Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:39, контрольная работа
Управление природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а так же по обеспечению соблюдения хозяйствующими субъектами требований в области охраны окружающей среды.
На рубеже 1960—1970-х гг. такие негативные явления, как выработка ряда месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов, изъятие плодородных земель под несельскохозяйственные нужды, загрязнение воды и воздуха остро проявились не только в Беларуси, но и на всей территории СССР. Это потребовало срочного решения проблем охраны природы, разработки правовых основ охраны окружающей среды. В Беларуси в 1961 г впервые был принят Закон об охране природы. Появились и другие законодательные акты природоохранной направленности.
Следует признать,
что экологическое
Важные шаги
по заполнению законодательного «вакуума»
в сфере экологии были сделаны
в 1990-е гг. За два последних десятилетия
приняты десятки
Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:
Следует отметить,
что 1990-е гг. ознаменовались принятием
в республике ряда правовых актов, не
имевших аналогов в отечественной
истории. Это связано с формированием
рыночной модели экономики и проникновением
товарно-денежных отношений в сферу
природопользования, что позволило
создать материальную заинтересованность
субъектов хозяйствования в ресурсосбережении
и охране окружающей среды. Речь идет
в первую очередь о законах, принятых
в 1991 г. и регламентирующих введение
платности природопользования и
негативного воздействия на окружающую
среду: «О платежах за землю», «О налоге
за пользование природными ресурсами
(экологический налог)». В конце 2009
г. оба закона были упразднены после
принятия нового Налогового кодекса, упорядочившего
систему налогообложения в
Закон «О праве
собственности на землю» (1993) стал «рыночным»
законом, создавшим юридические
предпосылки для развития всех форм
собственности и хозяйствования
на земле, рационального ее использования
и охраны. Принятый в 1997 г. Закон «О
внесении изменений и дополнений
в закон «О праве собственности
на землю» расширил круг субъектов
частной собственности на землю.
Теперь она может находиться в
частной собственности не только
граждан республики (для ведения
личного подсобного хозяйства, строительства
и обслуживания жилого дома, садоводства
и дачного строительства), но и
юридических лиц, в том числе
зарубежных, если на ней располагаются
приватизированные данными
Особое место среди правовых актов экологического законодательства занимает Закон «Об охране окружающей среды» в новой редакции, который охватывает весь комплекс правовых отношений, возникающих по поводу взаимодействия общества с окружающей средой, и механизмы реализации экологических мероприятий. Этот закон призван обеспечить правовые основы экологической безопасности, природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. В законе определена роль высшего законодательного органа государства, Правительства и местных Советов в выработке и реализации экологической политики, изложены основные требования в области охраны окружающей среды, установлена юридическая основа для проведения экологической экспертизы планируемой хозяйственной и иной деятельности, экологического мониторинга, экологического аудита, экологической сертификации, выделения природных охраняемых территорий и экологически неблагополучных территорий, ведения государственного учета в области охраны окружающей среды, выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление природопользования; предусмотрены создание фондов охраны природы для финансирования мероприятий по защите окружающей среды, установление платежей за природопользование, меры экономического стимулирования, возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде.
Несомненно, законотворчество
последних лет явилось шагом
вперед в деле правового регулирования
природоохранной деятельности. Однако
рыночные преобразования в экономике
диктуют необходимость
Ответственность за нарушение природоохранного законодательства
Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность с обязательным возмещением вреда, причиненного природной среде.
Применение дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды регламентировано Трудовым кодексом.
Невыполнение
служебных обязанностей, связанных
с охраной окружающей среды, в
частности указанных в
В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности К физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности, применяются административные взыскания: предупреждения; штрафы; лишение права заниматься определенной деятельностью, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия); лишение специального права (например, права охоты); конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, или средств совершения административного правонарушения (например, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных).
Применение административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства регламентировано Кодексом об административных правонарушениях. В главе 15 «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» приведен подробный перечень: нарушения нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, требований экологической безопасности, порядка реализации проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе; режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий; порядка использования земель; требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов и их охране; правил лесопользования, лесоразведения, воспроизводства; правил заготовки, сбора или закупки грибов, дикорастущих растений или их частей; требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений или мест их обитания и произрастания; правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных; правил охоты; требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках; порядка использования охранных зон станций, постов и других гидрометеорологических объектов государственной сети наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением; правил водопользования, эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств.
Административными
правонарушениями также считаются,
незаконные вывоз из страны и ввоз
в нее диких животных и дикорастущих
растений; уничтожение редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов
животных; незаконные изготовление, приобретение,
хранение или сбыт орудий добычи рыбы
и других водных животных; незаконное
уничтожение или повреждение
древесно-кустарниковой или
Уголовная ответственность наступает за представляющие общественную опасность правонарушения против экологической безопасности и природной среды.
Общественная опасность уголовно наказуемого деяния определяется характером наступивших последствий: совершение нарушений в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения; смерть либо заболевания людей; причинение ущерба в крупном размере; гибель растительности или животных, занесенных в Красную книгу, и т.п. К лицам, совершившим подобные преступления, применяются следующие наказания: общественные работы, штраф, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, конфискация имущества.
В Уголовном
кодексе (далее — УК) имеется глава
26 «Преступления против экологической
безопасности и природной среды»,
устанавливающая уголовную
В статьях главы 26 признается крупным размер ущерба на сумму, превышающую в 250 раз и более размер базовой величины, установленный на день совершения преступления; особо крупным — в 1000 раз и более превышающую размер такой базовой величины.
В уголовном
кодексе впервые введено
Привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения в полном объеме вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду. Порядок определения размера возмещения устанавливается Советом Министров.
Надзор за исполнением природоохранного законодательства осуществляют органы прокуратуры на уровне Генеральной прокуратуры и соответствующих областных, городских и районных управлений и отделов. Кроме того, эта обязанность возложена на органы внутренних дел, в частности, на службу экологического надзора управления ГАИ - экологическую милицию. Она контролирует соответствие выбросов вредных веществ в отработавших газах автотранспорта установленным нормам, делая замеры СО и СН в бензиновых двигателях и дымности — в дизельных (акция «Чистый воздух") Экологической милицией организован постоянный контроль за доставкой твердых бытовых отходов к местам их складирования и захоронения; ликвидацией выявленных несанкционированных свалок мусора; выполнением правил землепользования; благоустройством и содержанием улиц, дворовых территорий, гаражных массивов, промышленных и строящихся объектов населенных пунктов, животноводческих ферм, территорий пригородных зон; соблюдением природоохранного законодательства в местах массового отдыха граждан и на прилегающих территориях. Например, несанкционированное выбрасывание мусора влечет наложение штрафа в размере от 1 до 2 базовых величин; загрязнение почвы нефтепродуктами в результате мытья автомобиля — от 5 до 50 базовых величин; передвижение автомобиля по зеленой зоне — до 3 базовых величин.
Важную роль в пресечении экологических правонарушений играют и общественные организации.
Проблему сохранения природной среды нельзя решить одними мерами запретительного характера. Огромное значение имеет воспитание у граждан бережного отношения к богатствам природы как к национальному достоянию, уважения к законам и нетерпимости к фактам расточительного отношения к ресурсам природы. Имеющаяся у нас правовая основа природоохранной деятельности нуждается как в обеспечении ее экономическими механизмами реализации, так и в создании сети непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения граждан. Только в этом случае можно рассчитывать на действенность правовой защиты природной среды.
Информация о работе Механизмы регулирования природопользования