Классификация загрязнителей и пути их воздействия на природу

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 08:15, реферат

Описание работы

Экология - это наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой. Объектом изучения экологии могут стать, к примеру, организмы почвы, сама почва, вода, человек и т.д.

Содержание

1.структура экологии. основные понятия
2. Природа и общество. общие специфические черты
3.взаимодействие человека и природы
4.развитие производственных сил общества
5.влияние урбанизации на биосферу
6. природные ресурсы их классификации
7.основные направления рационального природопользования
8. классификация загрязнителей и пути их воздействия на природу

Работа содержит 1 файл

Экология.docx

— 28.02 Кб (Скачать)

1.структура  экологии. основные понятия 
2. Природа и общество. общие специфические черты 
3.взаимодействие человека и природы 
4.развитие производственных сил общества 
5.влияние урбанизации на биосферу 
6. природные ресурсы их классификации 
7.основные направления рационального природопользования 
8. классификация загрязнителей и пути их воздействия на природу

1. Экология - это наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой. Объектом изучения экологии могут стать, к примеру, организмы почвы, сама почва, вода, человек и т.д.

Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой.

Структура современной  экологии

Экология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная экология изучает наиболее общие экологические закономерности, а прикладная – использует полученные знания для обеспечения устойчивого развития общества.

Основу экологии составляет биоэкология как раздел общей биологии. Биоэкология (как и любая наука) делится на общую и частную. В состав общей биоэкологии входят разделы:

Структура общей (биологической) экологии

Разделы экологии

Их содержание

факториальная экология

Учение о факторах среды  и закономерностях их действия на организмы

Экология организмов, или  аутэкология

Взаимодействия между  отдельными организмами и факторами  среды или средами жизни

Популяционная экология, или  демэкология

Взаимоотношения между организмами  одного вида (в пределах популяций) и средой обитания. Экологические  закономерности существования популяций

Учение об экосистемах (биогеоценозах), или синэкология

Взаимоотношения организмов разных видов (в пределах биоценозов) и среды их обитания как единого  целого. Экологические закономерности функционирования экосистем

Учение о биосфере (глобальная экосистема)

Роль живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки (атмосферы, гидросферы, литосферы), ее функционировании


 

1. Аутэкология – изучает взаимодействие со средой обитания отдельных организмов определенных видов.

2. Экология популяций (демэкология) – изучает структуру популяций и ее изменение под воздействием экологических факторов.

3. Синэкология – изучает структуру и функционирование сообществ и экосистем. 

 

К общей биоэкологии относятся и другие разделы:

– эволюционная экология – изучает экологические механизмы эволюционного преобразования популяций;

– палеоэкология – изучает экологические связи вымерших групп организмов и сообществ;

– морфологическая экология – изучает закономерности изменения строения органов и структур в зависимости от условий обитания;

– физиологическая экология – изучает закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов;

– биохимическая экология – изучает молекулярные механизмы приспособительных преобразований в организмах в ответ на изменение среды;

– математическая экология – на основании выявленных закономерностей разрабатывает математические модели, позволяющие прогнозировать состояние экосистем, а также управлять ими.  

 

Частная биоэкология изучает экологию отдельных таксономических групп, например: экология животных, экология млекопитающих, экология выхухоли; экология растений, экология опыления, экология сосны; экология водорослей; экология грибов и т. д. 

 

Биоэкология тесно связана с ландшафтной экологией, например:

– экологией водных ландшафтов (гидробиологией) – океанов, рек, озер, водохранилищ, каналов...

– экологией наземных ландшафтов – лесов, степей, пустынь, высокогорий...

Отдельно выделяются разделы  фундаментальной экологии, связанные  с существованием и деятельностью  человека:

– экология человека – изучает человека как биологический вид, вступающий в разнообразные экологические взаимодействия;

– социальная экология – изучает взаимодействие человеческого общества и окружающей среды;

– глобальная экология – изучает наиболее крупномасштабные проблемы экологии человека и социальной экологии.  

 

Прикладная экология включает: промышленную экологию, сельскохозяйственную экологию, экологию города (населенных пунктов), медицинскую экологию, экологию административных районов, экологическое право, экологию катастроф и многие другие разделы. Прикладная экология тесно связана с охраной природы и окружающей среды.

Экологические знания должны служить основой рационального  природопользования. На их основе базируется создание и развитие сети охраняемых территорий: заказников, заповедников и национальных парков, а также охрана отдельных памятников природы. Рациональное использование природных ресурсов является основой устойчивого развития человечества.

Во второй половине ХХ века в связи с интенсивным воздействием человеческого общества на биосферу начинается экологический кризис, особенно обострившийся в последние десятилетия. Современная экология включает множество разделов и охватывает самые разнообразные стороны человеческой деятельности; происходит экологизация всего общества.  

 

3. Взаимодействие человечества и природы - это сложный процесс, в котором стороны должны стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству. Между природным и общественным нет пропасти - общество остается частью более обширного целого - природы.

Конечно, сегодня предпринимается  немало попыток преодолеть это «взаимодействие  на расстоянии». Одним из путей к  преодолению такого отношения к  природе является, на наш взгляд, обращение к опыту взаимодействия предыдущих поколений с природой, какую бы форму (созерцательную или  разрушительную) он не носил. Изучение философии природы этих исторических периодов имеет для нас не просто интерес: оно открывает нам новые  горизонты в видении природы, позволяя наметить альтернативный современному способ ее познания и общения с ней.

