Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:11, контрольная работа
Вопросы:
1.В чем заключается социально – политическая роль экологии в современном обществе.
2.Основные нормативные документы по охране окружающей среды.
3.Выбросы транспорно – энергетических установок. Снижение их токсичности.
4. Воздействие радиации на организм человека.
Российский
заочный институт
текстильной и
легкой промышленности
Заочное
отделение
Группа
218
специальность
080502
шифр _____________
Контрольная
работа №_____
Вариант
№2
Экология
Студента
Дата получения
и возврата контрольной работы преподавателем
Отметка о получении
зачета _______________
В центре внимания современного человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей природной средой, экологической устойчивости планеты.
Экология – наука, исследующая функционирование систем и структур надорганизменного уровня (экосистем, или биогеоценозов) в их взаимодействии друг с другом и со средой обитания. Отсюда вытекают и задачи экологии - выявить возможные взаимосвязи различных технологий, и в первую очередь химических, биохимических, агрохимических, энергетических, разрушающих или вредно воздействующих на природную сферу, для создания общей экологической безопасности окружающей среды, в том числе и химической, биохимической, радиационной.
Говоря об экологии, мы подразумеваем как локальные, местные проблемы, с которыми сталкиваемся дома, в городе, на заводе, в поле, районе, государстве, так и глобальные.
Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов - как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами.
Сегодня решение экологических проблем стало одним из глобальных критериев гуманности общества, уровня его технических и научных разработок.
Современная
экология относится к тому типу наук,
которые возникли на стыке многих
научных направлений. Она отражает
как глобальность современных задач,
стоящих перед человечеством, так
и различные формы интеграции методов
направлений и научного поиска. Превращение
экологии из сугубо биологической дисциплины
в отрасль знания, включившую также общественные
и технические науки, в сферу деятельности,
основанную на решении ряда сложнейших
политических, идеологических, экономических,
этических и других вопросов, обусловило
ей значительное место в современной жизни,
сделало ее своеобразным узлом, в котором
объединяются различные направления науки
и человеческой практики.
Состав
документов, посвященный вопросам охраны
окружающей среды и регулирования
использования природных
Основной закон – Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 22 августа 2004 года), который призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Российской Федерации. Законом определены задачи всего природоохранительного законодательства Российской Федерации, включающие регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
Основными принципами охраны окружающей природной среды согласно ст. 3 Закон в частности являются:
Кроме, закона «Об охране окружающей среды» к нормативным документам, регулирующим вопросы экологии относятся:
1.Федеральный закон от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (с изменениями на 22 августа 2004 года),
2. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями на 22 августа 2004 года),
3. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с изменениями на 31 декабря 2005 года),
4. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изменениями на 22 августа 2004 года),
5. Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (с изменениями на 22 августа 2004 года),
6. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (с изменениями на 22 августа 2004 года),
7. Федеральный закон от 04.05.1999 N 3-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями на 31 декабря 2005 года),
8.
Федеральный закон 24 июня 1998 года N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления".
Основными компонентами, выбрасываемыми в атмосферу при сжигании различных видов топлива в транспортно – энергетических установках, являются диоксид углерода СО2 и водяной пар Н2О. Однако в атмосферу выбрасываются и другие вредные вещества: продукты неполного сгорания топлива - оксид углерода, сажа, углеводороды, в том числе канцерогенный бенз(а)пирен C20H12, несгоревшие частицы твердого топлива, зола и прочие механические примеси; оксиды серы SO2 и SO3, азота и свинца РbО.
При сжигании твердого топлива образуется большое количество золы и диоксида серы. Так, например, подмосковные угли имеют в своем составе 2,5-6,0% серы и до 30-50% золы. Дымовые газы, образующиеся при сжигании мазута, содержат оксиды азота, соединения ванадия и натрия, газообразные и твердые продукты неполного сгорания. Перевод установок на жидкое топливо существенно уменьшает золообразование, но практически не уменьшает выбросы SO2, так как мазуты, применяемые в качестве топлива, содержат серу в количестве до 3-4,5% и более. При сжигании природного газа (неочищенного) в дымовых газах образуются диоксид серы и оксиды азота. Следует отметить, что наибольшее количество оксидов азота образуется при сжигании жидкого топлива.
