Контрольная работа По Экологическим основам природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:53, контрольная работа

Описание работы

По средним подсчетам получилось, что около половины жителей России живут там, где состояние окружающей среды превышает допустимые нормы. Эту статистику получила комиссия Главного контрольного управления президента России (ГКУ) в ходе проверки выполнения закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Результаты опубликованы на сайте президента РФ.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по эколог основам природопользов Писарев.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Мониторинг может быть локальным (биоэкологическим, санитарно-гигиеническим), региональным(геосистемным, природно-хозяйственным) и глобальным (биосферным).

Мониторинг, проводимый на локальном уровне, включает наблюдения за изменением в различных сферах содержания загрязняющих веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами. К наиболее опасным для природных экосистем и человека относятся следующие загрязняющие вещества: радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, оксиды углерода, азота, диоксид серы и др.

Биоэкологический мониторинг предполагает также наблюдение за ростом врожденных дефектов в популяциях человека и выявление динамики генетических последствий загрязнения биосферы, в первую очередь мутагенами.

На региональном уровне наблюдения ведут за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (лесных экосистем, бассейнов рек, агроэкосистем и т.д.), где анализируют характер и количественные показатели антропогенных воздействий на окружающую природную среду в этих регионах. Например, ведут контроль за состоянием популяций исчезающих видов растений и животных.

Задача глобального мониторинга — обеспечить наблюдение, контроль и прогноз возможных изменений в биосфере в целом.

Таким образом, мониторинг дает возможность не только судить о состоянии среды в данный промежуток времени, но и выявлять ее изменения, предвидеть и прогнозировать их направления, выяснять причины и своевременно предотвращать возникнровение критических ситуаций в природе.

Основными экологическими проблемами на современном этапе являются биологическое регулирование и сохранение устойчивости всех экосистем биосферы, определение биологической продуктивности и рациональное использование живой природы, разработка биологических методов борьбы с вредителями и очистки среды, биологическая индикация и др. Для решения этих сложных задач проводится мониторинг — комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий.

 

Вопрос 5.10 Какие формы эколого-природоохранного образования существуют в средних специальных  учебных заведениях? Что значит «экологизация» учебных дисциплин?

Ответ:

В системе формального экологического образования (т.е. в учебных заведениях) выделяется 4 уровня. На первом уровне предусматривается пропаганда знаний в области отношений между человеком и природой в рамках дошкольного образования. В доступной форме (в основном в виде игры) в этот период даются знания, показывающие основы бережного отношения к природе. Второй уровень связывается со школьным образованием на специальных уроках и при изучении смежных дисциплин. Особое вни­мание уделяется практической работе, закрепляющей знания. Третий уровень -экологическое образование, которое дается в высших и средних специальных заведениях, где: 1) создаются специальные факультеты; 2) читаются специальные расширенные курсы; 3) в традиционных курсах усиливается экологическая направленность; 4) проводится специализация в области изучения различных аспектов проблемы взаимоотношения человека и среды его обитания (научно-технического, социально-экономического, политического и других аспектов). Именно на этом уровне осознается потребность в эколого-политологическом образовании, а особенно потребность в ликвидации эколого-политологической безграмотности людей, принимающих политические решения. Четвертый уровень предполагает природоохранное просвещение всех специалистов, повышающих свою квалификацию на специальных курсах, соответствующих факультетах и т.п.

Экологическое образование в целом (как формальное, так и неформальное) призвано:

-  воспитывать членов общества, хорошо понимающих взаимосвязь человека и природы, осознающих   необходимость   сохранения   как   регионального,   так   и   глобального экологического равновесия, и постоянно содействующих этому;

-  обеспечивать точную информацию о состоянии окружающей среды, что дает возможность обществу принимать оптимальные решения по ее использованию;

-  обеспечивать распространение знаний, умений и навыков, необходимых человеку для решения стоящих перед ним взаимосвязанных проблем окружающей среды и устранения возможности возникновения тех же проблем в будущем;

- ориентировать на то, что принимая любое решение в области окружающей  среды,   необходимо  стремиться  к  равновесию  между  необходимостью удовлетворить потребности сегодняшнего дня  и  возможными  последствиями этого решения в будущем;

- воспитывать членов общества с сознанием причастности каждого из них к решению проблем окружающей среды.

