Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:50, контрольная работа
Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.
В настоящее время принято выделять две основные формы миграций:
внутренние миграции - перемещение населения внутри страны из сел в города, из городов в села, из одного региона в другой;
внешние миграции - перемещение населения из одной страны в другую.
Эмиграция - это выезд из страны.
Иммиграция - въезд в страну.
1. Рассчитайте среднегодовую численность населения за каждый год изучаемого периода.
2. Определите миграционный прирост или убыль населения.
3. Определите тип динамики численности населения в разные годы в целом по стране, сделайте сравнительный анализ. Выявите особенности.
Решение.
СГЧ1960 = 119906 чел.
СГЧ1970 = 130391,5 чел.
СГЧ1980 = 138660 чел.
СГЧ1990 = 148292 чел.
СГЧ1997 = 1473035 чел.
Общий прирост (убыль) = Численность на конец года – численность на начало года.
Год |
Общий прирост (убыль) |
Естественный прирост (убыль) |
Миграционный прирост (убыль) |
1960 |
1720 |
1928 |
-208 |
1970 |
625 |
778 |
-153 |
1980 |
730 |
673 |
57 |
1990 |
502 |
338 |
164 |
1997 |
-399 |
-751 |
352 |
Годы |
Абсолютный прирост, чел |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютное знач. 1% прироста (убыли), чел. |
1960 |
- |
- |
- |
- |
1970 |
9938 |
108,23 |
8,23 |
1207,53 |
1980 |
8324 |
106,37 |
6,37 |
1306,75 |
1990 |
9515 |
106,84 |
6,84 |
1391,08 |
1997 |
-1439 |
99,03 |
-0,97 |
1483,50 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что за период с 1960 по 1990 годы наблюдался прирост населения. Самый значительный прирост отмечается в 1970 году по сравнению с 1960 – на 8,23%, что в абсолютном выражении составляет 9938 чел. В 1980 году прирост населения составил 6,37%, что на 1,86% ниже, чем в 1970 году. А в 1990 году прирост увеличился на 0,47% и составил 6,84% по сравнению с 1980 годом.
В 1997 году по сравнению с 1990 наблюдается сокращение населения на 0,97% , что в абсолютном выражении составляет 1439 чел. Кроме того, отмечается самое большое значение 1% прироста (убыли) за данный период – 1483,50 чел.
Задача 3.
В начале года численность населения в городе Синегорск составила 86 тысяч человек.
В конце года – 92 тысячи человек.
Общий коэффициент брачности – 7,6 на 1000 человек
Общий коэффициент разводимости – 5,4 на 1000 человек
Население в бракоспособном возрасте – 70% всего населения города.
Соотношение мужчин и женщин бракоспособного возраста соответственно – 52% и 48%
Определите:
Количество браков и разводов за год
Специальные коэффициенты брачности и разводимости для мужчин и женщин бракоспособного возраста. Сравните эти коэффициенты и сделайте выводы.
Решение.
Количество браков и разводов за год можно вычислить по формуле:
B (R) = b*(Sср*T)/1000, где
В (R)– абсолютное число браков,
b – общий коэффициент брачности,
Sср. – средняя численность населения,
Т – число лет в периоде.
В = 7,6*8900*1/1000 = 676,4 браков.
R = 5,4*89000*1/1000 = 480,6 разводов.
Специальные коэффициенты брачности и разводимости для мужчин и женщин бракоспособного возраста:
СпКб(р) м(ж) = N/ М(ж)*1000, где
СпКб - специальный коэффициент брачности,
СпКр - специальный коэффициент разводимости,
N – число заключенных браков,
М (ж) – среднегодовая численность мужчин (женщин) в бракоспособном возрасте.
Среднегодовая численность населения в бракоспособном возрасте =
((86000+92000)/2)*0,7 = 62300 чел.
Мужчин 52% - 32396 чел.
Женщин 48% - 29904 чел.
СпКбм = 676,4/32396*1000 = 20,88
СпКбж = 676,4/29904*1000 = 22,62
Вывод: процесс брачности среди женщин бракоспособного возраста интенсивнее, чем у мужчин.
СпКрм = 480,6/32396*1000 = 14,83
СпКрж = 480,6/29904*1000 = 16,07
Вывод: процесс разводимости среди женщин бракоспособного возраста интенсивнее, чем у мужчин.
Так как численность женского бракоспособного населения меньше, то и процессы брачности (разводимости) у женщин интенсивнее, чем у мужчин.
ЗАДАНИЕ 3.
Подготовьте ответы в произвольном порядке на следующие вопросы:
(объем ответов – 1-2 стр.)
Гигиена (от греч. hygieinós— здоровый), наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни .
Гигиена тесно связана со всеми медицинскими науками, а также биологией, физикой, химией и социально-экономическими науками. В задачи Гигиена входит научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, обоснование санитарных мероприятий по оздоровлению населённых мест, условий труда и отдыха человека, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке санитарного законодательства, санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Одна из важнейших задач современности — разработка гигиенических нормативов для воздуха населённых мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, материалов, из которых изготовляют одежду и обувь с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни
На продолжительность жизни человека повлияли четыре великие "революции" в медицине, каждая из которых продлила жизнь людей в среднем на 10-12 лет. В целом они привели к увеличению продолжительности жизни в более развитых странах (Япония, США, Великобритания) от 35-40 лет в XVIII веке до 75-80 лет в настоящее время. Эти революции касались взаимоотношений человека с микробами.
Первой такой революцией, которая началась приблизительно в XVII-XVIII вв. в Европе, стало кардинальное изменение понимания роли гигиены . Широкое внедрение вывоза мусора, водоснабжения и канализационной системы, а также соблюдение правил личной гигиены привело к существенному уменьшению количества эпидемий инфекционных заболеваний, забравших сотни миллионов жизней в предыдущие века.
Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды. Научной основой гигиены служит разработка гигиенических нормативов -- предельно допустимых концентраций и уровней, ориентировочных безопасных уровней воздействия (ПДК, ПДУ, ОБУВ и др.) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, одежды и обуви с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни .
Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена , гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др.
Коммунальная гигиена изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для создания оптимальных условий проживания. Включает гигиену воздуха, воды, водоснабжения, почвы, жилища и др.
Гигиена питания изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение в зависимости от условий труда и быта; разрабатывает меры профилактики элементарных заболеваний.
Гигиена труда изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывает меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных болезней.
Радиационная гигиена изучает влияние ионизирующих излучений на человека и разрабатывает санитарно-гигиенические меры и нормативы по обеспечению радиационной безопасности лиц, работающих с источниками ионизирующего излучения и радиоактивными веществами.
Гигиена детей и подростков изучает влияние факторов окружающей среды на организм детей и разрабатывает гигиенические требования и нормативы к окружающей ребенка среде с целью создания гигиенических условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей.
Меры по стимулированию рождаемости:
Меры по уменьшению смертности:
Список использованных источников.