Контрольная работа по теме "Экология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:32, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экология"

Содержание

1. Что изучает социальная экология?
2. Биотические факторы.
3. Сформулируйте закон экологической толерантности.
4. Что такое адаптация? Приведите примеры.
5. В чем заключается круговорот углерода в биосфере?
6. Назовите основные характеристики популяции.
7. Мероприятия по улучшению рассеяния загрязняющих веществ в атмосфере.
8. Электрохимические методы очистки сточных вод.
9. Экологическое лицензирование
10. Основные цели применения Федерального закона «Об охране окружающей среды»

Работа содержит 1 файл

Контрольная.экология.docx

— 94.90 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(РТГЭУ)

ФАКУЛЬТЕТ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по курсу  «Экология»

вариант № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       Исполнитель:

                                                                                                                       Ковалева Ю.В. 1курс з/о  сокр. КиМ

                                                                                                                       Проверил:

                                                                                                                        ……………………………………………………………

 

 

 

                                                                           Москва, 2012 г.

План

 

1. Что изучает социальная экология?

2. Биотические факторы.

3. Сформулируйте закон экологической толерантности.

4. Что такое адаптация? Приведите примеры.

5. В чем заключается круговорот углерода в биосфере?

6. Назовите основные характеристики популяции.

7. Мероприятия по улучшению рассеяния загрязняющих веществ в атмосфере.

8. Электрохимические  методы очистки сточных вод.

9. Экологическое лицензирование

10. Основные цели применения Федерального закона «Об охране окружающей среды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Что изучает социальная экология?

 

 

 

Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж. Марковича, предметом изучения современной социальной экологии, понимаемой им как частная социология, являются специфические связи между человеком  и средой его обитания. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.

Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интерпретацию предмета социальной экологии дают Т.А. Акимова  и В.В. Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур, а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется более правильным, ибо он не ограничивает предмет социальной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой отдельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер.(3)

 

В поле зрения социальной экологии попадают  не  столько  естественные процессы взаимодействия живых  организмов  с  природной  средой обитания, сколько процессы  взаимодействия  сложных  эко-  и социосистем с социальными  по  своей  сущности,  т.е.  возникшими  в  результате  активной

общественной деятельности человека, взаимосвязями  общества  с  искусственно созданными, до человека не существовавшими  элементами  среды,  несущими  на себе  отпечаток  деятельности  людей.

    

Социальная экология изучает  структуру,  особенности  и тенденции функционирования объектов особого рода,  объектов  так  называемой "второй природы", т.е. объектов искусственно созданной человеком  предметной среды,   взаимодействующей   с   окружающей   природной    средой.    Именно существование "второй природы" в подавляющем большинстве  случаев  порождает

экологические проблемы, возникающие  на  стыке  экологических  и  социальных систем.

Эти социоэкологические в своей сущности  проблемы  и  выступают  в качестве объекта социоэкологического исследования. Изучая причины деградации среды обитания человека и меры по её защите и совершенствованию, социальная экология  должна  способствовать  расширению

сферы свободы человека за счёт  создания  более  гуманных  отношений  как к природе, так и к другим людям.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        

2. Биотические факторы.

 

 

 

Биотические факторы окружающей среды — факторы живой среды, влияющие на жизнедеятельность организмов. факторы, порождаемые активностью организмов. Включают как разнообразные взаимоотношения организмов (конкуренция, хищничество, паразитизм), так и влияние последствий их жизнедеятельности, например, в виде веществ, устойчиво сохраняющихся в среде — детрит. Порой довольно трудно провести границу между биотическими и абиотическими факторами. Так, содержание кислорода в водной среде, с формальной точки зрения, — абиотический фактор, но на самом деле оно во многом зависит от деятельности организмов (прежде всего различных бактерий), потребляющих кислород при разложении органического вещества.(2)

 

Делятся биотические факторы на 4 группы:

 

  • топические — по изменению среды (разрывание почвы)
  • трофические — пищевые отношения (продуценты,консументы,редуценты)
  • фабрические — по жилищу (паразитические черви используют организм как среду обитания)
  • форические — по переносу (рак отшельник переносит актинию)

 

Действие биотических факторов выражается в форме взаимовлияний  одних организмов на жизнедеятельность  других организмов и всех вместе на среду обитания. Различают прямые и косвенные взаимоотношения между организмами.

Внутривидовые взаимодействия между  особями одного и того же вида складываются из группового и массового эффектов и внутривидовой конкуренции.

 

Межвидовые взаимоотношения значительно  более разнообразны. Возможные типы комбинации отражают различные виды взаимоотношений:

 

 

  • нейтрализм — взаимоотношения между организмами не приносят друг другу ни вреда, ни пользы
  • квартирантство — сожительство, при котором особь одного вида использует особь другого вида

только как жилище, не принося  своему «живому дому» ни пользы, ни вреда.

  • конкуренция — антагонистические отношения между видами, связанные борьбой за пищу, самку, место обитания и другие ресурсы
  • мутуализм (взаимовыгодный симбиоз) — совместное сожительство организмов разных видов, приносящее взаимную пользу.
  • протокооперация — это полезные взаимоотношения организмов, когда они могут существовать друг без друга, но вместе им лучше.
  • комменсализм— совместное сожительство организмов разных видов, при котором один организм использует другой как жилище и источник питания, но не причиняет вреда партнеру.
  • аменсализм— это взаимоотношения между организмами, при которых один несет ущерб, а другому они безразличны.
  • паразитизм— это форма антагонистического сожительства организмов, относящихся к разным видам, при котором один организм (паразит), поселяясь на теле или в теле другого организма (хозяина), питается за его счет и причиняет вред.
  • хищничество- отношения между организмами, при которых один из них (хищник) атакует другого (жертву) и питается частями его тела, то есть обычно присутствует акт умерщвления жертвы .

