Контрольная работа по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Вопросы:
1.В чем заключается социально – политическая роль экологии в современном обществе.
2.Основные нормативные документы по охране окружающей среды.
3.Выбросы транспорно – энергетических установок. Снижение их токсичности.
4. Воздействие радиации на организм человека.

Работа содержит 1 файл

контр экол.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Российский  заочный институт текстильной и  легкой промышленности 
 
 
 

Заочное отделение 
 

Группа        218             специальность       080502           шифр _____________ 
 
 

Контрольная работа №_____ 
 
 
 

Вариант №2 

Экология 
 
 

Студента   

Дата получения и возврата контрольной работы преподавателем  
 
 
 

Отметка о получении  зачета _______________ 

 

  1. В чем заключается  социально – политическая роль экологии в современном  обществе.
 

     В центре внимания современного человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей природной средой, экологической устойчивости планеты.

     Экология  – наука, исследующая функционирование систем и структур надорганизменного  уровня (экосистем, или биогеоценозов) в их взаимодействии друг с другом и со средой обитания. Отсюда вытекают и задачи экологии - выявить возможные взаимосвязи различных технологий, и в первую очередь химических, биохимических, агрохимических, энергетических, разрушающих или вредно воздействующих на природную сферу, для создания общей экологической безопасности окружающей среды, в том числе и химической, биохимической, радиационной.

     Говоря  об экологии, мы подразумеваем как  локальные, местные проблемы, с которыми сталкиваемся дома, в городе, на заводе, в поле, районе, государстве, так  и глобальные.

     Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов - как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами.

     Сегодня решение экологических проблем  стало одним из глобальных критериев  гуманности общества, уровня его технических и научных разработок.

     Современная экология относится к тому типу наук, которые возникли на стыке многих научных направлений. Она отражает как глобальность современных задач, стоящих перед человечеством, так  и различные формы интеграции методов направлений и научного поиска. Превращение экологии из сугубо биологической дисциплины в отрасль знания, включившую также общественные и технические науки, в сферу деятельности, основанную на решении ряда сложнейших политических, идеологических, экономических, этических и других вопросов, обусловило ей значительное место в современной жизни, сделало ее своеобразным узлом, в котором объединяются различные направления науки и человеческой практики.  
 
 
 
 
 

 

  1. Основные  нормативные документы по охране окружающей среды.
 

     Состав  документов, посвященный вопросам охраны окружающей среды и регулирования  использования природных ресурсов, и по объему и по тематике чрезвычайно  разнообразен и включает документы  всех уровней.

     Основной  закон – Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 22 августа 2004 года), который призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Российской Федерации. Законом определены задачи всего природоохранительного законодательства Российской Федерации, включающие регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

     Основными принципами охраны окружающей природной среды согласно ст. 3 Закон в частности являются:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность.

     Кроме, закона «Об охране окружающей среды» к нормативным документам, регулирующим вопросы экологии относятся:

     1.Федеральный закон от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (с изменениями на 22 августа 2004 года),

     2. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями на 22 августа 2004 года),

     3. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с изменениями на 31 декабря 2005 года),

     4. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изменениями на 22 августа 2004 года),

     5. Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (с изменениями на 22 августа 2004 года),

     6. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (с изменениями на 22 августа 2004 года),

     7. Федеральный закон от 04.05.1999 N 3-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями на 31 декабря 2005 года),

     8. Федеральный закон 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". 

 

  1. Выбросы транспорно – энергетических установок. Снижение их токсичности 
 

     Основными компонентами, выбрасываемыми в атмосферу при сжигании различных видов топлива в транспортно – энергетических установках, являются диоксид углерода СО2 и водяной пар Н2О. Однако в атмосферу выбрасываются и другие вредные вещества: продукты неполного сгорания топлива - оксид углерода, сажа, углеводороды, в том числе канцерогенный бенз(а)пирен C20H12, несгоревшие частицы твердого топлива, зола и прочие механические примеси; оксиды серы SO2 и SO3, азота и свинца РbО.

     При сжигании твердого топлива образуется большое количество золы и диоксида серы. Так, например, подмосковные угли имеют в своем составе 2,5-6,0% серы и до 30-50% золы. Дымовые газы, образующиеся при сжигании мазута, содержат оксиды азота, соединения ванадия и натрия, газообразные и твердые продукты неполного сгорания. Перевод установок на жидкое топливо существенно уменьшает золообразование, но практически не уменьшает выбросы SO2, так как мазуты, применяемые в качестве топлива, содержат серу в количестве до 3-4,5% и более. При сжигании природного газа (неочищенного) в дымовых газах образуются диоксид серы и оксиды азота. Следует отметить, что наибольшее количество оксидов азота образуется при сжигании жидкого топлива.

