Контрольная работа по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Для сравнительного анализа экологического состояния среды и антропогенного воздействия на окружающую природную среду, часто используют Комплексные показатели, характеризующие производственный потенциал территории и антропогенное воздействие на экологические системы. Эти показатели имеют самостоятельное значение и вместе с тем связаны между собой.

Содержание

Предмет и задачи экологии. 5
Классификация природных ресурсов. 11
Экологический паспорт промышленного предприятия. 16
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

Экология_Вариант 1.docx

— 124.99 Кб (Скачать)

    Значительные  масштабы и темпы современной  урбанизации обусловили появление  в рамках строительной экологии урбоэкологии (от лат. урбанус — городской) —  эколого-градостроительного направления  деятельности, занимающегося изучением  способов наилучшего расселения людей  в городах и других населенных пунктах с учетом интересов населения  и сохранения природной среды. В  рамках задач урбоэкологии важное место  занимает вопрос формирования жилища, отвечающего экологическим требованиям. Экологичное жилище — это жилище вместе с прилегающими участками, в  котором формируется благоприятная  среда обитания (микроклимат, защищенность от шума и загрязнений, обеспечение  социально здоровых условий жизни, применение безвредных материалов в  строительстве и т.п.) и которое  не оказывает негативных воздействий  на городскую и природную среду, отвечает требованиям энергосбережения, использует возобновляемые источники энергии и обеспечивает жителям контакты с природой.

    Происходит  постоянное расширение сферы исследований экологии. Появились математическая, географическая, глобальная, космическая  экология, палеоэкология, радиоэкология, экологическая минералогия, экотоксикология  и др.

    Среди экологических наук особое место  занимает социальная экология, рассматривающая  взаимоотношения в глобальной системе  «человеческое общество — окружающая среда» и изучающая взаимодействия человеческого общества с природной  и созданной им техногенной средой. Социальная экология разрабатывает  научные основы природопользования, предполагающие повышение качества жизни человека в среде его  обитания с одновременным обеспечением сохранения природы.

    Экология  человека включает экологию города, экологию народонаселения, экологию человеческой личности, экологию человеческих популяций (учение об этносах) и т.д.

    На  стыке экологии человека и строительной экологии сформировалась архитектурная  экология, которая изучает методы создания для людей комфортной, долговечной  и выразительной окружающей среды. Экологически недопустимо разрушение архитектурной среды города, часто  возникающее при отсутствии композиционно-художественной связи новых и старых объектов и проч., поскольку архитектурная  дисгармония вызывает снижение работоспособности  и ухудшение здоровья человека.

    К архитектурной экологии непосредственно  примыкает новое научное направление  — видеоэкология, изучающая взаимодействие человека с видимой средой. Видеоэкологи считают опасными для человека на физиологическом уровне так называемые гомогенные и агрессивные визуальные поля. Первые — это голые стены, стеклянные витрины, глухие заборы, плоские  крыши зданий и др., вторые — всевозможные поверхности, испещренные одинаковыми, равномерно расположенными элементами, от которых рябит в глазах (плоские  фасады домов с одинаковыми окнами, большие поверхности, облицованные прямоугольными плитками, и т.д.).

    Среди перечисленных наук особенно актуально  сегодня в общей и прикладной экологии сопряжение знаний о направлениях формирования и охраны окружающей среды  обитания человека. В этой сфере  знаний («средологии») особенно важным становится сохранение культурной среды  обитания человека.

    В настоящее время происходит формирование новой ветви экологической науки  — реставрационной экологии. Эта  сфера включает знание законов и  механизмов системных взаимодействий среды и памятника, их места в  экосистемах, изучение влияния экологических  факторов и, в частности, микробиогенных, на повреждение материала памятника. Эти знания сегодня практически  необходимы и являются основой формирования экологического мировоззрения в  реставрационной деятельности, экологических  принципов сохранения культурного  наследия. Составной частью знаний в этой области должно стать изучение опыта (информационного ресурса) древних  зодчих. Они хорошо знали законы природы и строили качественно  и на века. Сегодня новые, агрессивные  условия эксплуатации памятников архитектуры  требуют новых экологически обоснованных технологий реставрации, учитывающих  изменения этих условий.

