Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:23, контрольная работа
Круговорот в биосфере - повторяющиеся процессы превращений и пространственных перемещений веществ, имеющие определенное поступательное движение, выражающееся в качественных и количественных различиях отдельных циклов.
1. Круговорот веществ в биосфере 3
2. Основные виды мониторинга 5 3. Комплексный территориальный кадастр природно-ресурсного потенциала (КТКПРП) территории 8
4. Виды экстерналии 15 Литература 19
лесных ресурсов;
геоботанических ресурсов;
животного мира;
месторождений полезных ископаемых;
атмосферных загрязнений и охраны атмосферного воздуха;
промышленных и бытовых отходов.
При формировании и ведении КТКПР используются компьютерные системы сбора, обработки, хранения и предоставления кадастровой информации. Вопросы выбора масштабов, программного обеспечения и видов технических средств для применения в целях ведения КТКПР решаются органами государственного управления субъектов Федерации при участии заинтересованных ресурсных ведомств и Федеральной службы геодезии и картографии, исходя из необходимости обеспечения сопоставимости, сопряженности систем управления базами данных и геоинформационных систем, используемых в различных отраслевых и территориальных кадастрах и реестрах.
Данные КТКПР подлежат обязательному применению при установлении и изменении режимов использования территорий, при лицензировании природопользования и проведении экологической экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности, а также при формировании налоговой политики в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Содержание КТКПР.
КТКПР содержит предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов.
Сведения о правовом статусе природных объектов (распределение по субъектам владения и пользования) составляют отдельный адресно-правовой раздел информации КТКПР, который формируется в полном соответствии с данными государственного земельного кадастра, других кадастров природных ресурсов, реестров собственности на недвижимое имущество, регистрирующих эту информацию.
Сведения для формирования и ведения КТКПР предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных, по ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно-исторического значения.
Учет природных ресурсов ведется по объектам и классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы учета укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной окружающей среды.
Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально-экономической оценки. Унификация и согласование форм предоставляемых данных осуществляется ведущими отраслевые кадастры природных ресурсов федеральными органами исполнительной власти на основании возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций.
Перечень обязательных кадастровых показателей по характеристикам каждого вида природного ресурса разрабатывается Минприроды России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и утверждается Минприроды России.
Перечень дополнительных кадастровых показателей, необходимых для территориального управления, устанавливают органы государственного управления субъектов Федерации в зависимости от природно-ресурсной и хозяйственной специфики конкретной территории.
Порядок формирования КТКПР.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют работу по формированию КТКПР на подведомственной территории. Для этих целей они могут создавать территориальные кадастровые центры (государственные предприятия или учреждения - далее ТКЦ).
По решению государственных органов управления субъектов Федерации функциями ТКЦ могут наделяться управления (департаменты) по природопользованию в составе правительств и администраций, комитеты по экологии и природопользованию Минприроды России, другие государственные учреждения и организации, к компетенции которых относятся указанные вопросы.
Порядок использования информации КТКПР для нужд иных пользователей устанавливается решением исполнительных органов власти субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ВИДЫ ЭКСТЕРНАЛИИ
Понятие экстерналий является очень важным в экономике природопользования. В ходе экономической деятельности происходит постоянное воздействие на природу, людей, различные объекты и т.д. С этим воздействием и связано возникновение экстерналий.
Экстерналии – это внешние эффекты (или последствия) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно (чаще) воздействуют на субъекты этой деятельности.
К сожалению, в охране природы подавляющее число воздействий на среду связано с отрицательными экстерналиями: различного рода загрязнениями, отходами, разрушением природных объектов и т.д.
В этом случае экстерналии можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности.
Экстерналии непосредственно не сказываются на экономическом положении самих загрязнителей. Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно игнорируют как проблему, требующую дополнительных затрат для своего решения. Издержки по борьбе с экстерналиями вынуждены нести другие. В этом случае возникает резонный для экономики вопрос: почему люди и предприятия, подвергшиеся внешнему воздействию, должны сами компенсировать возникшие у них отрицательные экстерналии, различные виды ущерба?
