Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:56, реферат
Родился в семье состоятельного еврейского купца Михаэля д'Эспинозы, бежавшего из Португалии от преследований инквизиции. Учился в еврейской школе, где изучал древнееврейский язык, Ветхий завет, Талмуд, их комментаторов и средневековых еврейских философов (Ибн Эзру, Маймонида и др.). Большое влияние на Спинозу оказал еврейский вольнодумец Уриэль Акоста. На юного Баруха руководители еврейской общины возлагали большие надежды, видя в нем будущего раввина и еврейского богослова.
МЧС РОССИИ
СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЫ
Профессиональная
этика
Доклат
на тему «Этическия
мысль Бенедикта
Спиноза»
специальность
280104.65 – «Пожарная
безопасность»
Подготовил:Ряд.вн.сл. II курса ФИПБ Лаптев.Д.Н
Железногорск 2010 г.
СПИНОЗА (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (24 ноября 1632, Амстердам —21 февраля 1677, Гаага), нидерландский философ-пантеист.
Жизнь и труды
Родился в семье
состоятельного еврейского купца Михаэля
д'Эспинозы, бежавшего из Португалии
от преследований инквизиции. Учился
в еврейской школе, где изучал
древнееврейский язык, Ветхий завет,
Талмуд, их комментаторов и средневековых
еврейских философов (Ибн Эзру, Маймонида
и др.). Большое влияние на Спинозу
оказал еврейский вольнодумец Уриэль
Акоста. На юного Баруха руководители
еврейской общины возлагали большие
надежды, видя в нем будущего раввина
и еврейского богослова. Спиноза
посещал школу Франциска ван
ден Эндена, где изучал античную
литературу и философию, латинский
язык, естествознание и познакомился
с трудами современных
В 1654 после смерти отца некоторое время Спиноза продолжал его дело, но, выбрав своей стезей философию, отошел от коммерции и отказался от своей доли в наследстве.
Найдя противоречия между Ветхим Заветом и еврейским богословием, Спиноза выразил сомнения в догматах о сотворении мира, о душе и загробной жизни, о боговдохновенности Священного Писания. Ортодоксально настроенные руководители общины потребовали от Спинозы отречения от «еретического» образа мысли, но, столкнувшись с его непоколебимостью, попытались его подкупить, посулив в случае согласия и сохранения приверженности обрядам иудаизма крупную ежегодную пенсию. Но Спиноза оставался непреклонен, за что подвергся физическому нападению. В 1656 он был отлучен от иудаизма и изгнан из еврейской общины и из Амстердама.
Переселившись в
сельскую местность, продолжал заниматься
философией. Овладел ремеслом шлифовки
оптического стекла (линз), чтобы
зарабатывать им на жизнь, и одновременно
преподавал в узком кругу единомышленников
картезианскую философию. Для них
Спиноза составил первое свое произведение
«О боге, человеке и его разуме» (1658-60).
За ним закрепилась слава
В 1663 было издано
единственное сочинение, опубликованное
под именем Спинозы, «Основы философии
Декарта, доказанные геометрическим способом»,
которое представляло собой изложение
принципов картезианской
В 1670 в Гааге
вышел в свет «Богословско-политический
трактат», опубликованный анонимно и
с обозначением ложного места
издания. Это произведение, написанное
по предложению
Основным философским произведением Спинозы является «Этика, доказанная в геометрическом порядке». Этот труд был закончен в 1675 (опубликован посмертно).
В последние годы жизни Спиноза трудился над «Политическим трактатом», который был задуман им как продолжение «Этики», однако труд не был завершен. Умер от туберкулеза.
Основные принципы философии Спинозы
Источниками учения мыслителя наряду с рационалистической философией Декарта и средневековой еврейской философией были пантеистическая доктрина Джордано Бруно, а также философские учения Фрэнсиса Бэкона и Томаса Гоббса.
Считая вслед за Гоббсом и другими философами этой эпохи геометрию наиболее совершенной наукой, Спиноза придал своему главному произведению – «Этике» – форму геометрического трактата, построив его как систему определений, аксиом, теорем и лемм (с доказательствами), короллариев (выводов) и схолий (примечаний).
В основе онтологии
Спинозы лежит положение о
тождестве бога и природы. Природу
он рассматривал как единую, вечную
и бесконечную субстанцию, являющуюся
причиной самой себя. Многообразные
единичные вещи являются проявлениями
субстанции или ее модусами. Субстанция
предстает как порождающая
Спиноза выступил
последовательным и радикальным
противником телеологии и сторонником
детерминизма, который понимал механистически
и фаталистически: случайность понималась
им как субъективная категория. Весь
мир представал в философии Спинозы
системой строгой и жесткой
В области познания
философ занял позицию
Рассматривая
тело человека как модус протяженности,
а его душу — как модус мышления,
то есть подчиненными необходимости, Спиноза
отрицал свободу воли. В аффектах
(страстях) проявляется порабощенность
человека, его рабство. Вместе с тем
Спиноза обосновывал идею о совместимости
необходимости и свободы, которая
достигается благодаря
А. Б. Рахманов