    Ноосферология (ноосфера — «сфера разума») изучает  возможности формирования высшей стадии развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного  общества, когда разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором развития. Понятие ноосферы ввел французский математик и  философ Е. ле Руа, а теоретически разработал и развил в своих работах  В.И. Вернадский.

    На  определённом этапе развития представлений  о природе произошло идейное  сближение экологии с другими  биологическими, да и не только биологическими, науками. Особенно тесные связи установились между экологией и физиологией, экологии и морфологии. Существует взаимосвязь современной экологии с эволюционным учением и генетикой. Сейчас уже не вызывает сомнения тот  факт, что в природе имеют место  экологические механизмы эволюции, исследование которых возможно лишь при совместной работе экологов, генетиков  и эволюционистов. На базе экологии развиваются биогеография, молодая  наука этология (наука о поведении  животных), палеоэкология и т.д.

    Выясняя характер влияния физических факторов седы на организмы и ответные реакции  последних, экология не обходится без  таких небиологических наук, как  климатология, метеорология, ландшафтоведение (физическая география). Геоморфология  и почвоведение также сблизились с экологией, поскольку многие процессы образования и разрушения почв происходят под влиянием деятельности сообществ  животных и растений.

    В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия  на природу, экология приобретает особенно важное значение. Достижения её успешно  применяются в сельском и охотничье-промысловом  хозяйствах, медицине, ветеринарии, при  проведении мероприятий по охране природы, рациональном использовании её ресурсов.

    Объектами экологии являются преимущественно  системы выше уровня организмов, т. е. изучение организации и функционирования над организменных систем: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы в целом. Другими  словами, главным объектом изучения в экологии являются экосистемы, т. е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания.

    Задачи  экологии как науки в целом:

  1. Исследование закономерности организации жизни, в т.ч. и в связи с антропогенным воздействием на отдельные экологические системы и всю биосферу в целом.
  2. Создание научной основы рационального использования природных ресурсов.
  3. Восстановление нарушенных природных систем.
  4. Регулирование численности популяции живых организмов.
  5. Сохранение эталонных участков биосферы.

    Сейчас  одной из наиболее важных осознанных задач социума является оптимизация  взаимоотношений между человеком  и природой. Реализация этого процесса есть главная задача экологии.

Классификация природных ресурсов.

     Природные ресурсы - (естественные ресурсы), компоненты природы, используемые человеком.

     Каждый  вид природного ресурса обычно формируется  в одном из компонентов ландшафтной  оболочки. Он управляется теми же природными факторами, которые создают данный природный компонент и влияют на его особенности и территориальное  размещение. По принадлежности к компонентам ландшафтной оболочки выделяют ресурсы:

    • Минеральные;
    • Климатические;
    • Водные;
    • Растительные;
    • Земельные;
    • Почвенные;
    • Животного мира.

     При использовании приведенной классификации  основное внимание уделяется закономерностям  пространственного и временного формирования отдельных видов ресурсов, их количественным, качественным характеристикам, особенностям их режима, объемам естественного  восполнения запасов.

     При учете запасов природных ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия пользуются представлениями  об исчерпаемости запасов. А. Минц предложил  называть классификацию по этому  признаку экологической. Все природные  ресурсы по исчерпаемости делятся  на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые.

       Исчерпаемые ресурсы образуются в земной коре или ландшафтной сфере, но объемы и скорости их формирования измеряются по геологической шкале времени. В то же время потребности в таких ресурсах со стороны производства или для организации благоприятных условий обитания человеческого общества значительно превышают объемы и скорости естественного восполнения. В результате неизбежно наступает истощение запасов природного ресурса. В группу исчерпаемых включены ресурсы с неодинаковыми скоростями и объемами формирования. Это позволяет провести их дополнительную дифференциацию. На основе интенсивности и скорости естественного образования ресурсы делят на подгруппы:

       1. Невозобновляемые, к которым относят:

       а) все виды минеральных ресурсов или  полезные ископаемые. Они, как известно, постоянно образуются в недрах земной коры в результате непрерывно протекающего процесса рудообразования, но масштабы их накопления столь незначительны, а скорости образования измеряются многими десятками и сотнями  миллионов лет (например, возраст  каменных углей насчитывает более 350 млн. лет), что практически их учитывать  в хозяйственных расчетах нельзя. Освоение минерального сырья происходит по исторической шкале времени и  характеризуется всевозрастающими объемами изъятия. В этой связи все  минеральные ресурсы рассматриваются  в качестве не только исчерпаемых, но и невозобновляемых.

