Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:09, доклад
В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.
В истории развития
экскурсионного дела в нашей стране
основное внимание уделялось методике
подготовки экскурсий и технике
их проведения, организации экскурсионного
дела и содержанию экскурсионного обслуживания
населения. В то же время мало внимания
уделялось экскурсионной теории. Это обстоятельство
вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.
В статье "Экскурсии по памятникам истории
и культуры" Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соколовский
отмечают: "Теория экскурсионного дела
находится в стадии становления... Предстоит
большая работа в области решения экскурсионных
проблем"1. В числе назревших проблем
эти авторы называют разработку экскурсионной
пропаганды, психолого-педагогических
основ, терминологии экскурсионного дела,
методов и приемов подготовки и проведения
экскурсий, критериев оценки качества
экскурсий.
В дословном переводе греческое слово
"теория" означает наблюдение, рассмотрение,
исследование. Этот термин рассматривается
в нескольких значениях:
1) теория - обобщение опыта, общественной
производственной практики, в котором
находят отражение объективные закономерности
развития природы и общества;
2) теория - совокупность обобщенных положений,
образующих определенную науку или один
из ее разделов;
3) теория - система идей в одной из отраслей
знаний;
4) теория - высшая, самая развитая форма
организации научного знания, дающая целостное
представление о закономерностях существующих
связей определенной области2.
Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной
теории, то:
а) моделируем, какой в идеале должна быть
экскурсия;
б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии
на сознание человека;
в) предполагаем осмысление, использование
основных закономерностей и особенностей
экскурсии;
г) определяем критерии качества экскурсий,
средства повышения их эффективности;
д) формулируем теоретические основы экскурсионного
дела..
Для работников туристско-экскурсионной
отрасли экскурсионная
теория - это общая сумма теоретических
положений, которые служат основой экскурсионного
дела, определяют главные направления
его развития и совершенствования.
Экскурсионная теория - это совокупность
понятий: функции экскурсии, ее основные
признаки и аспекты; особенности показа
и рассказа; экскурсионный метод; классификация
экскурсий; дифференцированный подход
к экскурсионному обслуживанию; методология
и методика; элементы экскурсионной педагогики
и логики; основы профессионального мастерства
экскурсовода.
В экскурсионной теории важное место занимают
вопросы, связанные с экскурсионным методом,
методологией экскурсионного дела и методикой.
Понятия метод, методология и методика
взаимосвязаны и обусловлены. Представим
эту связь в следующем виде:
Развитие экскурсионной
теории, начатое в 20-е годы, продолжается
и в настоящее время. В течение
первого периода это развитие
базировалось на основах школьной педагогики.
Классификация экскурсий, их признаки
и функции, сам экскурсионный процесс
определялись в расчете на экскурсии для
школьников. При этом ученые-экскурсионисты
и методисты исходили из задач и требований
общеобразовательной школы. Исключением
служил раздел музейных экскурсий, где
делались попытки осмыслить экскурсионную
теорию применительно ко всей массе экскурсантов
(и взрослых, и детей). Научные сотрудники
музеев и ученые Московского научно-исследовательского
института культуры в своих публикациях
рассматривали некоторые вопросы экскурсионной
теории, но до середины 70-х годов серьезной
разработки экскурсионной теории не было.
Известные ученые-экскурсионисты Ф. Л.
Курлат и Ю. Е. Соколовский в вышеупомянутой
статье называют фамилии ученых, которым
принадлежит бесспорная заслуга в постановке
и разработке таких ключевых проблем теории
экскурсионного дела, как определение
экскурсий, педагогических и психологических
основ экскурсионной работы, общей и частной
методики школьных и массовых экскурсий;
классификация экскурсий.
Нужно согласиться с ними в том, что теория
экскурсионного дела уже в 30-х годах развивалась
в условиях творческих исканий и дискуссий
и что в целом теория экскурсионного дела
находится в стадии становления.
