Мероприятия по охране геологической среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:14, реферат

Описание работы

Мероприятия по охране геологической среды прежде всего связаны с организацией рационального использования всех природных ресурсов территории. К ним следует относить не только ресурсы, непосредственно связанные с использованием недр, — подземные воды, природные строительные материалы (песок, глина, щебень и др.), подземное пространство (как строительный ресурс), но также рекреационные и земельные ресурсы, поверхностные воды и др. С другой стороны, состояние геологической среды, в частности ее загрязнение, зависит от присутствия источников загрязнения в пограничных средах и возможностей дальнейшей миграции загрязнителей.

Работа содержит 1 файл

133.docx

— 33.56 Кб (Скачать)

12.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ 
 
Мероприятия по охране геологической среды прежде всего связаны с организацией рационального использования всех природных ресурсов территории. К ним следует относить не только ресурсы, непосредственно связанные с использованием недр, — подземные воды, природные строительные материалы (песок, глина, щебень и др.), подземное пространство (как строительный ресурс), но также рекреационные и земельные ресурсы, поверхностные воды и др. С другой стороны, состояние геологической среды, в частности ее загрязнение, зависит от присутствия источников загрязнения в пограничных средах и возможностей дальнейшей миграции загрязнителей. Поэтому отдельное, пообъектное рассмотрение природоохранных мероприятий не дает возможности систематизировать их для определения оптимального варианта управления состоянием окружающей среды с применением технических, организационных и инвестиционных средств. Учитывая различные уровни управления, а следовательно, и различное сочетание средств управления, более целесообразно рассмотреть природоохранные мероприятия по следующим категориям: 
 
1.Превентивные мероприятия — прогнозирование и планирование градостроительной и промышленной деятельности с целью обеспечения охраны геологической среды и рационального использования недр. 
 
2.Защитные мероприятия— обеспечение безопасности эксплуатации сооружений и коммуникаций и соответствия.потребляемых ресурсов (в том числе и подземных вод) нормам и кондициям. 
 
3.Реабилитационные мероприятия — устранение источников загрязнения и ликвидация последствий опасных геологических процессов. 
 
Превентивные мероприятия 
 
Превентивные мероприятия по охране геологической среды, несмотря на их очевидную важность и актуальность, внедряются крайне недостаточно. Инженерно-геологическое и гидрогеологическое прогнозирование, составляющие основу превентивных мероприятий, привлекаются в лучшем случае на стадии отвода земельного участка или уже разработанного проекта освоения территории. В этих случаях прогнозирование может быть направлено только на оценку изменений и рекомендаций по устранению нежелательных последствий (сооружение дренажей, обустройство очистных сооружений, планировку ландшафта и др.), то есть реализацию мероприятий 2-й и 3-й категорий. В то же время осуществление превентивных мероприятий на самых ранних стадиях градостроительного проектирования (планирования) позволяет избегать неоправданных расходов на исправляющие и защитные мероприятия посредством выбора оптимального варианта расположения сооружений и режима использования территорий. Первым шагом в этом направлении можно считать наши исследования, на основании которых разработаны критерии градостроительных режимов в части правил и норм эксплуатации жилищного фонда в сложных инженерно-геологических условиях. 
 
Для внедрения результатов этих исследований необходимо узаконить методику долгосрочного прогнозирования состояния геологической среды в практике градостроительной деятельности путем издания нормативных актов в рамках реализации Законов «О градостроительной деятельности» и «Об охране окружающей среды». 
 
К превентивным мероприятиям в области охраны окружающей среды, затрагивающим и сферу охраны геологической среды, относятся различные оценки воздействий планируемых сооружений. 
 
Одним из важнейших условий успешной реализации превентивных мероприятий является эффективное нормативно-правовое регулирование данной проблемы. К сожалению, применение существующих правовых документов в настоящее время не дает ощутимого эффекта, что связано с несовершенством самих законов, отсутствием механизма их реализации и определенной спецификой нашего города. 
 
Защитные мероприятия 
 
Защитные мероприятия включают в себя научно-исследовательские работы, меры технического и организационного характера, образовательные программы и систему контроля за соблюдением природных, санитарно-гигиенических и технологических нормативов. В аспекте охраны геологической среды эти мероприятия реализуются через инженерно-геологические и гидрогеологические целевые прогнозы (расчеты устойчивости конкретных сооружений, их влияния на природно-техногенную обстановку, оценка условий водоотбора и др.), проектирование защитных сооружений (дренажей, защитных экранов, водозаборных сооружений и др.) и ведение мониторинга подземных вод и инженерно-геологических процессов. В категорию защитных мероприятий входят и меры, обеспечивающие защиту других компонентов природной среды (атмосферный воздух, почва, поверхностные воды), оказывающих влияние на состояние недр. 
 
