Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:54, контрольная работа
1. Назвать основные подразделы экологии и дать им характеристику.
2. Дать классификацию экологических факторов Николсона-Швердфегера.
3. В чем заключается действие ионизирующего излучения на человека, и какие элементы принадлежат к самым распространенным радиоактивным загрязнениям.
4. Дать понятие биогеоцинозу.
5.Как оцениваются масштабы чернобыльской катастрофы.
Контрольная работа №1
1. Назвать основные подразделы
экологии и дать им
2. Дать классификацию
3. В чем заключается действие ионизирующего излучения на человека, и какие элементы принадлежат к самым распространенным радиоактивным загрязнениям.
4. Дать понятие биогеоцинозу.
5.Как оцениваются масштабы чернобыльской катастрофы.
Основные уровни
или разделы экологических
1. Аутэкология – изучает
совокупность физико-
2. Популяционная экология
– изучает внутривидовые
3. Синэкология – экология
сообществ, изучает ассоциации
популяций разных видов
4. Глобальная экология
– изучает биосферу Земли или
то, что происходит уже не на
уровне экосистемы и сообществ,
Таким образом, можно выделить четыре соподчиненных уровня экологических исследований. Классическая экология имеет дело лишь с той стороной взаимодействия организмов со средой, которая обусловливает размножение и выживание особей, структуру и динамику сообществ разных видов и сложившиеся на их основе особенности приспособления видов, их внутривидовые отношения и специфическую структуру, а также сообщества популяций разных видов, их взаимные приспособления, обеспечивающие биогенный круговорот веществ.
1.2. История, предмет, основные подходы к изучению экологии
Термин «экология» в настоящее
время приобрел широкое распространение
и весьма широко к месту и не
к месту цитируется всеми, начиная
от специалистов и заканчивая хозяйственно-
Когда в 1869 г. Геккель употребил
слово экология, обозначив им биологическую
науку, изучающую взаимоотношения
организма и окружающей среды, он,
наверное, не подозревал о том, что
через 100 с небольшим лет слово
это, многократно повторенное
Так что же такое экология? Существует несколько обозначений этого термина. К ним мы перейдем немного ниже.
Слово «экология» образовано от греческого «ойкос», что означает дом, а слово «логос» переводится как наука. Таким образом, изучение нашего природного дома охватывает изучение всех живущих в нем организмов и всех функциональных процессов, делающих этот дом пригодным для жизни.
Слово «экономика» тоже образовано от греческого корня «ойкос» и буквально означает искусство ведения домашнего хозяйства, следовательно, экология и экономика должны идти рука об руку. К сожалению, многие считают экологов и экономистов противниками с непримиримыми взглядами. Разногласия между ними возникают из-за того, что специалисты в области каждой из этих дисциплин слишком узко смотрят на свой предмет.
Экология приобрела
В любых политико-экономических системах всегда большое значение придавалось вещам, изготовленным для нужд отдельного человека, но в то же время удивительно мало внимания уделяется тем благам и услугам, которые предоставляет нам сама природа. Мы принимает их как что-то само собой разумеющееся, и нам кажется, что они никогда не иссякнут или что их смогут заменить технические изобретения, хотя мы все больше и больше убеждаемся в обратном.
Цивилизация продолжает зависеть от среды, причем не только и не сколько от ее энергетических и материальных ресурсов, но и от ее жизненно важных процессов, таких как круговорот веществ и воды.
Основные законы природы
не потеряли своей силы с ростом
численности населения и с
грандиозным увеличением
Рассмотрим некоторые аспекты исторического развития экологии. Подобно другим областям знания экология развивалась непрерывно, но неравномерно, на протяжении всего развития человечества. Труды Гиппократа, Аристотеля и других древнегреческих философов содержат сведения явно экологического характера. Однако греки не пользовались термином «экология». Этот термин, как уже упоминалось, был предложен немецким ученым Эрнстом Геккелем. До него многие великие деятели биологического Возрождения 18–19 веков внесли вклад в эту область, не употребляя этого термина. Например, в начале 18 века Антон ван Левенгук, более известный как один из первых микроскопистов, был также пионером в изучении пищевых цепей и регуляции численности организмов, а по сочинениям английского ботаника Ричарда Бредли видно, что он имел четкое представление о биологической продуктивности. Изучение этих вопросов составляет важные направления современной экологии.
Как признанная самостоятельная
научная дисциплина экология возникла
в 1900 году, но ее название «экология» вошло
в наш лексикон лишь в последнее
время. Сначала исследователи
В последние 20–30 лет во всем
мире развернулось движение, которое
лучше всего назвать как
Предмет экологии в отличие от других наук известен всем и каждому, поскольку большинство из нас предавалось созерцанию природы, следовательно, в той или в иной степени мы все экологи. Научная экология, однако, непроста, у нее есть свои сложности и тонкости.