Можно также отметить, что на данном этапе развития, все чаще природа  воспринимается не просто как родственная  человеку сфера, но и как источник различных состояний и феноменов  жизни, к которым «причастен человек  всем своим телесным и духовным бытием и за которые он ответственен»[7,С.94.].

Поэтому воспитание чувства природы, является важнейшей задачей не только философии, но и педагогики, решать которую следует уже с начальной  школы, ведь приобретенные в детстве  приоритеты в будущем проявят  себя в качестве норм поведения и  деятельности. А значит, появляется больше уверенности в том, что  человечество сможет достичь гармонии с природой.

Очень серьезным подспорьем для экологии стала бы демилитаризация  экономики (особенно это касается стран  Латинской Америки). Военные расходы  съедают огромную долю национального  продукта, требуют большого импорта, а сами военные заводы наносят  невосполнимый вред окружающей среде.

4. Предметом труда является все то, что берется человеком из природы и подвергается обработке, на что направляется его трудовая деятельность с целью преобразования в нужный материальный продукт, идущий затем в общественное, производственное или личное потребление. 
Возникает вопрос: если производительные силы — это силы, созданные обществом, чтобы с их помощью воздействовать на природу и изменять ее, то можно ли предмет труда, т. е. взятое из природы вещество, включать в состав производительных сил? По этому вопросу в нашей философской литературе нет единой точки зрения. Одни авторы полагают, что предмет труда по своей специфической функции не включается в производительные силы, а представляет «их прямую противоположность» (3). Другие, соглашаясь с тем, что всеобщий предмет труда, каковым является природа, не может входить в состав производительных сил, обращают внимание на то, что «в производстве обычно оперируют предметами, в которых предварительно вложен какой-то труд», что человек «не только обретает в природе готовый предмет труда, но и создает себе этот предмет» (различного рода сплавы, синтетические и другие материалы) (4). На этом основании делается вывод о том, что предмет труда включается, наряду с изготовленными человеком орудиями труда, в вещный элемент производительных сил, но лишь в той мере, в какой к нему уже применены усилия человека, например, добытые из недр земли и используемые в производстве как сырье или топливо — нефть, газ, уголь и т. п. Д. И. Чесноков справедливо утверждал: «Производительные силы — это силы человеческого общества, т. е. силы, созданные людьми и приводимые ими в движение. Поэтому в производительные силы предмет труда включается лишь в той мере, в какой он уже впитал в себя живой человеческий труд. Производительные силы — это труд в широком смысле слова, труд непосредственный и накопленный» (5).

5. Урбанизация оказывает отрицательное воздействие на все компоненты биосферы. Такое воздействие возрастает год от года. 
Крупные города загрязняют атмосферный воздух в результате движения различных видов транспорта, а также выбросов промышленных предприятий, тепло и электростанций, обеспечивающих потребности горожан. 
Мировая копилка загрязнений пополняется диоксидом азота, сероводородом, диоксидом серы, озоном, предельными углеводородами, бензапиреном, пылью. Явление смога стало обычным в некоторых городах-миллионерах. Осуществление озеленения улиц, площадей могло бы снизить антропогенное влияние города на воздух, смягчило бы шумовое загрязнение. 
Строительство высокоэтажных зданий имеет отрицательные последствия для грунтов. Происходит просадка районов расположения таких зданий с компенсирующими поднятиями поверхности в пригородах. Полностью меняется природный ландшафт. 
Города являются искусственно созданными экосистемами, в которых потеряно то видовое разнообразие растений и животных, которое заселяло эту территорию прежде. 
Урбанизированные территории характеризуются большим использованием водных ресурсов на различные хозяйственно-бытовые и промышленные нужды. В результате образуется огромное количество сточных вод, которые даже после очистки на специальных сооружениях представляют опасность для тех водных объектов, куда производится их сброс. Учитывая то, что все воды неизбежно попадают в Мировой океан, города вносят в его загрязнение токсичные вещества, взвешенные частицы, сульфаты, хлориды, нефтепродукты, хлорорганические соединения, соли тяжелых металлов. 
Город привлекает к себе все новых жителей. Следует отметить, что люди, живущие в городах, не отличаются устойчивым иммунитетом к различного рода болезням. 
Горожане чаще страдают от заболеваний кровеносной, нервной и эндокринной систем. На окраинах городов образуются так называемые трущобы - районы проживания бедных семей. В домах отсутствуют водопроводы питьевой воды и системы канализации, сброс неочищенных хозяйственно-бытовых стоков происходит прямо в водные объекты. 
Жизнь горожанина сопровождается образованием большого количества отходов. - Полигоны твердых бытовых отходов, стихийные свалки мусора вокруг крупных городов представляют опасность для грунтовых вод, воздуха, почв. Необходимо строительство мусоросжигательных заводов, предприятий рециклинга, которые, в свою очередь, будут оказывать техногенное воздействие на природную среду.

6. Приро́дные ресу́рсы — естественные ресурсы: тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.

Приро́дные ресу́рсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.[1]

Классификация

По происхождению:

Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, животного мира)

Ресурсы природно-территориальных  комплексов (горно-промышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)

По видам хозяйственного использования:

Ресурсы промышленного производства

Энергетические ресурсы (Горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)

Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы)

Ресурсы сельскохозяйственного  производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)

По виду исчерпаемости:

Исчерпаемые

Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы)

Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира)

Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы)

Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические)

По степени  заменимости:

Незаменимые

Заменимые

По критерию использования:

Производственные (промышленные, сельскохозяйственные)

Потенциально-перспективные

Рекреационные (природные  комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический  потенциал территории)


Информация о работе Классификация загрязнителей и пути их воздействия на природу