Методика экологического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:26, контрольная работа

Описание работы

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Содержание

1.Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников.


2.Виды экскурсий.


3.Подготовка воспитателя к проведению экскурсий.


4.Методика проведения природоведческой экскурсии.

Работа содержит 1 файл

экология.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

При выполнении детьми самостоятельной работы воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать ребятам, как пользоваться, например, совком, как выкапывать растения. Однако помощь не должна сводиться к выполнению работ за детей.

Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами качество предмета, запоминают названия растений. Можно провести такие игры, как: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три – к ясеню (липе) беги!».

В заключительной части экскурсии воспитатель ещё раз обращает внимание на общую картину природы.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект №1.

Экскурсия в лес (старшая группа).

 

Программное содержание: познакомить детей с весенними явлениями природы в лесу (распускаются листья на кустах и деревьях, оживают муравейники, появляются первоцветы); показать, что лес – это «многоэтажный дом» (сообщество), в котором на разных «этажах» (ярусах) живёт много растений и животных, которые нужны друг другу; учить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни; воспитывать интерес к природе, умение видеть её красоту, желание сохранять всё живое; развивать чувство «дома»: лес – это «дом» для человека, где он отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса (грибы, ягоды, орехи).

 

Организация экскурсии.

Воспитатель объявляет детям об экскурсии за 2-3 дня, просит подготовить дома рюкзаки, подходящую обувь, сухие хлебные изделия для завтрака на природе, пластмассовый стаканчик, старые перчатки для сбора мусора, игрушечные фотоаппараты. Сам готовит большой термос с чаем, походную аптечку, полиэтиленовую плёнку для того, чтобы расстелить её на земле. Группу сопровождают 2-3 взрослых (желательно физрук, эколог, медсестра). Хорошо, если у кого-то из взрослых будет фотоаппарат для фотографирования природы и детей. Маршрут в лес должен быть заранее осмотрен взрослыми.

Примерный ход экскурсии.

Накануне в разговоре с детьми воспитатель напоминает о правилах поведения в лесу (не шуметь, чтобы услышать лесные голоса; ходить осторожно, чтобы ничего не сломать и никого не раздавить; не оставлять мусора; замечать красоту, новые, необычные явления природы).

В начале экскурсии воспитатель показывает красоту весеннего леса, красоту оживающей природы. Просит глубже дышать, вдыхая лесной аромат. Предлагает ребятам сфотографировать красивые явления, которые они заметили. Взрослый с фотоаппаратом показывает детям, что он собирается снять, выражает свои чувства, даёт эстетическую оценку окружающему.

Ведя детей к намеченной поляне, воспитатель обращает их внимание на первоцветы, муравейники, немногочисленные травы. Специально останавливается около берёз, ёлочек. Предлагает детям придумать и сказать деревьям ласковые слова, полюбоваться ими.

На поляне организуется завтрак, после которого воспитатель рассказывает, что лес – это «многоэтажный дом». На каждом его «этаже» свои жильцы. На высоких деревьях гнездятся белки, клесты, дятлы, иволги, совы. В кустарниках устраивают свои гнёзда соловьи, дрозды. На земле живёт много лесного «народа» - зайцы, лисы, ежи, лягушки, лоси, мыши. Особый «этаж» - под землёй – занимают кроты, черви, почвенные насекомые. Всё это – лесные животные. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнёзд, нор. Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок людей.

Далее организуется свободная прогулка детей вблизи поляны. Воспитатель просит осмотреть ребят окружающую часть леса, понаблюдать за интересными явлениями, выяснить, есть ли мусор. Напоминает, что мусор можно сложить в том месте, где уже имеются кострища, - его в дальнейшем сожгут. Мусор надо собирать палочкой или руками в перчатках. Просит ребят не пропускать интересные предметы на земле – шишки, коряги, жёлуди, перья, которые можно взять с собой для поделок.

В завершение экскурсии воспитатель хвалит ребят, которые были активны, просит всех попрощаться с лесом – вслух сказать ему добрые слова. После сбора вещей воспитатель обращает внимание детей на то, что особенно запомнили и то, что фотографировали в лесу.

На следующий день в свободное время воспитатель читает рассказ М. Пришвина «этажи леса». После чтения те, кто захочет, могут нарисовать иллюстрации к тексту рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект №2.

Экскурсии на луг (подготовительная  к школе группа).