Лучше всего можно определить
содержание экологии исходя из принципов
биологической иерархии. СООБЩЕСТВО,
ПОПУЛЯЦИЯ, ОРГАНИЗМ, КЛЕТКА, ГЕН –
вот основные уровни организации
жизни. Теоретически этот спектр может
быть продолжен до бесконечности. На
каждом уровне в результате взаимодействия
с окружающей средой возникают характерные
функциональные системы. Экология занимается
в основном тремя уровнями: отдельными
особями (индивидуумами), популяциями
(состоящими из особей одного вида) и
сообществами (состоящими из более
или менее обширного набора популяций,
занимающими данный участок). Сообщество
и неживая система
Вернемся к уровням, которыми занимается экология.
Итак, отдельные особи. Занимаясь особями, экологи выясняют, как на них влияет абиотическая и биотическая среда и как они сами воздействуют на среду. Этот раздел экологии называется аутэкологией.
Занимаясь популяциями, эколог решает вопросы о наличии или отсутствии отдельных видов, об их обилии или редкости, об устойчивых изменениях и колебаниях численности популяций. Это – популяционная экология. При исследованиях на популяционном уровне возникают два методологических подхода. Первый исходит из основных свойств отдельных особей, а уж затем изыскиваются формы сочетания этих свойств, предопределяющие свойства и особенности популяции в целом. Второй обращается непосредственно к свойствам популяции как единого целого, пытаясь увязать их с особенностями среды.
Эти же два подхода целесообразны и при изучении экологии сообществ (синэкологии). Экология сообществ рассматривает состав или структуру сообществ, а также прохождение через сообщество энергии, биогенных элементов и других веществ. Все это называется функционированием сообществ. Эти вопросы можно пытаться понять, рассматривая входящие в сообщество популяции, которые в свою очередь состоят из отдельных организмов. Но можно и непосредственно изучать свойства всего сообщества, концентрируя внимание на таких характеристиках, как видовое разнообразие, скорость образования биомассы и т.д., то есть здесь пригодны оба подхода.
Вообще важнейшее свойство
иерархической организации
Как известно, философия науки должна быть и стремилась всегда быть холистической, т.е. рассматривать явления в их целостности. В последние годы практика науки становится все более редукционисткой, пытаясь понять явления путем детального анализа все более мелких и мелких компонентов. На протяжении истории науки эти два подхода неоднократно сменяли друг друга, т.к. интенсификация исследований в одном направлении неизбежно приводит затем к переключению на другое направление.
И холистический, и редукционисткий подход следует использовать в равной мере, не противопоставляя друг другу. Новая наука экология, и в частности данная дисциплина, стремится к синтезу, а не к разделению. По-видимому, возрождение холистического подхода, по крайней мере, частично, связано с неприязнью общества к ученому – узкому специалисту, который не может переключиться на решение крупномасштабных проблем, требующих неотложного внимания.
В соответствии со сказанным мы будем обсуждать принципы экологии на системном уровне, будь то организм, популяция, сообщество или экосистема, уделяя в то же время внимание взаимодействию с такими подсистемами, как абиотические факторы среды, экономические и техногенные, а также такой надсистеме, как биосфера.
Введение
Как только были открыты ионизирующие излучения и их вредное воздействие на живые организмы, появилась необходимость контролировать облучение этими излучениями человека. Каждый человек должен знать об опасности радиации и уметь защищаться от нее!
И радиоактивность, и сопутствующие
ей ионизирующие излучения существовали
на Земле задолго до зарождения на
ней жизни и присутствовали в
Космосе до возникновения самой
Земли. Ионизирующее излучение сопровождало
Большой взрыв, с которого, как
полагают, началось существование нашей
Вселенной около 20 миллиардов лет
назад. С того времени радиация постоянно
наполняет космическое
История вопроса
В 1896 году французский ученый Анри Беккерель положил несколько фотографических пластинок в ящик стола, придавив их кусками минерала, содержащего уран. Когда он проявил пластинки, то, к своему удивлению, обнаружил на них следы каких-то излучений, которые он приписал урану. Вскоре этим явлением заинтересовалась Мария Кюри, молодой химик по образованию, которая и ввела в обиход слово «радиоактивность». В 1898 году она и ее муж Пьер Кюри обнаружили, что уран после излучения таинственным образом превращается в другие элементы. Один из этих элементов супруги назвали полонием в честь о родине Марии Кюри, а еще один — радием, поскольку по-латыни это слово означает «испускающий лучи». И открытие Беккереля, и исследования супругов Кюри были подготовлены более ранним, очень важным событием в научном мире — открытием в 1895 году рентгеновских лучей немецким физиком Вильгельмом Рентгеном.