       б) Земельные ресурсы в их естественном природном виде – это материальный базис, на котором происходит жизнедеятельность человеческого общества. Морфологическое устройство поверхности (т. е. рельеф) существенно влияет на хозяйственную деятельность, на возможность освоения территории. Однажды нарушенные земли (например, карьерами) при крупном промышленном или гражданском строительстве в своем естественном виде уже не восстанавливаются.

       2. Возобновляемые ресурсы, к которым принадлежат:

       а) ресурсы растительного мира

       б) ресурсы животного мира.

       И те и другие восстанавливаются довольно быстро, и объемы естественного возобновления  хорошо и точно рассчитываются. Поэтому  при организации хозяйственного использования накопленных запасов  древесины в лесах, травостоя  на лугах или пастбищах, промысла диких животных в пределах, не превышающих  ежегодное возобновление, можно  полностью избежать истощения ресурсов.

       3. Относительно возобновляемые. Некоторые ресурсы хотя и восстанавливаются в исторические отрезки времени, но возобновляемые объемы их значительно меньше объемов хозяйственного потребления. Именно поэтому такие виды ресурсов оказываются весьма уязвимыми и требуют особенно тщательного контроля со стороны человека. К относительно возобновляемым ресурсам относятся и очень дефицитные природные богатства:

       а) продуктивные пахотно-пригодные почвы;

       б) леса с древостоями спелого возраста;

       в) водные ресурсы в региональном аспекте.

       Хорошо  известен факт практической неисчерпаемости  водных ресурсов в планетарном масштабе. Однако на поверхности суши запасы пресных вод сосредоточены неравномерно, и на обширных территориях ощущается  дефицит вод, пригодных для употребления в системах водопользования. Особенно сильно страдают от недостатка воды аридные  и субаридные районы, где нерациональное водопотребление (например, водозабор  в объемах, превышающих объем  естественного восполнения свободных  вод) сопровождается быстрым и зачастую катастрофическим истощением водозапасов. Поэтому необходим точный учет количества допустимого изъятия водного  ресурса по регионам.

     К неисчерпаемым ресурсам относятся климатические и водные ресурсы.

    1. Климатические ресурсы. Наиболее жесткие требования к климату предъявляют сельское хозяйство, рекреационное и лесное хозяйство, промышленное и гражданское строительство и др. Обычно под климатическими ресурсами понимают запасы тепла и влаги, которыми располагает конкретная местность или регион. Так как эти ресурсы формируются в определенных звеньях теплового и водного круговоротов, постоянно действующих над планетой в целом и над ее отдельными регионами, запасы тепла и влаги могут рассматриваться как неиссякаемые в определенных количественных пределах, точно установленных для каждого района.
    2. Водные ресурсы планеты. Земля обладает колоссальным объемом воды – около 1,5 млрд. куб. км. Однако 98% этого объема составляют соленые воды Мирового океана, и только 28 млн. куб. км – пресные воды. Поскольку уже известны технологии опреснения соленых морских вод, воды Мирового океана и соленых озер можно рассматривать как потенциальные водные ресурсы, использование которых в будущем вполне возможно. При условии соблюдения принципов рационального водопользования эти ресурсы можно рассматривать как неисчерпаемые. Однако при нарушении этих принципов ситуация может резко обостриться, и даже в планетарном масштабе может ощущаться дефицит чистых пресных вод. А пока природная среда ежегодно «дарит» человечеству в 10 раз больше воды, чем ему нужно для удовлетворения самых разнообразных потребностей.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"