Лекции по экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:13, курс лекций

Описание работы

Краткий конспект лекций

Работа содержит 1 файл

УМК ЭНСБ_конспект.doc

— 570.50 Кб (Скачать)

      В полностью заполненном холодильнике, благодаря большой теплоемкости находящихся в нем продуктов, сохраняется более ровная температура, и реже включается морозильный агрегат.

      Из  стиральных машин наиболее экономичными с точки зрения потребления электроэнергии считаются автоматические машины, включение и выключение которых производиться строго по программе. Они рассчитаны на единовременную загрузку определенной массы сухого белья. Перегружать машину не следует: ее электродвигатель будет перегружен, а белье плохо отстирается. И наоборот, не следует думать, что, загрузив бак машины лишь наполовину, можно добиться экономии энергии и повысить качество стирки. Половина мощности машины уйдет на то, чтобы вхолостую перегонять воду в баке, а белье чище все равно не станет.

 

 

14.3. Основные направления экономии тепловой энергии.

      Отопление - самая крупная составляющая той  части семейного бюджета, которая идет на оплату энергоносителей.

      Ощутимую  экономию тепловой энергии в жилых  помещениях могут дать следующие ниже приведенные мероприятия.

1. Зашторивание окон на ночь и использование жалюзи.

2. Освобождение пространства вокруг радиаторов.

3. Поддержание постоянной температуры в квартире.

4. Установка отражательных экранов за нагревательными приборами.

5. Установка новых подоконников. 

6. Застекление лоджий и балконов. 

7. Установка новых окон..

8. Изоляция стен, пола и потолка.

9. Контроль за расходованием тепла.

      Расчеты проведенные специалистами показывают, что работники жилищно-коммунального хозяйства и жители без значительных капитальных затрат могут уменьшить потери тепла на 5-10%.

 

14.4. Экономия тепловой энергии при выборе оптимальной конструкции застекления оконных проемов.

 

      До  35% тепла, которое поступает в помещение, теряется зимой через окна. По конструкции все окна состоят из светопропускаемых и непрозрачных частей. От конструктивных вариантов исполнения обоих частей зависят теплозащитные свойства окон.

      Применяемые в настоящее время окна по конструкции  непрозрачной части условно можно разделить на 3 группы: деревянные окна, окна из поливинилхлоридного профиля (ПВХ-профиля), окна из алюминиевого профиля.

      Деревянные  окна выпускаются в основном двух видов:

    -оконные блоки с толщиной коробки 100-140 мм с тройным остеклением или стеклом и стеклопакетом отечественного производства. Сопротивление теплопередаче их может достигать 0,8 м2 ∙ °С/Вт;

    -оконные блоки толщиной коробки менее 100 мм с однокамерным или двухкамерным стеклопакетом.

      Окна  из ПВХ-профиля  с различными видами стекол и стеклопакетов находят широкое распространение, как в жилых помещениях, так и в административных зданиях. В конструкции ПВХ профиля имеется несколько воздушных специальных зазоров, так называемых камер. Изготавливаются как трехкамерные ПВХ-профили, так и пятикамерные ПВХ-профили (рисунок 14.1). Наибольшее распространение получили трехкамерные ПВХ-профили. Сопротивление теплопередаче по непрозрачной части окон с таким профилем составляет 0,7-0,75 м2 ∙ °С/Вт.

      Окна  из алюминиевого профиля  также находят все большее применение. В основном это трехкамерный алюминиевый профиль с термопрокладками. Такие оконные блоки имеют достаточно низкое сопротивление теплопередаче - 0,4 ─ 0,45 м ∙ °С/Вт, вследствие чего в холодное время года возникает конденсация влаги на внутренних поверхностях профиля. Преимуществами окон из алюминиевого профиля являются:

- практически  неограниченная долговечность;

- высокая  прочность и устойчивость к деформации и другим воздействиям окружающей среды;

      В качестве заполнения светопропускаемой  части окон используют стеклопакеты и стекла различной толщины. Для одного обычного стекла коэффициента сопротивления теплопередаче составляет примерно 0,17 м2 ∙ °С/Вт, а для стеклопакета из двух обычных стекол - 0,35-0,4 м2 ∙ °С/Вт. Трехстекольное окно с учетом материала, из которого оно изготовлено, обеспечивает нормативный коэффициент сопротивления теплопередаче.