 

Цель:  уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света; учить различать и называть некоторые из них (клевер, луговую герань, мышиный горошек и другие), учить отыскивать насекомых: кузнечика, стрекозу, 1-2 вида бабочек, отмечать различия (величина, цвет крыльев, длина ног) и сходство (у всех у них по три пары ног); приучать детей чувствовать красоту и приволье лугов, напоенных ароматом трав.

Ход экскурсии.

Воспитатель, придя на луг, рассматривает местность, определяет ее особенности (открытое пространство, простор). При затруднении сравнивает луг с граничащим с ним лесом, отмечает, что на лугу растут невысокие растения. Вместе с детьми любуется лугом.

 

Смотрите, как луга благоухают,

Упитана дождем зеленая трава,

И легкий ветерок с волной реки играет,

И рожь златистая колышется едва

 

В ходе экскурсии особое внимание уделялось редким и уязвимым растениям – медуница, мать-и-мачеха, а так же другим растениям. Дети находили их на лугу, называли их, выделяли их основные характеристики.

 

Воспитатель: Какой цветок тоже похож на одуванчик? Это мать-и-мачеха. А теперь найдите мать-и-мачеху. Это тоже лекарственное растение. Листья крупные, круглые. Приложите к щечке лист гладкой стороной. Что вы почувствуете?

 

Дети: Прохладу.

 

Воспитатель: А теперь приложите шероховатой стороной. А что вы почувствовали сейчас?

 

Дети. Тепло.

 

Воспитатель: Почему растение так названо? Как вы думаете?

Мать - теплая, ласковая, мягкая сторона листа. А мачеха - холодная, гладкая его сторона. Это растение люди всегда использовали для лечения от простуды и кашля.

 

Воспитатель акцентировал внимание детей на том, что такие растения легко повредить, сломать, что нужно с ними бережно обращаться, иначе они могут погибнуть, и тогда их не останется совсем. Большое значение придавалось характерным особенностям растений.

 

Воспитатель: Всмотритесь в цветок и разглядите его, какой он? Одуванчик - лекарственное растение. Листья одуванчика собраны в розетку и растут все лето. Осенью листья одуванчика не засыхают, а уходят под снег, а весной начинают зеленеть на солнечном пригреве. А чуть позже зажигаются в траве желтые «фонарики».

 

Для более успешного закрепления характеристик того или иного растения и понятия «луг» широко использовалось художественное слово, например:

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал,

Лежит у речки голубой,

И желт, и синь, и ал.

 

В ходе экскурсии реализовывались простейшие природоохранные мероприятия – не ломались и не рвались растения без необходимой для того причины, не вытаптывалась трава, дети не трогали и не обижали насекомых. Воспитатель обращал на это внимание детей, подчеркивая ценность и значимость насекомых и растений.

Так же внимание детей привлекалось к антропогенным нарушениям в экосистеме. Педагог формировал у детей представления о том, что луг – это сообщество травянистых растений, и что любое вмешательство извне может повредить рост растений, жизнь и развитие насекомых. Поэтому очень важное значение придавалось наличию мусора и других посторонних на лугу предметов.

Воспитатель: Дети, посмотрите еще раз внимательно на наш луг. Кое-где лежат пакеты, мусор. Разве можно это оставлять здесь?

 

Дети: Нет.

 

Воспитатель: Нужно убирать весь тот мусор, который мы с собой приносим. Тогда луга будут чистые, и это не будет мешать росту растений.

 

Экскурсия была спланирована таким образом, чтобы у детей формировался положительный эмоциональный фон при взаимодействии с природой. Дети получали положительные эмоции, радовались солнышку, прислушивались к звукам природы. Например, на экскурсии дети протягивали ладошки к солнышку, закрывали глаза, ощущали тепло первого солнца, радовались ему.

Свои впечатления от экскурсии на луг дети выразили в коллективном рисовании: «Волшебный ковер из луговых цветов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

 

 

 

1.Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992Г.

 

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999г.

 

3. Соломахина Г.И. Наблюдение за сезонными изменениями в природе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1995г.

 

4. Лихолат Т.В. Здоровье без лекарств. \Дошкольное образование 2000. №7.

 

5. Широкова С. За здоровьем на лесную полянку. \ Дошкольное образование. 2006. №6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Целью моей работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

- раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков;

- рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;

- рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Занятия с детьми я начинаю со второй младшей группы. Использую разработки Р.Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.

Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

В этой связи мною был выбран способ проявления своих творческих способностей в создании детьми коллажей. Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Информация о работе Методика экологического образования