     Современная теплоэлектростанция мощностью 2,4 млн. кВт расходует до 20 тыс. т угля в сутки и выбрасывает в атмосферу в сутки 680 т SO2 и SO3 при содержании серы в топливе 1,7%; 200 т оксидов азота; 120-240 т твердых частиц (зола, пыль, сажа) при эффективности системы пылеулавливания 94-98%. Исследования показывают, что вблизи мощной теплоэлектростанции, выбрасывающей в сутки 280-360 т SO2, максимальные концентрации ее с подветренной стороны составляют 0,3-4,9 мг/м3 на расстоянии 200-500 м; 0,7-5,5мг/м3 на расстоянии 500-1000 м; 0,22-2,8 мг/м3 на расстоянии 1000-2000 м.

     Автотранспорту  как источнику загрязнения атмосферы присущ ряд отличительных особенностей: во-первых, численность автомашин в крупных городах быстро увеличивается, а вместе с тем растет валовой выброс вредных продуктов в атмосферу; во-вторых, автомобиль относится в отличие от промышленных предприятий к движущимся источникам загрязнения, широко встречающимся в жилых районах и местах отдыха; в-третьих, выбросы ДВС представляют собой недостаточно изученную смесь сложных компонентов. Токсическими выбросами двигателей внутреннего сгорания являются отработавшие газы, картерные газы и пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсических примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает около 45% СnНm от их общего выброса.  

     Исследования  состава отработавших газов ДВС  показывают, что в них содержится несколько десятков компонентов, основные из которых приведены в табл. 1.

     Таблица 1.

Компоненты Объемная  доля компонента, % Примечание
Карбюраторные ДВС Дизельные ДВС
N2 74-77 76-78  Нетоксичен
O2 3,0-0,8 2-18 Нетоксичен
H2O (пары) 3,0-5,5 0,5-4,0 Нетоксичен
CO2  5,0-12,0 1,0-10,0 Нетоксичен
H2  0-5,0 - Нетоксичен
CO  0,5-12,0 0,01-0,50 Токсичен
NOx(в  пересчете на N2O5) До 0,8 0,0002-0,5  Токсичен
CnHm 0,2-3,0 0,009-0,5 Токсичен
Альдегиды  До 0,2 мг/л  0,001-0,09 мг/л Токсичен
Сажа  0-0,04 г/м3 0,01-1,1 г/м3 Токсичен
Бенз(а)пирен 10-20 мкг/м3 до 10 мкг/м3 Токсичен
 

     Диоксид серы образуется в отработавших газах  в том случае, когда сера содержится в исходном топливе.

     Анализ  данных, приведенных в табл. 1, показывает, что наибольшей токсичностью обладает выхлоп карбюраторных ДВС за счет большего выброса СО, МО*, СПНШ и других веществ. Дизельные ДВС выбрасывают  в больших количествах сажу, которая в чистом виде нетоксичное вещество. Однако частицы сажи, обладая высокой адсорбционной способностью, несут на своей поверхности молекулы и частицы токсичных веществ, в том числе и канцерогенных. Сажа может длительное время находиться во взвешенном состоянии в воздухе, увеличивая тем самым время воздействия токсических веществ на человека.

     Широкое применение этилированного бензина  вызвало загрязнение воздуха  городов весьма токсичными соединениями свинца, обладающими способностью к  накоплению в организме. Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в виде соединений в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает на земле сразу за срезом выпускной трубы автомобиля, 40% остается в атмосфере.

     Выделение бенз(а)пирена с отработавшими газами зависит от режима работы ДВС. Наибольшее количество этого вещества у ДВС, работающих на бензине, выделяется на холостом ходу, при работе на переобогащенных смесях и на режиме больших нагрузок.

     В последние годы в связи с развитием  авиации, а также интенсивным использованием авиационных двигателей в других отраслях народного хозяйства существенно возрос вклад газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) в общий выброс вредных примесей в атмосферу. Выхлопные газы ГТДУ содержат в своем составе токсичные компоненты, такие, как СО, N0x, углеводороды, сажу, альдегиды и др.

     Определенную  долю примесей в атмосферу вносят выбросы транспортных средств с  ракетными двигательными установками  различных типов. Загрязнение воздушной  среды происходит главным образом при работе двигательных установок перед стартом, при взлете и посадке, при наземных испытаниях двигательных установок в процессе их производства или после ремонта; при хранении и транспортировке топлив, а также заправке топливом летательных аппаратов. Работа жидкостного ракетного двигателя сопровождается загрязнением окружающей среды продуктами полного и неполного сгорания топлива. В общем случае они состоят из СО, NOx, ОН и др. Состав продуктов сгорания при работе жидкостного ракетного двигателя определяется коэффициентом соотношения компонентов топлива, температурой сгорания, процессами диссоциации и рекомбинации молекул. Количество продуктов сгорания зависит от мощности (тяги) двигательных установок.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"