Осознание остроты и масштабности экологических и глобальных проблем в целом, выявление их планетарного характера, создание системы экологического образования и просвещения, создают предпосылки для формирования экологической культуры. В ее рамках взаимоотношения человека и природы предстают уже в качестве нравственной проблемы.

Под экологической культурой понимается такая совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, которая обусловливает соответствие социокультурного процесса сохранению природной среды. Процесс утверждения экологической культуры представляет собой переход от экологического знания к экологическому сознанию, которое мотивирует и определяет деятельность каждого человека.

Особое значение в условиях углубляющегося глобального и экологического кризиса приобретают исполнительные структуры всех сфер жизнедеятельности общества и особенно политические институты. На передний план выдвигается изучение политических аспектов, связанных с глобальной экологической динамикой. Формируются идеи эколого-политологического образования, которое было бы направлено на адекватное реагирование сферы политики на нарастание глобальных экологических проблем и осмысление влияния этой глобальной динамики на политическую сферу.

В научно-педагогической литературе получили широкое распространение такие понятия, как «экологизация мировоззрения», «экологизация производства», «экологизация наук», «экологизация сознания», «экологизация мышления», «экологизация образования». Во всех случаях под экологизацией понимают процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией отношений между обществом и природой, и изменений, которые возникают в духовной и материальной жизни в условиях экологического кризиса, радикальной трансформации общественного бытия. Г.С. Смирнов определяет, например, экологизацию сознания как изменение направленности сознания, ориентацию его на более адекватное отражение состояния внешней среды и соответственно ценностных установок в потребностях и деятельности человека. С понятием «экологизация индивидуального сознания» связаны также такие понятия, как «экологизация мышления», «экологизация мироощущения», «экологизация потребностей», «экологизация поведения» и др. Каждой исторической эпохе соответствует свое определенное мировоззрение.

Экологизация системы образования это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, переходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля. Именно в наши дни требуется экологизация вообще всей системы образования и воспитания. Финальная цель данной трансформации проникновение современных экологических идей и ценностей во все сферы общества, его экологизация. Ибо только так, через экологизацию всей общественной жизни, можно спасти человечество от экологической катастрофы.

Наиболее полно, подробно с проведением экспериментальной работы в школе и в педагогическом вузе данная проблема экологизации образования нашла отражение в докторской диссертации В.М. Назаренко, на чем мы и остановимся более подробно.

Так, автор предлагает осуществить последовательную экологизацию вузовских учебных дисциплин. Этот процесс затрагивает как учебную, так и внеучебную деятельность студентов, строится на принципах целостности, единства и преемственности всех звеньев и этапов вузовского обучения, а также на установлении межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин.

 

Вопрос 1.3. Выясните экологическую обстановку в вашем регионе и опишите ее.

Устойчивое развитие Волгоградской области, высокий уровень жизни и здоровья населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержании соответствующего качества окружающей среды.

Анализ качества природной среды, состояния природных ресурсов и тенденций их изменения под влиянием хозяйственной деятельности находит отражение в ежегодных государственных докладах о состоянии окружающей природной среды области, разрабатываемых ГУПР МПР России по Волгоградской области на основании результатов собственного мониторинга окружающей природной среды, мониторинга, осуществляемого специальными на это уполномоченными государственными органами на территории области, а также данных областного комитета статистики.

Атмосферный воздух. По данным ГУПР по Волгоградской области и Волгоградского центpa по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ВЦГМС), осуществляющих контроль степени загрязнения воздуха, в 2002 г. в 2 городах области - Волгограде и Волжском с населением около 1,3 млн. чел. среднегодовые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе превышали ПДК.

Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) в Волгограде и Волжском колебался от 7 до 14, т.е. уровень загрязнения воздуха оценивается как высокий и очень высокий. Города Волгоград и Волжский входят в приоритетный список 220 городов России, где по показателю ИЗА можно ожидать значительное неблагоприятное воздействие загрязненной атмосферы на здоровье населения. Основными загрязнителями остаются автомобильный транспорт (около 400 тыс. т.) и предприятия 000 "Лукойл-Волгограднефтепереработка", ОАО "Каустик", ВОАО "Хим:ром", ЗАО Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь", ОАО "Волгоградсой аллюминий", 000 "Волгоградский тракторный завод", ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, "ВолгоГРЭС" Т_ Волгоград; и г. Волжский ОАО "Химволокно" , ОАО"Волжскийтрубный завод", ОАО "Оргatнтез", ТЭЦ-2 и др.