Более интенсивное развитие экскурсионной
теории началось в 70-х годах. Это объясняется
передачей экскурсионного дела профсоюзам,
которые создали специализированное подразделение
- Главное экскурсионное управление, Центральную
научно-исследовательскую лабораторию
по туризму и экскурсиям и Центральные
курсы по обучению туристско-экскурсионных
работников.
Развитие экскурсионной теории связано
также с расширением экскурсионного обслуживания,
изменением роли экскурсии, т. е. превращением
ее из формы отдыха и развлечения в неотъемлемую
часть идейно-воспитательной и культурно-массовой
работы с населением. У экскурсии появились
новые функции, уточнились признаки, повысился
научный уровень экскурсионных мероприятий,
определились психолого-педагогические
основы экскурсионной пропаганды, более
целеустремленно стал использоваться
принцип наглядности, появилась нормативная
методология, выросли кадры организаторов,
методистов и экскурсоводов.
Развитию экскурсионной теории способствовали
разработка и чтение курса лекций "Теория
и практика экскурсионного дела" на
Центральных туристских курсах и в Институте
повышения квалификации работников туристско-экскурсионных
организаций. Параллельно преподаватели
ИПК в течение пяти лет вели названный
курс для студентов дневного и вечернего
отделений факультета подготовки кадров
туристско-экскурсионных организаций
Высшей школы профсоюзного движения им.
Н. М. Шверника. Содержание этого учебного
курса было изложено в учебных пособиях,
написанных Б. В. Емельяновым и изданных
Центральным рекламно-информационным
бюро "Турист": "Основы экскурсоведения"
(1981 г., 1985 г.); "Методика подготовки и
проведения экскурсии" (1980 г.); "Организация
работы экскурсионного учреждения"
(1979 г., 1987 г.); "Экскурсионное обслуживание
населения" (1983 г.); "Экскурсия - неотъемлемая
часть идейно-воспитательной работы"
(1984 г.); "Профессиональное мастерство
экскурсовода" (1986 г.).
Вся система методики подготовки и проведения
экскурсий, а также отдельные вопросы
экскурсионной теории нашли освещение
в методических пособиях, подготовленных
и изданных ИПК работников туристско-экскурсионных
организаций и Главным экскурсионным
управлением Центрального совета по туризму
и экскурсиям в период с 1971 по 1988 гг.
Постоянное внимание к вопросам экскурсионной
теории уделяла кафедра экскурсионной
работы Российской международной академии
туризма (ранее ИПК работников туристско-экскурсионных
организаций). Результатом этой работы
было опубликование в 1992 г. учебного пособия
в трех частях "Экскурсоведение".
Первая часть этого пособия "Основы
экскурсионной теории" более полно,
чем в предыдущих изданиях, освещает вопросы
теории.
Однако и в настоящее время экскурсионная
теория не стоит на месте. Важные явления
в жизни туристско-экскурсионных организаций,
бюро путешествий и экскурсий, государственных
и ведомственных музеев - это новые формы
обслуживания потребителей, опыт энтузиастов,
который, становясь достоянием экскурсионных
учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов,
преподавателей учебных заведений, приводит
к тому, что отдельные положения экскурсионной
теории развиваются, заменяются новыми,
более совершенными. Возникновение и развитие
теории являются результатом обобщения
познавательной деятельности, повседневного
труда тысяч экскурсоводов. "Теория
возникает на основе практики, но она не
просто обобщает практический опыт, а
идет значительно дальше, раскрывает новые
связи, стороны предмета"2.
Выводы
Экскурсионная теория
представляет собой комплекс взглядов,
идей, положений, которые лежат в основе
экскурсионного дела в стране. С наибольшей
полнотой и определенностью экскурсионная
теория отражена в такой учебной дисциплине,
как экскурсоведение. Само же экскурсоведение
представляет собой комплексную научную
дисциплину, раскрывающую теорию, методологию
и методику экскурсионной деятельности,
историю экскурсионного дела и обобщающую
практику туристско-экскурсионных учреждений,
функции, выполняемые экскурсией.
В настоящее время работа по дальнейшему
развитию основных положений экскурсионной
теории переместилась в стены Российской
международной академии туризма.