Трактуя понятие экстерналий в широком аспекте, в зависимости от различного типа воздействий (во времени, между секторами или регионами и пр.) можно выделить следующие типы внешних эффектов:
1. Временные (между поколениями) экстерналии. Этот тип экстерналий тесно связан с концепцией устойчивого развития. Современное поколение должно удовлетворять свои потребности, не уменьшая возможности следующих поколений удовлетворять свои собственные нужды. Порождая глобальные экологические проблемы, исчерпывая невозобновимые ресурсы, загрязняя окружающую среду в настоящем времени, современное человечество создает огромные экологические, социальные, экономические проблемы для потомков, сужая их возможности удовлетворять собственные нужды. Здесь принципиальным экономическим моментом является возложение дополнительных, экстернальных затрат современным поколением на будущие при сложившемся техногенном развитии. Так, исчерпание в ближайшем будущем нефти, массовая деградация сельскохозяйственных земель создадут огромные энергетические и продовольственные проблемы для будущего, потребуют резкого роста затрат по сравнению с современными для удовлетворения первейших нужд. Налицо отрицательные временные экстерналии. Возможны и положительные временные экстерналии. Технологические прорывы, достижения НТР современников создают возможности по снижению затрат в будущем. Например, освоение дешевых технологий производства энергии дадут значительный экономический эффект в будущем.
2. Глобальные (межстрановые) экстерналии. В масштабах планеты данный вид экстерналий уже породил ряд конкретных проблем, связанных прежде всего с переносом трансграничных загрязнений. Выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнений рек и прочие экологические воздействия создают значительные эколого-экономические проблемы у других стран. Например, загрязнение атмосферы в Великобритании, в результате переноса загрязнений, приводит к появлению “мертвых” озер на севере Швеции, необходимости выделения дополнительных затрат для охраны окружающей среды. И примеров подобного негативного экологического воздействия становится все больше. В настоящее время мировое сообщество осознало эту проблему: подписываются международные конвенции и соглашения, межстрановые договоры по борьбе с трансграничными загрязнениями и по обязательствам сторон.
3. Межсекторальные экстерналии. Развитие секторов экономики, особенно природоэксплуатирующих, наносит значительный экологический ущерб другим секторам. В России огромные потери несет аграрный сектор. Добыча железной руды на Курской магнитной аномалии приводит к выбытию из сельскохозяйственного оборота огромных площадей черноземов. Создание каскада ГЭС на Волге привело к затоплению 5-7 млн. гектаров высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий. Добыча полезных ископаемых в северных регионах страны сопровождается гибелью и деградацией млн. гектаров оленьих пастбищ. Все это вынуждает сельское хозяйство нести дополнительные затраты, осваивать дополнительно малоплодородные или отдаленные участки земли. Существуют и положительные межсекторальные экстерналии. Развитие одних секторов может дать значительный эколого-экономический эффект в других секторах. Это достигается при альтернативном решении экологических проблем, структурной перестройке экономики.
4. Межрегиональные экстерналии. Этот вид экстерналий является уменьшенной копией глобальных экстерналий, только в рамках одной страны. Для такой огромной страны, как Россия, с многочисленными административными единицами, областями, субъектами Федерации данная проблема стоит довольно остро. Классическим примером является река Волга, когда находящиеся в верхнем течении регионы своими загрязнениями создают дополнительные затраты на очистку воды у “нижних” регионов.
5. Локальные экстерналии. Этот вид экстерналий наиболее подробно рассмотрен в научной литературе. Обычно на ограниченной территории рассматривается предприятие-загрязнитель и анализируются вызываемые его деятельностью экстернальные издержки у реципиентов (других предприятий, населения, природных объектов и пр.).
1. Вернадский В.И. Общее понятие о биосфере. // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М.С. Бастраковой, И.И. Мочалова, В.С. Неаполитанской. – М.: Сов. Россия, 2001., 380 с.
2. Браташов В.А. Концепция создания комплексного территориального кадастра природных ресурсов, 1999г.
Об утверждении временного положения о порядке формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. - Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Приказ от 17 августа 1995г. №326
3. Овчинникова, Н.В. Экологические экстерналии как предмет экономического анализа / Н.В.Овчинникова // Кр. тез. докл. науч. сессии проф.-преп. состава, науч. сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1995 г. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
2
Информация о работе Контрольная работа по "Природопользование"