Водные ресурсы. По данным государственного водного кадастра, суммарный забор воды у природных водных объектов в 2002 г. составил 1503 млн. м. куб. Водопотребление по сравнению с 2001 г. уменьшилось на 37,3 млн. м. куб. (2,4%).

Сброс загрязняющих веществ со сточными водами в поверхностные водные объекты в 2002 г. увеличился и составил 98,9 тыс. т (2001 г. - 77,3 тыс. т), сброс на рельеф местности уменьшился на 28,2 тыс.т (2001 г. - 43,8 тыс. т).

Объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты, в 2002 г. составил 220,2 млн.м.куб (2001 г. - 220,8 млн. м куб), в том числе без очистки - 59,7 млн. м куб (2001 г. - 64,5 млн. м куб). В 2002 г. качество поверхностных вод не соответствовало нормативам по таким наиболее распространенным веществам, как нефтепродукты, фенолы, легкоокисляемые вещества, соединения металлов, аммонийный и нитритный азот, хлориды. На крупных реках Волга, Дон и их притоках качество воды варьирует в диапазоне - от чистой до умеренно загрязненной. По сравнению с предшествующим годом в 2002 г. отмечается тенденция уменьшения освоения эксплуатационных запасов питьевых и технических подземных вод.

Топливво-энергетические ресурсы занимают ведущее место в экономике области. Добыча нефти в 2002 г. составила 4039,7 тыс. т, (2001г. - 4068,19 тыс.т, 2000г. - 4230,7 тыс.т), добыча газа в 2002 г. -704 млн.м3, (2001г. - 693,0 млн.м3, 2000г. - 691,0 млн.м3). Усиление государственного контроля за соблюдением предприятиями требований законодательства и нормативно-технической документации, за внедрением прогрессивных технологий и оборудования, а также за вовлечением в переработку минерального сырья из техногенных образований позволило повысить комплексность извлечения и использования минерального сырья.
В то же время из-за сложного финансового положения на некоторых предприятиях остается ряд нерешенных проблем охраны недр. С наибольшим отставанием ведутся природоохранные работы, включая рекультивацию земель, нарушенных горными работами, что значительно ухудшает экологическую обстановку.

Растительный мир леса. За 2002 г. заметных изменений в состоянии флоры и растительного покрова области не произошло. Сохранились, но уже не в столь широких масштабах, как прежде, наметившиеся в начале 1990-х годов позитивные тенденции в отношении восстановления лесной и степной растительности на заброшенных сельскохозяйственных землях. По-прежнему представляет опасность распространение деградации растительности в районах нового освоения месторождений минерального и углеводородного сырья и вдоль транспортировки нефти и газа. Несмотря на снижение поголовья скота на сухостепных и полупустынных пастбищах, здесь актуальна угроза развития процессов деградации земель и опустынивания. Общая площадь земель лесного фонда составляет 625,5 тыс.га, или 6,2% площади области.

Разнообразен животный и растительный мир нашей Волгоградской области. И природа нашей области нуждается в охране. На территории создано 28 государственных заказников республиканского и местного значения, 85 охотничьих и рыболовных хозяйств с целью сохранения природных объектов. Ученые исследовали Дон, оказывается большая излучина реки Дон имеет большую ценность, богатый видовой состав. Территория славится своими эстетическими и природными качествами. В этом районе планируется создать парк. Создана Красная книга Волгоградской области. При Волгоградском педагогическом университете работает музей по охране природы. 

 

Вопрос 3.11. Решить кроссворд 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч

 

 

 

6

В

З

А

И

М

О

С

В

Я

З

А

Н

Н

О

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

2

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

И

 

 

5

 

 

 

 

 

В

 

 

7

Р

А

Ц

И

О

Н

А

Л

Ь

Н

О

Е

 

И

 

 

 

8

 

Е

 

 

 

Е

 

 

 

П

 

 

 

 

 

М

 

 

С

 

 

 

С

У

К

Ц

Е

С

С

И

Я

 

О

 

 

 

 

 

А

 

 

Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

 

 

 

Л

 

 

9

П

О

С

Е

Л

Е

Н

И

Е

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

Ь

 

 

 

 

 

С

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

З

 

 

 

 

 

А

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ы

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Н

Е

Д

Р

А

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

11

Б

И

О

С

Ф

Е

Р

А

 

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь

 

 

 

Информация о работе Контрольная работа По Экологическим основам природопользования