Реабилитационные мероприятия 
 
Исправляющие мероприятия, реализующие конкретные целевые функции по устранению негативного воздействия на окружающую среду, требуют незапланированного расходования средств и усилий. Необходимость таких мероприятий обусловлена недостаточностью знаний о природных процессах и явлениях и существованием в городе объектов, которые создавались без учета воздействия на окружающую среду. В отношении последних приоритет отдается ликвидационным мероприятиям. В последние годы значительно сокращены литейные и гальванические производства, технически устаревшие и неконкурентоспособные предприятия. Однако часть предприятий, выпускающих жизненно важную для города продукцию, остается источниками повышенной экологической опасности, территория которых и прилегающие районы значительно загрязнены нефтепродуктами. Подобное загрязнение отмечено на участках расположения старых наливных станций, местах разлива и аварийного сброса нефтепродуктов. Радикальные меры по устранению загрязнения в этих случаях связаны не только с рекультивацией поверхностного слоя грунтов, ремонтом и тампонированием скважин, но должны быть направлены также на очистку водоносного горизонта. Однако последнее из-за значительных затрат в настоящее время не практикуется, хотя и существуют отдельные проектные проработки в этом направлении. 
 
К числу исправляющих мероприятий относятся также: расчистка водных объектов города, промывка прудов и отстойников, сооружение дополнительных дренажей и барражей, ремонтные работы при эксплуатации зданий и коммуникаций, ландшафтно-строительные работы и др. Иногда необходимость в таких работах диктуется чрезвычайными ситуациями, угрожающими не только сохранности объектов, но и здоровью людей. 
 
Из всего вышесказанного видно, что эффективность природоохранных мероприятий как в части выполнения ими средозащитных функций, так и в части оптимизации средств на их осуществление прежде всего зависит от правильного планирования градостроительной политики и рационального использования природных ресурсов. Это возможно осуществить на основе организации системы управления состоянием окружающей среды (включая и недра), в которой выбор комплекса природоохранных мероприятий будет обеспечен природоохранным прогнозированием с учетом потребностей развития и ограниченности финансовых средств. При разработке такой системы особое внимание следует обратить на реализацию превентивных мероприятий, позволяющих значительно сократить расходование средств и обеспечить стабильное развитие.

 

 

 

 

34 .Порядок назначения нормативов платы 
за загрязнение окружающей природной среды

2.1. За основу при определении  базовых нормативов платы за  выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду приняты нормативы, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г. N 13: 
 
- нормативы платы за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение N 1 к указанному постановлению); 
 
- нормативы платы за предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (приложение N 2 к указанному постановлению). 
 
Базовые нормативы платы за размещение отходов определены исходя из затрат (в ценах 1990 г.) на проектирование и строительство полигонов для обезвреживания, хранения, захоронения промышленных отходов. 
 
В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы.

2.2. Плата за загрязнение  представляет собой форму возмещения  экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание уровня выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

2.3. Удельный экономический  ущерб (в ценах 1990 года) составляет: 
 
- от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в пределах допустимого норматива выброса и лимита (временно согласованного выброса) - 3,3 руб/усл.т; 
 
- от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в пределах допустимого норматива сброса и лимита (временно согласованного сброса) - 443, 5 руб/усл.т. 
 
Удельные затраты на размещение отходов (в ценах 1990 года) составляют: 
 
- 0,1 руб/т нетоксичных отходов добывающей промышленности; 
 
- 4,6 руб/куб.м нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности; 
 
- 80 руб/т токсичных отходов IV класса.

2.4. Базовые нормативы платы  за выбросы и сбросы конкретных  загрязняющих веществ определяются, как произведение удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества для окружающей природной среды и здоровья населения и на коэффициенты индексации платы. Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду рассчитаны для наиболее распространенных загрязняющих вредных веществ.

2.5. Базовые нормативы платы  за размещение отходов определяются  как произведение удельных затрат за размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.

2.6. Показатели относительной  опасности веществ (Аi) рассчитываются  на основе нормативных документов "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", "Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения"

 

1

Аi = -----------, где: 
ПДКi

 

ПДКi для атмосферного воздуха  принимается предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс); 
 
ПДКi для водных объектов принимается предельно допустимая концентрация в воде рыбохозяйственных водоемов (ПДКрх); 
 
i - загрязняющее вещество. 
 
При отсутствии ПДКсс применяется предельно допустимая максимально разовая концентрация (ПДКмр), при отсутствии ПДКсс и ПДКмр применяется ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ). 
 
При отсутствии ПДКрх применяются предельно допустимая концентрация вещества в воде, водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования или ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ).

2.7. С учетом ожидаемого  изменения уровня цен на начало 1993 года на строительно-монтажные, научно-исследовательские работы, оборудование, сооружения и другие природоохранные мероприятия при определении базовых нормативов платы в пределах лимитов (временно согласованных) поступлений загрязняющих веществ в окружающую природную среду установлен коэффициент индексации платы, равный 25. 
 
