь и... свою кончину.
Расположено озеро Свитязь на южном склоне Новогрудской возвышенности, высшая точка которой приподнята над уровнем моря на 323 метра. Поэтому здесь несколько прохладнее, чем в соседних районах. А это, естественно, отражается на растительном мире. Сказывается и то, что озеро находится на водоразделе бассейнов Немана и Щары. Возле него нет крупных рек и озер. Свитязь живет «самостоятельной жизнью». В озеро не впадает ни одна речка, а вытекает лишь Своротва, приток Молчади. Уровень воды в нем всегда одинаковый, не влияют ни таяние снега, ни большие дожди, ни засухи. Почему это так происходит, давно интересует людей.
Существует предание, в котором говорится, что когда-то заинтересовался этим местный пан. Он приказал крестьянам прорыть два канала, чтобы спустить с озера воду. Но она так стремительно пошла по каналам, что затопила несколько домов в деревне. А пану после этого приснился сон, что явилась к нему в образе девушки Свитязь и, грозно взглянув на него, сказала, что если он не оставит своей затеи, то озеро разольется и затопит все вокруг на семь миль. Пан испугался, и каналы были засыпаны. Следы тех каналов есть и сейчас. Но интерес к тому, откуда поступает в озеро вода и куда она уходит, не оставил пана. По его приказу поймали трех щук, окольцевали и пустили в озеро. На кольцах было написано: кто поймает щуку, должен пригласить пана на обед. Конечно, не обед интересовал его. Прошло некоторое время, и две щуки были пойманы: одна в Озеранах, возле Новоельни, другая — в Колдычевском озере под Барановичами. Так пан узнал о подземных источниках, которые связывают озеро Свитязь с другими озерами.
Каково же оно, это легендарное озеро Свитязь? Расположено на высоте 258 метров над уровнем моря. Площадь 2,24 квадратного километра. Длина 1,7, ширина 1,6 километра. Средняя глубина 3, наибольшая 15 метров. У берегов дно песчаное, дальше выстлано черным илом. Озеро медленно зарастает. В озере и на берегах прорастает множество редких растений, которые внесены в Красную книгу и поэтому был образован ландшафтный заказник для охрпны природы.
В 1960 году
Гродненским облисполкомом
Образован заказник с целью охраны уникального озерно-лесного комплекса - исключительного по прозрачности воды озера Свитязь, в котором обитают редкие реликтовые виды растений, а также прилегающего к нему лесного массива с редчайшими видами растений белорусской флоры и разнообразной типологической структурой лесов. Охрана заказника была возложена на Министерство лесного хозяйства БССР. Общее наблюдение и контроль за состоянием, охраной и использованием территории заказника возложены на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Новогрудский районный исполнительный комитет. Однако охрана озера и прилегающей территории выполняется не в полной мере, режим охраны заказника постоянно нарушается. Положение о заказнике устарело и не соответствует современным требованиям закона об особо охраняемых природных территориях, отсутствует план управления охраняемой территорией.
Информация о работе Методика подготовки и проведения экологических экскурсий