Экскурсия как средство развития экологической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 06:31, доклад

Описание работы

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребёнок стримится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как наблюдения и экскурсии становятся наиболее близкими и естественными.

Работа содержит 1 файл

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально.docx

— 21.00 Кб (Скачать)

В дошкольном возрасте процесс  познания у ребёнка происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребёнок стримится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности  как наблюдения и экскурсии становятся  наиболее близкими и естественными.

Придумывая организацию  и руководство наблюдениями и  экскурсиями детей, воспитателю  необходимо учитывать особенности  психических процессов, уровень  познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекает яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними  цель , точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению или экскурсии. Объём формируемых представлений довольно ограничен. В связи с этим в начале наблюдения или экскурсии основной задачей является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные и игровые приёмы. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей, прежде всего, привлекает действие животного, воспитатель различными приёмами побуждает его к активному поведению, а затем обращает внимание на то, как ест животное, смотрит, какие звуки издаёт. Воспитатель задаёт детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие. Большое значение при этом имеют приёмы обследования. Обследование  объектов помогает выделить их сенсорные признаки. Во второй половине года в ходе наблюдения и экскурсии в младшей группе можно использовать сравнения. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого.

 С трёхлетнего возраста  в наблюдение и экскурсии можно  включать отдельные поисковые  действия. Важно, чтобы во время  наблюдения и экскурсии дети  вели себя свободно, естественно,  чтобы они могли проявлять  своё отношение к животным, растениям ко всему увиденному. Многое зависит от взрослого. Когда воспитатель даёт возможность всем активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой от экскурсии.

В процессе ознакомления детей  младших групп с природой воспитатель  решает ряд задач:

  • Формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях.
  • Учит различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки.

Воспитатель обучает детей  первым не сложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной  тряпочкой, покормить рыбку, птичку в уголке природы. На этой основе воспитывает  бережное отношение к растениям  и животным, вызывает у детей чувство  радостного удивления, первые эстетические переживания.

Основное содержание знаний малыши усваивают через систематические  встречи с природой в процессе экскурсии и наблюдения в уголке природы и на участке детского сада.

Коллективные формы работы воспитатель чередует с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами  детей. Индивидуальное общение с  ребёнком позволяет вызвать у  него больший интерес, успешней провести наблюдение.

Дети ежедневно выполняют  поручения по уходу за растениями животными, получают первые представления  о том, что для роста растений нужна влага, свет, тепло. В процессе наблюдений и ухода за растениями и животными у дошкольников воспитывается  чувство бережного и заботливого  отношения к природе, понимание  к её красоте. Основным методом ознакомления детей с природой остаётся наблюдения. Они осуществляются на ежедневных  и целевых прогулках. Экскурсии лучше всего организовывать тогда, когда сезонные изменения проявляются наиболее ярко.

При правильном проведении наблюдений и экскурсий ребёнок  начинает понимать, что хорошо, а  что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать  красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и  ветром и любить их.

Природа-это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок  научится видеть, понимать и ценить её красоту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Экскурсия - как средство воспитания экологической культуры.

 

 

 

 

 

Воспитатель: Старобахина  Н.И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия - как средство воспитания экологической культуры.

 

 

 

 

 

Воспитатель: Оленик А.Л

 

 

 

 

 

Четырехлетние дети способны подмечать красоту природы в  ее цветовом и предметном разнообразии, в пластичности движений животного  мира. Нравственно-экологическая оценка еще довольно проста и прямолинейна: плохо – хорошо. У детей отчетливо  проявляются моменты активно-действенного, нравственно-эстетического отношения  к природе. Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения от результатов поведения – основа для экологического воспитания. Нужно  также учитывать, что на пятом  году жизни осуществляется переход  к самостоятельной деятельности.

В этом возрасте происходит становление произвольности, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления  об окружающим мире. Дети средней группы любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем.

Этот возраст можно  рассматривать как начальную  ступень формирования осознанного  отношения к растениям, животным, предметам, к себе как части природы. Воспитатель должен быть сам носителем  экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить  видеть и понимать элементарные связи  и зависимости, воспитывать взаимодействие с живыми существами.

При экскурсии  в любое  время года, важны наблюдения за погодой (небо, осадки, солнце, одежда людей, холодно или тепло). Рассматривание деревьев, кустарников, покровов земли. Осенью внимание детей следует обращать на то, как желтеют и опадают  листья с деревьев и кустарников, одинаково ли меняется их окраска, вянет  ли трава, цветы. Зимой учить детей  распознавать деревья по коре, веткам, кроне. Весной обратите внимание детей на появление сосулек, проталин, на набухание почек, постепенное появление зелени. Летом показать детям буйное разнотравье, цветенье и созревание плодов. Обращать внимание на взаимосвязь в природе всего живого, что в природе нет ничего лишнего, и мы должны беречь и маленькую букашку и большого медведя. Во все времена года необходимо наблюдать за составом животного мира, какие есть насекомые, птицы, как они себя ведут, какие издают звуки, что делают.

Каждое такое наблюдение развивает у детей восприятие экологической культуры. Дети учатся замечать изменения, устанавливать  их причины, связывать состояние  растений с условиями, которые они  создают для него.

При организации и проведении экскурсий  в природе в детском  саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение  содержания наблюдения; поиск оптимальных  форм и приемов включения в  них детей.

Знания о природе побуждают  детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются  осознанием правильности и необходимости  такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение  к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе  является проявлением активной заботы о ней.

 


Информация о работе Экскурсия как средство развития экологической культуры