Современная теплоэлектростанция мощностью 2,4 млн. кВт расходует до 20 тыс. т угля в сутки и выбрасывает в атмосферу в сутки 680 т SO2 и SO3 при содержании серы в топливе 1,7%; 200 т оксидов азота; 120-240 т твердых частиц (зола, пыль, сажа) при эффективности системы пылеулавливания 94-98%. Исследования показывают, что вблизи мощной теплоэлектростанции, выбрасывающей в сутки 280-360 т SO2, максимальные концентрации ее с подветренной стороны составляют 0,3-4,9 мг/м3 на расстоянии 200-500 м; 0,7-5,5мг/м3 на расстоянии 500-1000 м; 0,22-2,8 мг/м3 на расстоянии 1000-2000 м.
Автотранспорту
как источнику загрязнения атмосферы
присущ ряд отличительных особенностей:
во-первых, численность автомашин в крупных
городах быстро увеличивается, а вместе
с тем растет валовой выброс вредных продуктов
в атмосферу; во-вторых, автомобиль относится
в отличие от промышленных предприятий
к движущимся источникам загрязнения,
широко встречающимся в жилых районах
и местах отдыха; в-третьих, выбросы ДВС
представляют собой недостаточно изученную
смесь сложных компонентов. Токсическими
выбросами двигателей внутреннего сгорания
являются отработавшие газы, картерные
газы и пары топлива из карбюратора и топливного
бака. Основная доля токсических примесей
поступает в атмосферу с отработавшими
газами ДВС. С картерными газами и парами
топлива в атмосферу поступает около 45%
СnНm от их общего выброса.
Исследования состава отработавших газов ДВС показывают, что в них содержится несколько десятков компонентов, основные из которых приведены в табл. 1.
Таблица 1.
Компоненты | Объемная доля компонента, % | Примечание | |
Карбюраторные ДВС | Дизельные ДВС | ||
N2 | 74-77 | 76-78 | Нетоксичен |
O2 | 3,0-0,8 | 2-18 | Нетоксичен |
H2O (пары) | 3,0-5,5 | 0,5-4,0 | Нетоксичен |
CO2 | 5,0-12,0 | 1,0-10,0 | Нетоксичен |
H2 | 0-5,0 | - | Нетоксичен |
CO | 0,5-12,0 | 0,01-0,50 | Токсичен |
NOx(в пересчете на N2O5) | До 0,8 | 0,0002-0,5 | Токсичен |
CnHm | 0,2-3,0 | 0,009-0,5 | Токсичен |
Альдегиды | До 0,2 мг/л | 0,001-0,09 мг/л | Токсичен |
Сажа | 0-0,04 г/м3 | 0,01-1,1 г/м3 | Токсичен |
Бенз(а)пирен | 10-20 мкг/м3 | до 10 мкг/м3 | Токсичен |
Диоксид серы образуется в отработавших газах в том случае, когда сера содержится в исходном топливе.
Анализ данных, приведенных в табл. 1, показывает, что наибольшей токсичностью обладает выхлоп карбюраторных ДВС за счет большего выброса СО, МО*, СПНШ и других веществ. Дизельные ДВС выбрасывают в больших количествах сажу, которая в чистом виде нетоксичное вещество. Однако частицы сажи, обладая высокой адсорбционной способностью, несут на своей поверхности молекулы и частицы токсичных веществ, в том числе и канцерогенных. Сажа может длительное время находиться во взвешенном состоянии в воздухе, увеличивая тем самым время воздействия токсических веществ на человека.
Широкое применение этилированного бензина вызвало загрязнение воздуха городов весьма токсичными соединениями свинца, обладающими способностью к накоплению в организме. Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в виде соединений в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает на земле сразу за срезом выпускной трубы автомобиля, 40% остается в атмосфере.
Выделение бенз(а)пирена с отработавшими газами зависит от режима работы ДВС. Наибольшее количество этого вещества у ДВС, работающих на бензине, выделяется на холостом ходу, при работе на переобогащенных смесях и на режиме больших нагрузок.
В последние годы в связи с развитием авиации, а также интенсивным использованием авиационных двигателей в других отраслях народного хозяйства существенно возрос вклад газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) в общий выброс вредных примесей в атмосферу. Выхлопные газы ГТДУ содержат в своем составе токсичные компоненты, такие, как СО, N0x, углеводороды, сажу, альдегиды и др.
Определенную
долю примесей в атмосферу вносят
выбросы транспортных средств с
ракетными двигательными