 

6. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЗАЧЕТА ТЕСТИРОВАНИЕМ

 
  1. Что такое  «Энергосбережение», ТЭР и вторичные  энергетические ресурсы, понятие энергетики и составляющих ее систем?
  2. Что такое показатели энергоэффективности, рациональное использование ТЭР, эффективное использование ТЭР, электроэнергетическая система.
  3. Понятие энергетических ресурсов и их классификация.
  4. Понятие возобновляемых и невозобновляемых источников энергии.
  5. Основные источники энергии. Условное топливо.
  6. Понятие топлива и его классификация. Виды топлив.
  7. Структура республиканских органов государственного управления ТЭК.
  8. Топливно-энергетический комплекс РБ, его состав.
  9. Основные понятия и критерии энергетической безопасности РБ.
  10. Понятие энергии, основные ее виды и физическая суть некоторых видов энергии.
  11. Факторы, определяющие широкое использование электроэнергии.
  12. Понятие электростанций и их классификация.
  13. Тепловые электрические станции. Процесс производства электроэнергии на них.
  14. Газотурбинные и парогазовые установки.
  15. Атомные электростанции. Устройство и работа ядерного реактора на тепловых нейтронах.
  16. Гидроэлектростанции. Устройство и работа ГЭС.
  17. Гидроаккумулирующие электростанции. Назначение и принцип работы.
  18. Нетрадиционные энергетика и ее основные источники.
  19. Варианты использования солнечной энергии в РБ.
  20. Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую энергию.
  21. Устройство и работа гелиоподогревателя и подогревателя воздуха.
  22. Солнечные коллекторы и солнечные электростанции.
  23. Параметры и единицы измерения, используемые для характеристики солнечного излучения.
  24. Понятие фотоэффекта и его разновидности.
  25. Ветроэнергетика и перспективы применения ВЭУ в РБ.
  26. Принцип действия и классификация ветроэнергетических установок.
  27. Основные преимущества, которые обеспечиваются при применении ВЭУ.
  28. Понятие биоэнергетики, биомассы и биогаза.
  29. Источники биомассы, характерные для РБ.
  30. Основные энергетические процессы переработки биомассы.
  31. Виды топлив, получаемые из биомассы и методы их получения.
  32. Понятие ВЭР. Общие энергетические отходы и их потоки.
  33. Выход и использование вторичных энергетических ресурсов. Выработка ВЭР и ее виды.
  34. Классификация ВЭР и направления использования этих ВЭР.
  35. Традиционные направления потребления энергии и основные принципы энергосбережение в РБ.
  36. Основные мероприятия, обеспечивающие эффективное энергосбережение.
  37. Структура управления энергосбережением в РБ. Основные цели и задачи органов управления энергосбережения.
  38. Направления совершенствования системы управления энергосбережением в РБ.
  39. Методы реализации государственной политики энергосбережения.
  40. Особенности определения себестоимости в энергетике.
  41. Структура затрат на производство энергии в различных типах энергетических объектов.
  42. Определение себестоимости энергии при комбинированной выработке (треугольник  Гинтера).
  43. Принципы, используемые при формировании цены на энергию.
  44. Тарифообразование на энергию в РБ и дифференциация тарифов на энергию.
  45. Недостатки системы тарифообразования на энергию в РБ.
  46. Понятие энергетического менеджмента и его основные задачи.
  47. Макро и микро уровни энергетического менеджмента.
  48. Уровни деятельности энергоменеджера.
  49. Понятие энергетического аудита и его уровни.
  50. Понятие энергобаланса предприятия и его составные части.
  51. Виды энергобалансов и деление их по признакам.
  52. Основные виды электробалансов. Расходная часть электробаланса.
  53. Какие существуют методы учета потребления энергии?
  54. Что такое норма расходования топливно-энергетических ресурсов и основная задача нормирования?
  55. Укажите признаки, по которым классифицируются нормы расхода ТЭР.
  56. Какие методы используются при разработке норм расхода?
  57. Охарактеризуйте основные методы, используемые при разработке норм расхода.
  58. Что лежит в основе разработки технологических норм расхода ТЭР?
  59. Перечислите основные системы энергообеспечения предприятия и их основные элементы.
  60. Каким потенциалом энергосбережения обладают предприятия промышленности?
  61. Охарактеризуйте приоритетные направления энергосбережения на промышленных предприятиях.
  62. Каким потенциалом энергосбережения обладают предприятия строительного комплекса?
  63. Укажите основные причины перерасхода тепловой энергии в зданиях.
  64. Охарактеризуйте приоритетные направления энергосбережения на предприятиях строительного комплекса.
  65. Каким потенциалом энергосбережения обладают сельскохозяйственные предприятия?
  66. Охарактеризуйте основные причины неэффективного использования ТЭР на сельскохозяйственных предприятиях.
  67. Охарактеризуйте приоритетные направления энергосбережения на сельскохозяйственных предприятиях.
  68. Каким потенциалом энергосбережения обладает коммунально-бытовой сектор?
  69. Перечислите основные направления экономии электрической энергии при освещении помещений.
  70. Что такое тепловое и люминесцентное излучение?
  71. Перечислите основные параметры, используемые для характеристики электрических ламп.
  72. Охарактеризуйте основные мероприятия, дающие экономию электроэнергии при использовании ламп накаливания.
  73. Перечислите основные направления экономии электрической энергии при приготовлении пищи.
  74. Перечислите основные направления экономии электрической энергии при пользовании электробытовыми приборами.
  75. Перечислите основные направления экономии тепловой энергии в жилых помещениях.
  76. Перечислите варианты изготовления непрозрачной части оконных рам. Какие они имеют недостатки и преимущества?
  77. Перечислите и охарактеризуйте варианты заполнения светопропускаемой части окон.
  78. Назначение электроизмерительных приборов и их классификация.
  79. Как включаются в электрическую цепь измерительный прибор для работы в качестве вольтметра или амперметра?
  80. Опишите принцип работы приборов магнитоэлектрической системы и электромагнитной.
  81. Устройство и работа ваттметра.
  82. Устройство и работа однофазного счетчика активной энергии.
  83. Область применения и устройство термометров расширения.
  84. Объясните принцип действия манометрических термометров.
  85. Термометры сопротивления и принцип их действия.
  86. Назначение пирометров и принцип их действия.
  87. Понятие давления и соотношения, связывающие абсолютное, избыточное и атмосферное давления?
  88. Приведите классификацию приборов для измерения давления.
  89. В чем заключается принцип действия пружинного манометра?
  90. Понятие расхода и связь между массовым и объемным расходом.
  91. Приведите классификацию расходомеров.
  92. Устройство и работа тахометрического расходомера и расходомера постоянного перепада.
  93. Устройство и работа расходомера переменного перепада давления.
  94. В чем заключается принцип действия индукционных расходомеров?
  95. Принцип действия и преимущество ультразвуковых расходомеров.
 