К базовым нормативам платы за предельно допустимые поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду установлен коэффициент индексации платы, равный 5.

2.8. Устанавливаются два  вида базовых нормативов платы: 
 
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; 
 
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). 
 
В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов.

2.9. В соответствии с  постановлением Правительства Российской  Федерации от 5 августа 1992 года N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли"* устанавливаются следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды: 
_________________ 
* Введено в действие с 1 июля 1992 года.

 
- платежи в пределах допустимых  нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ и услуг); 
 
- платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов (лимиты или временно согласованные нормативы выбросов, сбросов, размещения отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей. 
 
В себестоимость продукции (работ и услуг) включаются также текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.

 

 

ЗАТРАТЫ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕННОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Затраты на предотвращение воздействий  загрязненной окружающей природной  среды включают:

– разбавление сточных вод и  предварительную очистку воды для  техниче-

ских целей, перенос водозабора к более чистым источникам, эксплуатацию сис-

тем очистки воздуха для производственных помещений и производственных

нужд;

– создание санитарно-защитных зон;

– обеспечение приспособляемости  основных фондов к воздействию хими-

чески активных веществ (антикоррозийные  покрытия).

Чем больше текущие затраты на природоохранную  деятельность, тем

меньше экономический ущерб, и  наоборот. Увеличение текущих затрат не оз-

начает роста общих затрат на производство, так как на величину этого роста

уменьшается экономический ущерб  предприятия, который также включен  в се-

бестоимость выпуска товарной продукции.

Общие затраты на производство увеличатся лишь при превышении теку-

щих затрат на природоохранную деятельность над издержками на охрану ок-

ружающей среды. Сокращение текущих  затрат на природоохранную деятель-

ность не означает снижения себестоимости  продукции. Последнее достигается

лишь при повышении эффективности  природоохранных мероприятий.

Текущие затраты на природоохранную  деятельность носят активный пре-

образующий, а не пассивный компенсирующий характер, т.е. текущие затраты

направлены на устранение причины  – загрязнение окружающей среды, а эко-

номический ущерб является следствием этого загрязнения.

Текущие затраты – это, по существу, затраты на природоохранную дея-

тельность, тогда как экономический  ущерб можно отнести к вспомогательной

деятельности (подготовительной, ремонтной).

Текущие затраты присутствуют как  в плановых, так и в отчетных формах, а

экономический ущерб можно только рассчитать.

Отношение предотвращенного экономического ущерба к возможному пол-

ному ущербу характеризует экологическую  эффективность природоохранной

деятельности предприятия, или  экологичность основного производственного

процесса. Этот показатель Е ЭКЛ  можно назвать коэффициентом ォнанесенияサ

вреда окружающей среде, так как  он выражает долю нанесенного (предотвра-

щенного) ущерба в возможном полном ущербе:

ЕЭКЛ =DП D0, (6.1)

где

DП и

D0 – предотвращенный и возможный полный экономический

ущерб.

Эффективность прямых затрат на природоохранную  деятельность рассчи-

тывают по формуле

ЕЭКЛ =(DП +SУТ ) Z , (6.2)

где SУТ – стоимость утилизированного вредного вещества;

Z – текущие затраты на природоохранную деятельность.

Показатель EЭКЛ , весьма динамичен, так как на него влияют три фактора,

которые в свою очередь, также изменяются в процессе реализации организаци-

онно-технических мероприятий по совершенствованию основного и  природо-

охранного процессов. С целью улучшения  управления природоохранной дея-

тельности и выявления резервов – повышения ее эффективности  – проводят

анализ природоохранной деятельности на предприятии. На первом этапе оце-

нивают план мероприятий природоохранной  деятельности по следующим на-

правлениям:

– внедрение техники (технологии), обеспечивающей повышенное извлече-

ние ценных и вредных веществ;

– внедрение техники (технологии), обеспечивающей углубленную перера-

ботку (повышение степени утилизации) уловленных ценных и вредных ве-

ществ;

– внедрение и повышение технико-экономического уровня систем оборот-

ного водоснабжения;

– повышение степени утилизации вредных веществ;

– проверка расчетов годовой экономии от внедрения мероприятий.

При анализе эффективности природоохранных  мероприятий целесообразно

рассматривать их влияние на натуральные  и стоимостные показатели.

В первом случае следует анализировать  влияние природоохранных меро-

приятий на извлечение вредных веществ  или снижение водопотребления, что

вытекает из целей природоохранной  деятельности.

Во втором – определять влияние  этих мероприятий на себестоимость  про-

дукта природоохранной деятельности в разрезе статей калькуляции, что  дикту-

ется необходимостью повышения  эффективности этой деятельности.

Информация о работе Мероприятия по охране геологической среды