 

3. Сформулируйте закон экологической толерантности.

 

 

Закон экологической толерантности  открыт В. Шелфордом в 1913 году и дословно звучит как :

«Лимитирующим фактором процветания  организма может быть как минимум, так и максимум экологического влияния, диапазон между которыми определяет степень выносливости организма  к данному фактору».

 

Любой фактор, находящийся в избытке  или недостатке, ограничивает рост и развитие организмов и популяций.

Иными словами ,если в среде, являющейся совокупностью взаимодействующих факторов, есть такой фактор, значение которого меньше определенного минимума или больше определенного максимума, то проявление активной жизнедеятельности организма в этой среде невозможно.

Минимальное и максимальное значения этого фактора выступают в роли ограничивающих (лимитирующих). Расстояние между двумя пессимумами – зона толерантности. (см. Рис. 1)

 

Толерантность - выносливость вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора. Толерантные виды - виды, устойчивые к неблагоприятным условиям среды.

 

Закон толернатности был дополнен в 1975г Ю.Одумом.

Организмы могут иметь  широкий диапазон толерантности  в отношении одного фактора и  узкий диапазон в отношении другого.

Организмы с широким диапазоном толерантности в отношении всех экологических факторов обычно наиболее распространены (напимер воробьи)

Если условия по одному экологическому фактору не оптимальны для вида, то диапазон толерантности  может сузиться и в отношении  других экологических факторов (например, если содержание азота в почве  мало, то требуется больше воды для  злаков)

Диапазоны толерантности  к отдельным факторам и их комбинациям различны.

 

 

Рисунок 1.

 

4. Что такое  адаптация? Приведите примеры.

 

 

Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами ,популяциями , особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации, ограниченную физиологией , пределами проявления  материнского эффекта и модификаций, внутривидовойизменчивостью,мутационными возможностями, коадаптационными характеристиками внутренних органов и другими видовыми особенностями.

Приспособленность живых существ  к естественным условиям внешней  среды была осознана людьми ещё в античные времена. Вплоть до середины XIX века это объяснялось изначальной целесообразностью природы. В теории эволюции Чарльза Дарвина было предложено научное объяснение адаптационного процесса на основе естественного отбора. Особи, которые выживают и размножаются, передают свои гены следующему поколению, а гены тех, что погибли, не оставив потомства, отсеиваются из генофонда. Таким образом генофонд каждого вида испытывает действие естественного отбора.

Адаптации видов в рамках одного биоценоза зачастую тесно связаны друг с другом (одним из наиболее поразительных примеров межвидовой коадаптации является жёсткая привязка строения органов некоторых видов цветковых растений и насекомых друг к другу с целью опыления и питания).

 

Существуют следующие виды адаптации:  

Адаптация к климатическим  и другим абиотическим факторам (чистая шерсть, перелёт птиц на юг, зимняя спячка у медведей, опадение листвы, холодостойкость хвойных деревьев). 

Адаптация к добыванию  пищи и воды (у жирафа — длинная шея, чтобы есть листья с деревьев, паук плетёт сеть, хищники — быстро бегают, длинные корни растений в пустыне). 

Адаптация, направленная на защиту от хищников и устойчивость к заболеваниям и паразитам (заяц — быстрый бег, ёж — иглы, заяц — окраска, комочки у растений). 

Адаптация, обеспечивающая поиск и привлечение партнёра у животных и опыление у растений (яркое оперение, пение, запах, яркий цвет у цветков). 

Адаптация к миграциям  у животных и распространение  семян у растений (перелёт птиц, стада лошадей, крылья у семян для переноса ветром, колючки у семян).

 

 

5. В чем заключается круговорот углерода в биосфере?

 

 

Вся земная жизнь основана на углероде. Каждая молекула живого организма построена  на основе углеродного скелета. Атомы  углерода постоянно мигрируют из одной части биосферы в другую. На примере круговорота углерода в природе можно проследить в динамике картину жизни на нашей планете.

Основные запасы углерода на Земле  находятся в виде содержащегося  в атмосфере и растворенного  в Мировом океане диоксида углерода, то есть углекислого газа (CO2). Рассмотрим сначала молекулы углекислого газа, находящиеся в атмосфере. Растения поглощают эти молекулы, затем в процессе фотосинтеза (процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов) атом углерода превращается в разнообразные органические соединения и таким образом включается в структуру растений.

 

 

Далее возможно несколько вариантов:

 

  • углерод может оставаться в растениях, пока растения не погибнут. Тогда их молекулы пойдут в пищу редуцентам (организмам, которые питаются мертвым органическим веществом и при этом разрушают его до простых неорганических соединений), таким как грибы и термиты. В конце концов углерод вернется в атмосферу в качестве CO2;
  • растения могут быть съедены травоядными животными. В этом случае углерод либо вернется в атмосферу (в процессе дыхания животных и при их разложении после смерти), либо травоядные животные будут съедены плотоядными (и тогда углерод опять же вернется в атмосферу теми же путями);
  • растения могут погибнуть и оказаться под землей. Тогда в конечном итоге они превратятся в ископаемое топливо — например, в уголь.

Информация о работе Контрольная работа по теме "Экология"