7. Рекомендуемая литература

 

Основная  литература

 

1. Закон  Республики Беларусь об энергосбережении. // Энергоэффективность. - 1998. - № 7.- С  2-5.

2. Экономия  и бережливость – главные факторы  экономической безопасности государства. Директива Президента Республики Беларусь от 14.06.2007г № 3. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, – 2007. - №1/8668.

3. Самойлов  М.В. Основы энергосбережения: Учебное  пособие. / М.В. Самойлов, В.В. Паневчик, А.Н. Ковалев. –Мн.: БГЭУ, 2002. –198с.

4. Основы  энергосбережения: Учебное пособие/Б.И.  Врублевский, С.Н. Лебедев и  др.; Под ред. Б.И. Врублевского.- Гомель: ЧУП "ЦНТУ "Развитие", 2002. – 190с.

 

5. Свидерская  О.В. Основы энергосбережения: пособие  / О.В. Свидерская.- Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. -228с.

6. Свидерская О.В. Основы энергосбережения: Курс лекций.- Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. -296с.

7. Андрижиевский А.А. Энергосбережение и энергетический менеджмент: учеб. пособ. – Мн.: Выш. шк. 2005 – 294с.

8. Паневчик, В.В. Основы энергосбережения: практикум –Мн.: БГЭУ, 2007. –195с.

9. Основы энергосбережения: Цикл лекций. / Под ред. Н.Г. Хутской. –Мн.: Тэхнологiя, 1999. -100 с.

 

Дополнительная  литература

10. Поспелова Т.Г. Основы энергосбережения – Мн.: УП "Технопринт". 2000.

11. Твайдел Дж., Уэйр А. Возобновляемые источники энергии. –М., 1990.

12. Теплотехника / Под ред. А.П. Баскакова. -М.: Энергоатомиздат. 1991.

13. Харитонов В.В. и др. Вторичные теплоэнергетические ресурсы и охрана окружающей среды. –Мн.: 1988.

14. Непорожний П.С., Обрезков В.И. Введение в специальность: Гидроэлектроэнергетика: Учебное пособие для вузов. –М.: Энергоатомиздат, 1990.- 352с.

15. Энергосбережение в системах теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха /Под ред. Л.Д.Богуславского. М.: Стройиздат, 1990. – 624с.

16. О Республиканской программе энергосбережения на 2006 – 2010 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2006г № 137// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, – 2006. - №5/17219.

17. Марочкин В.К. и др. Использование вторичных топливно-энергетических ресурсов в сельском хозяйстве Мн.: Ураджай, 1989г

18. Жарковский Б.И. Приборы автоматического контроля и регулирования (устройство и ремонт): Учеб. для ПТУ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1989. – 336 с.

19. Попов В.С. Электротехнические измерения и приборы, изд. 7-е, переработанное, М. – Л., Госэнергоиздат, 1983, 544 с.

20. Экономика энергетики СССР: Учеб./А.Н. Шишов, Н.Г. Бухаринов, В.А. Таратин, Г.В. Шнеерова; Под ред. А.Н. Шишова. – 2-е изд., переб. и доп. – М.: Высш. шк., 1986. – 352 с.

21. Основы энергосбережения: Учеб-метод. комплекс / В.М. Беляев, В.В. Ивашин. – Мн.: Изд-во МИУ, 2004. – 124 с.

Информация о работе Лекции по экологии